возложение обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда



Дело № 2-5792/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Серебренниковой О.Н.,

при секретаре Стаховой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Екатеринбурга Петрова В.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в Администрации Ленинского района города Екатеринбурга, к Администрации Ленинского района города Екатеринбурга о возложении обязанности провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Екатеринбурга Петров В.В. обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в Администрации Ленинского района города Екатеринбурга, к Администрации Ленинского района города Екатеринбурга о возложении обязанности провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда.

В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Екатеринбурга во исполнение задания прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства, в том числе об охране труда, в Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга. Проверкой установлено, что в Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга указанные нормы закона не соблюдаются. Из справки 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, полученной входе проверки следует, что в Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга на ДД.ММ.ГГГГ имеется 117 рабочих мест. Аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с Трудовым кодексом РФ не проводилась ввиду отсутствия финансирования на данные цели. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах на основании проведенных замеров в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Таким образом, оценку условиям труда на рабочем месте можно дать только после фактического измерения фактора соответствующим прибором (оборудованием). Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям груда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Соответственно, измерения факторов трудового процесса в Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга не проведены с периодом не реже одного раза в пять лет, что является нарушением ст. 21.2 Трудового кодекса РФ, п. 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569. Так как в Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга не произведена оценка всех рабочих мест по показателям вредности и опасности, работники лишены права, предусмотренного ст. 219 Трудового кодекса РФ, на получение достоверной информации от работодателя, об условиях и охране труда на рабочем месте, о чествующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме этого, работники Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, осуществляющие трудовую деятельность на рабочих местах, не прошедших аттестацию по условиям труда, лишены возможности получения компенсаций за работу во вредных условиях труда, которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870.

Также в иске указано, что Решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6 утверждено Положение «Об администрации района города Екатеринбурга», из п. 1 Положения следует, что Администрация района города Екатеринбурга (далее - администрация района) образуется в соответствии с Уставом муниципального образования «город Екатеринбург», является территориальным органом Администрации города Екатеринбурга и осуществляет на территории района города Екатеринбурга исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции. В силу п. 2 Положения Администрация района в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Свердловской области, подзаконными нормативными актами федеральных государственных органов исполнительной власти и органов государственной исполнительной власти Свердловской области, Уставом муниципального образования «город Екатеринбург», решениями Екатеринбургской городской Думы, постановлениями и распоряжениями Главы Екатеринбурга и настоящим Положением. В соответствии с п. 3 Положения Администрация района в своей деятельности подконтрольна и подотчетна Главе Екатеринбурга, Екатеринбургской городской Думе и Администрации города Екатеринбурга, подотчетна населению. Согласно п. 29 Положения финансирование деятельности Администрации района осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» по смете района на основании сметы доходов и. расходов администрации района. Пунктом 31 Положения предусмотрено, что экономическую основу деятельности администрации района составляют средства бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», муниципальное имущество, переданное администрации района для осуществления своих полномочий, а также в соответствии с законом иное имущество, предназначенное для осуществления ею предоставленных полномочий. Из ч.1 ст.226 Трудового кодекса РФ следует, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Таким образом, по мнению заявителя, обязанность по финансированию проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга возникает у Администрации города Екатеринбурга.

В связи с чем, со ссылкой на ст.353 Трудового кодекса Российской Федерации, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор города обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Екатеринбурга Перминов И.А. исковые требования поддержал в полном объеме по предмету и основаниям, изложенном в иске. Требований об установлении конкретного срока для проведения аттестации истцом не заявлялось.

Представитель ответчика Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга Покуль М.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам отзыва. Вместе с тем, подтвердила, что аттестация рабочих мест не проводилась из-за отсутствия финансирования. Пояснила, что Администрация Ленинского района г. Екатеринбурга финансируется из бюджета муниципального образования, заявка о выделении денежных средств на проведение аттестации сделана.

Представитель ответчика Администрации города Екатеринбурга Огаркова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указала, что администрация района является самостоятельным юридическим лицом, расходы на ее содержание действительно предусматриваются в бюджете муниципального образования. Но Администрация района выступает главным распорядителем бюджетных средств, в отношении районной администрации Администрация города не обладает полномочиями главного распорядителя средств бюджета, поэтому не вправе выделять денежные средства из бюджета МО «город Екатеринбург» для финансирования расходов отдельной администрации района, связанных с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда. Финансирование данных мероприятий осуществляется в предусмотренном порядке, поэтому выделение средств на данные работы администрацией города по собственной инициативе не возможно.

Представитель третьего лица Департамента финансов Администрации г. Екатеринбурга Павлова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования к Администрации г. Екатеринбурга полагала необоснованными, поддержала позицию, изложенную в отзыве Администрации города, разрешение требований, заявленных к Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга оставляла на усмотрение суда, указав, что указанный орган является самостоятельным участником бюджетного процесса, имеет право самостоятельно обращаться с заявками на выделение бюджетных средств,

Заслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы гражданского дела, суд полагает заявленные прокурором города требования обоснованными в части требований к Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, и не обоснованными в отношении Администрации города Екатеринбурга по следующим основаниям.

В соответствии со ст.37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В силу ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации установлено право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

В силу ч.ч.1, 3 ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также на получение достоверной информации от работодателя, об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 9 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

В соответствии с ч.12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

С 01.09.2011 года вступил в силу порядок аттестации рабочих мест, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 года № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», в соответствии с которым аттестации подлежат все рабочие места работодателя (пункт 4). Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера (пункт 6). Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно агтестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации (пункт 8). Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации (пункт 9). Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются документы, указанные в пункте 44 постановления. Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Из изложенных выше правовых норм следует, что на каждого работодателя возлагается обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6 утверждено Положение «Об администрации района города Екатеринбурга». Как следует из п.1 указанного Положения, Администрация района города Екатеринбурга образуется в соответствии с Уставом муниципального образования «город Екатеринбург», является территориальным органом Администрации города Екатеринбурга и осуществляет на территории района города Екатеринбурга исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции. В силу п.2 Положения Администрация района в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации и Свердловской области, подзаконными нормативными актами федеральных государственных органов исполнительной власти и органов государственной исполнительной власти Свердловской области, Уставом муниципального образования «город Екатеринбург», решениями Екатеринбургской городской Думы, постановлениями и распоряжениями Главы Екатеринбурга и настоящим Положением. В соответствии с п. 3 Положения Администрация района в своей деятельности подконтрольна и подотчетна Главе Екатеринбурга, Екатеринбургской городской Думе и Администрации города Екатеринбурга, подотчетна населению. Согласно п. 4 положения, администрация района обладает правами юридического лица, для осуществления своих полномочий наделяется имуществом на праве оперативного управления. Аналогичное положение закреплено в Уставе муниципального образования «город Екатеринбург» (ст. 41).

Представленные в дело учредительные документы свидетельствуют о том, что Администрация Ленинского района г.Екатеринбурга является самостоятельным юридическим лицом.

Как следует из представленных сторонами документов, в Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга на ДД.ММ.ГГГГ имелось 117 рабочих мест, аттестация которых по условиям труда в соответствии с Трудовым кодексом РФ не проводилась ввиду отсутствия финансирования на данные цели. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается. То обстоятельство, что на момент рассмотрения данного дела Администрацией Ленинского района г.Екатеринбурга принимаются определенные меры к осуществлению данного процесса, не является основанием для отказа в удовлетворении направлены к ним исковых требований, поскольку на момент рассмотрения дела аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена. Обязанность к проведению такой аттестации прямо предусмотрена действующим законодательством, оснований для освобождения работодателя от выполнения от этой обязанности закон не содержит. В связи с чем, суд считает необходимым иск в этой части удовлетворить и обязать Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга, как работодателя по отношению к своим работникам, провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда.

Рассматривая требования иска, направленные к Администрации города Екатеринбурга, суд считает их необоснованными в силу следующего.

Муниципальное образование «город Екатеринбург» имеет свои органы, каждый из которых выполняет свои функции и действует в пределах компетенции, предоставленной ему Уставом муниципального образования «город Екатеринбург». В соответствии со ст. 24 Устава, структуру органов местного самоуправления образуют: городская Дума, Глава Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы, Администрация города Екатеринбурга.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета муниципального образования.

Органы местного самоуправления действуют в соответствии с собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленными федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом. Органы местного самоуправления не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к ведению других органов местного самоуправления. Представительным органом муниципального образования является Екатеринбургская городская Дума. Высшим должностным лицом муниципального образования является Глава Екатеринбурга - Председатель Екатеринбургской городской Думы. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрация города Екатеринбурга.

Статьей 26 Устава к исключительным полномочиям городской Думы отнесено утверждение бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении по представлению главы Администрации города Екатеринбурга.

В соответствии со ст. 36 Устава, Администрация города Екатеринбурга является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Расходы на обеспечение деятельности Администрации города предусматриваются в бюджете муниципального образования отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В силу ст. 37 Устава, Администрация города Екатеринбурга осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, решениями городской Думы, правовыми актами Администрации города, в том числе: обеспечивает составление и составляет проект бюджета муниципального образования (проект бюджета муниципального образования и среднесрочного финансового плана), обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования и составление бюджетной отчетности. Согласно ст. 38 Устава, в целях обеспечения деятельности главы Администрации города Екатеринбурга, Администрации города Екатеринбурга по формированию и исполнению бюджета муниципального образования, контролю его исполнения и составления бюджетной отчетности создается финансовый орган Администрации города Екатеринбурга с правами юридического лица. В связи с чем, Департамент финансов Администрации города Екатеринбурга был привлечен к участию в деле.

Полномочия районных администраций определены в ст.41 Устава. В силу пункта 6 указанной статьи, расходы на содержание администрации района предусматриваются в бюджете муниципального образования.

Положением «Об администрации района города Екатеринбурга» предусмотрено, что финансирование деятельности администрации района осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» по смете района на основании сметы доходов и расходов администрации района (пункты 29, 31).

В соответствии со ст. 57 Устава, муниципальное образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Администрация города обеспечивает составление и составляет проект бюджета муниципального образования (проект бюджета муниципального образования и среднесрочного финансового плана), обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования и составление бюджетной отчетности. Финансовый орган Администрации города непосредственно составляет проект бюджета муниципального образования (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), организует исполнение бюджета муниципального образования, устанавливает порядок составления бюджетной отчетности и составляет бюджетную отчетность, ведет муниципальную долговую книгу. Городская Дума своим решением утверждает бюджет муниципального образования.

В силу ст. 61 Устава, в бюджетном процессе, кроме иных органов, непосредственно участвуют главные распорядители бюджетных средств.

Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 14.03.2011г. № 918 утвержден «Реестр главных распорядителей и получателей средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на 2011 год». В соответствии с данным реестром Администрация района является главным распорядителем средств бюджета в отношении самой себя самой и ряда подведомственных учреждений.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств относится к полномочиям главного распорядителя бюджета.

Таким образом, денежные средства на финансирование мероприятий по аттестации рабочих мест должны быть предусмотрены в бюджете муниципального образования. Следовательно, решение вопроса о выделении денежных средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в районной администрации не относится к компетенции Администрации города Екатеринбурга.

Как главный распорядитель бюджетных средств Администрация Ленинского района г.Екатеринбурга обладает самостоятельным правом в рамках бюджетного процесса вносить предложения по формированию сметы расходов. Поэтому заявка на выделение в бюджете денежных средств может быть сделана администрацией района независимо от участия Администрации города в данном процессе.

Таким образом, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность Администрации города Екатеринбурга по выделению денежных средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, то суд не может применить предлагаемый истцом способ защиты права в виде возложения на данного ответчика такой обязанности (ст.12 ГК РФ), и отказывает в удовлетворении требований иска к данному ответчику.

В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Екатеринбурга Петрова В.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в Администрации Ленинского района города Екатеринбурга, к Администрации Ленинского района города Екатеринбурга о возложении обязанности провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда, - удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга провести аттестацию всех рабочих мест по условиям труда.

В удовлетворении исковых требований прокурора города Екатеринбурга Петрова В.В. в интересах неопределенного круга лиц, заявленных к Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности выделить денежные средства на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в Администрации Ленинского района города Екатеринбурга, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения суда с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Мотивированное решение составлено 04.10.2011г.

Судья (подпись)

Копия верна

Судья О.Н. Серебренникова