РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «28» октября 2011 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н. при секретаре Барашевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кортевой ФИО5 о признании недействительным Постановления Главы Екатеринбурга №5045 от 01.11.2010 года в части отказа Кортевой ФИО6 во включении в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно незаконным и обязать Комитет по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга включить заявителя на учёт в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно по дате подачи заявления 22 марта 2010 года, УСТАНОВИЛ: Кортева О.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации г. Екатеринбурга по отказу во включении в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. В дальнейшем уточнила свои требования, просила признать незаконным Постановление Главы города Екатеринбурга от 01.11.2010 г. № 5045 в части отказа во включении в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно и возложении обязанности на администрацию города Екатеринбурга включить её в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно по дате подачи заявления - 22 марта 2010 года. В обоснование своего заявления, указала, следующее. 22 марта 2010 года Кортевой О.В. было подано заявление о предоставлении однократно, бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Основанием для предоставления земельного участка было указано – «родители, воспитывающие одного и более детей». 03.08.2011 года Кортева О.В. получила отказ во включении в очередь в виде письма, где указано, что представлены не все документы. В ходе рассмотрения дела заявитель получила копию постановления № 5045 от 01.11.2010 года, которым отказано во включении в очередь на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, по причине не предоставления пакета документов. Представитель заявителя просил удовлетворить заявление о признании незаконным постановления от 01.11.2010 года, поскольку, был нарушен ФЗ «Об обращении граждан» в части полного объективного рассмотрения заявления. Считает, что заинтересованное лицо, в случае указания заявителем основания, для предоставления земельного участка, которое не подтверждается документами, должно было пригласить Кортеву О.В. и предложить ей донести документы или указать иное основание, для постановки на учёт, чего сделано не было. Представитель Администрации города Екатеринбурга, по доверенности ФИО7., не признал требования заявителя, считает их не основанными на Законе, поскольку выбор того или иного основания является правом заявителя, Администрация города только принимает решение по представленным документам, если заявитель указывает основанием постановки на учёт – «родители, имеющие троих и более детей совместно обратившихся с заявлением», то понятно, что от второго родителя также должно быть заявление, которое представлено не было. После того, как заявителю было отказано в постановке на учёт, она обратилась по другому основанию – «одинокий родитель, воспитывающий троих и более детей», в настоящее время Кортева О.В. состоит на учёте. Включить Кортеву О.В. в очередь по дате подачи первого заявления 22.03.2010 года, это значит нарушить права остальных очередников, которые также получили отказ и вновь обратились с заявлением по другим основаниям. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд полагает, что заявление Кортевой О.В. не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на судебную защиту его прав и свобод и устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46). Процессуальные механизмы реализации данного права установлены федеральным законодателем в статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2011 N 86-В11-2). Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к таким решениям относятся, решения органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. В качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий. В заявлении об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия). Заявитель в своём заявлении указала на то, что в результате нарушения положений Федерального Закона «Об обращениях граждан» заинтересованным лицом, формального отношения к рассмотрению её заявления о постановке в очередь, её право на включение в очередь для получения земельного участка в собственность бесплатно по дате подачи первоначального заявления, нарушено. Поскольку, она получила отказ в постановке на учёт 03.08.2011 года, подала заявление повторно более чем через один год после отказа, по другим основаниям. Считает, что её права нарушены, в связи с ненадлежащим исполнением заинтересованным лицом ФЗ «Об обращении граждан», своевременным предоставлением информации по её обращению. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Вместе с тем, судом таких оснований не установлено. Как установлено в судебном заседании, 22.03.2010 года Кортева О.В. обратилась в Администрацию МО «г. Екатеринбург» с заявлением, в котором указала своё волеизъявление о включении её в очередь на предоставление земельных участков в собственность бесплатно. Учитывая, что предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства предусмотрено для определённых категорий граждан, Кортева О.В. указала в качестве основания для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства – «если граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, являются родителями, воспитывающими, трёх или более несовершеннолетних детей». В качестве документов, свидетельствующих о наличии указанного основания, Кортева О.В. приложила: копию паспорта, копии свидетельств о рождении и копию удостоверения многодетной семьи. 18.04.2010 года Администрация города Екатеринбурга направило Кортевой О.В. письмо о том, что её заявление будет рассмотрено по существу после утверждения соответствующего порядка Екатеринбургской городской Думой. Постановлением Главы Екатеринбурга от 01.11.2010 N 5045 заявителям отказано во включении в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, так как ими представлены не все документы, указанные в п. 11 Положения о порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования "город Екатеринбург". В соответствии с п. 5 ст. 54-7 Областного закона от 07.07.2004 № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно бесплатно в собственность граждан вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Свердловской области для индивидуального жилищного строительства, в случае если: граждане постоянно проживают на территории Свердловской области и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, являются родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех и более несовершеннолетних детей, и совместно обратились за предоставлением земельного участка; являются одинокими родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими несовершеннолетних детей. В целях реализации статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 54-7 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области", руководствуясь статьей 26 Устава муниципального образования "город Екатеринбург", Екатеринбургская городская Дума утвердила Положение "О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Действие настоящего Положения распространяется на земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург", а также на земельные участки из земель населенных пунктов, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург", полномочия по распоряжению которыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Свердловской области возложены на органы местного самоуправления муниципального образования (далее - земельные участки). Решение о предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно принимается Главой Екатеринбурга. Земельные участки в соответствии с настоящим Положением предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением. Как установлено в судебном заседании, после подачи Кортевой О.В. заявления 22.03.2010 года о включении в очередь для предоставления земельного участка в собственность бесплатно, 27.04.2010 года Екатеринбургская городская Дума утвердила Положение о порядке предоставления земельных участков, которое вступило в силу 24.05.2010. В указанном Положении специально урегулирован вопрос рассмотрения заявлений граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. Так, п.п. 52 - 57 вышеназванного Положения устанавливают: Орган учета регистрирует заявления граждан, поданные в произвольной форме, поступившие в период с 5 декабря 2009 года до дня вступления в силу настоящего Положения, в отдельном журнале регистрации заявлений. В случае если к заявлению, указанному в абзаце первом настоящего пункта, не приложены документы (приложены не все документы), указанные в пункте 11 настоящего Положения, граждане вправе представить недостающие документы в орган учета в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего Положения. Регистрация заявлений, указанных в пункте 52 настоящего Положения, осуществляется в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Положения, в хронологической последовательности исходя из даты и номера их регистрации в отделе по работе с обращениями граждан Администрации города Екатеринбурга. После регистрации в журнале, указанном в пункте 52 настоящего Положения, последнего заявления, поступившего в период с 5 декабря 2009 года до дня вступления в силу настоящего Положения, ведение такого журнала прекращается. Очередность включения заявителей, указанных в пункте 52 настоящего Положения, в очередь определяется на основании документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, в хронологической последовательности исходя из даты и номера регистрации заявления в отделе по работе с обращениями граждан Администрации города Екатеринбурга. Постановление Главы Екатеринбурга о включении заявителя в очередь либо об отказе во включении заявителя в очередь принимается в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Положения. Постановление об отказе во включении в очередь Кортевой О.В. вынесено 01.11.2010 года Основаниями для отказа во включении в очередь заявителей, указанных в пункте 52 настоящего Положения, являются: 1) подача заявления лицом, не уполномоченным заявителем на осуществление таких действий либо не являющимся его законным представителем; 2) представление заявителем не всех документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения; 3) реализация заявителем права на однократное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории Свердловской области; 4) выявление в представленных заявителем документах, указанных в пункте 11 настоящего Положения, сведений, не соответствующих действительности. Из материалов дела следует, что заявление подано в период, указанный в п. 52, следовательно, решение по нему не должно было приниматься, до вступления Решения Екатеринбургской городской Думы от 27.04.2010 N 44/22, которым утверждено Положение "О порядке предоставления земельных участков и организации учета граждан, имеющих право на приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (до 24.05.2011), при этом заявителю был дан ответ о том, что её заявление будет рассмотрено по существу после утверждения соответствующего порядка Екатеринбургской городской Думой. После вступления указанного Решения в силу, заявления граждан подлежат рассмотрению, при этом, органу учета предоставлено два месяца на регистрацию указанных заявлений. Заявитель Кортева О.В. не была лишена права предоставить недостающие документы в орган учета в течение одного месяца со дня вступления в силу Положения, которые указаны в п. 11 Положения. Заявителем соответствующие документы представлены не были, что в силу пп. 2 п. 57 Положения является основанием для отказа во включении в очередь Кортевой О.В. То обстоятельство, что заявитель не знала о том, что ей необходимо предоставить дополнительные документы с учетом п. 11 Положения, и узнала об этом только в августе 2011 года, не имеет правового значения, поскольку на администрацию города Екатеринбурга не возложена обязанность по разъяснению лицам, обратившимся до 24 мая 2010, необходимость предоставления дополнительных документов. Поскольку заявителю было разъяснено, что ответ им будет дан после вступления Решения Екатеринбургской городской Думы, то истцы достоверно знали о том, что такое Решение будет принято и могли проявить достаточную осмотрительность по изучению данного нормативного акта с целью приведения своего заявления в соответствии с требования Положения. При таком положении, суд, с учетом, в том числе, требований ст. ст. 254, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установленных обстоятельств конкретного дела в соответствии с которыми оспариваемые решения должностных лиц осуществлены в соответствии с законом и в пределах предоставленных полномочий при отсутствии нарушений прав или свобод заявителя, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания обжалуемых заявителем решений заинтересованных лиц, незаконными. Заявитель Кортева О.В. в своём заявлении указала основание постановки в очередь – «родители, воспитывающие двоих и более детей», однако, основанием для включения в очередь является – «граждане постоянно проживают на территории Свердловской области, являются родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех и более несовершеннолетних детей, и совместно обратились за предоставлением земельного участка» Вместе с тем, заявитель, считая, что у неё есть право на предоставление земельного участка по данному основанию, не приняла во внимание то обстоятельство, что необходимым условием является нахождение супругов в браке и совместное обращение с заявлением о постановке в очередь. Заявитель Кортева О.В. является одиноким родителем, воспитывающим двух и более детей, что является самостоятельным основанием для постановки в очередь. Учитывая, что заявитель не смогла представить все необходимые документы, в связи с отсутствием супруга, ей было отказано в постановке в очередь по заявленному основанию. Тот факт, что в дальнейшем, после отказа во включении в очередь, заявитель изменил основание постановки на учёт, правового значения для дела не имеет, так как проверке подлежат действия органа местного самоуправления на момент обращения заявителя. В соответствии с п. 56 Положения, по итогам рассмотрения заявлений, принимается Постановление Главы Екатеринбурга о включении заявителя в очередь либо об отказе во включении заявителя в очередь. В данном случае принято Постановление Главы Екатеринбурга об отказе во включении заявителя в очередь. При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным отказа во включении заявителя в очередь на предоставление земельного участка и возложении обязанности включить заявителя в очередь, по дате первоначального заявления, т.е. 22.03.2010 года, не имеется. В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. На основании изложенного и руководствуясь ст.197-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Кортевой ФИО8 о признании недействительным Постановления Главы Екатеринбурга №5045 от 01.11.2010 года в части отказа Кортевой ФИО9 во включении в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно незаконным и обязать Комитет по жилищной политике Администрации города Екатеринбурга включить заявителя на учёт в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно по дате подачи заявления 22 марта 2010 года, отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга. Судья: подпись. Копия верна. Судья: