Бурахин к Минобороны



Дело № 2-7376/11(7)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«06» октября 2011 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи – Киселевой С.Н.,

при секретаре Зотиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурахина А.М. к ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Спорной является двухкомнатная <адрес> общей площадью 0000 кв.м., предоставленная Бурахину А.М. в связи с прохождением воинской службы на основании договора социального найма, заключенного 03 августа 2011 года № 1324.

Истец обратился в суд с иском о признании права собственности на спорную квартиру и в обоснование иска указала, что квартира была предоставлена Бурахину А.М. в 2011 году на основании договора социального найма. Обращение представителя истца Бурахина А.М. – Матвеева Л.В. к руководителю ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» с заявлением о приватизации спорного жилого помещения не привело к положительному результату, ответ истцом получен не был.

Представитель истца Матвеев Л.В., действующий на основании доверенности от 04.08.2011 г. сроком действия до 04.08.2012 г., в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по предмету и основаниям.

Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили, слушание дела не просили отложить.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 17, 18, 40, 45 Конституции РФ право на жилище является непосредственно действующим, признается и гарантируется государством.

Согласно п.1 ст. 49 ЖК РФ жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.

Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. № 315 заключается со стороны наймодателя - уполномоченным органом государственной власти РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления либо иным управомоченным собственником лица, действующим от имени собственника жилого помещения – РФ.

Как видно из материалов дела между истцом Бурахиным А.М. и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» заключен договор социального найма № 1324 от 03 августа 2011 года на жилое помещение – <адрес> общей площадью 0000 кв.м..

В соответствии с п.37 Приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2000г. №80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (действовавшего на момент заключения договора социального найма) - распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности, решение комиссии оформляется протоколом.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что спорная квартира была предоставлена истцу на законных основаниях в связи с прохождением воинской службы в порядке очередности с целью улучшения жилищных условий.

В соответствии со ст.2 Закона РСФСР от 04.07.1991г. № 1541-1«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести помещения в собственность.

В силу ст.6 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно п. 1 ст. 11 приведенного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.

Исходя из смысла вышеприведенных норм, у истца возникает право на бесплатную приватизацию жилого помещения, в случае нахождения жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Согласно п. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона РФ «Об обороне» № 61-ФЗ от 31мая1996года имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 2 ст. 299 ГК РФ имущество, приобретенное учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учете федерального имущества (Постановление Правительства РФ № 447 от 16.07.2007 года) подлежит учету в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

В данном случае право оперативного управления возникло у ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», однако до настоящего времени не зарегистрировано в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела при обращении Бурахина А.М. за заключением договора приватизации жилого помещение, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» ответа на заявление не предоставил.

Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации.

В силу ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что истец проживает в спорном жилом помещении с 2011 года, вселен в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истца на указанное жилье никем не оспаривается, у истца отсутствует другое жилое помещение на праве собственности либо по договору социального найма, ранее истцом не использовано право бесплатной приватизации жилых помещений – суд считает заявленные исковые требования о признании за истцом права собственности на занимаемое жилое помещение в равных долях – обоснованными, правомерными и подлежащими безусловному удовлетворению. При этом право собственности Российской Федерации на жилое помещение прекращается при передаче в собственность жилого помещения гражданам.

В соответствии со ст.ст.17, 28 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установление решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

С учетом изложенного, признанное за истцом право собственности на указанное в решении суда жилое помещение подлежит обязательной государственной регистрации после вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бурахина А.М. удовлетворить.

Признать за Бурахина А.М. право собственности в порядке приватизации на <адрес> общей площадью 0000 кв.м.

Настоящее решение является основанием для регистрации за Бурахина А.М. право собственности в порядке приватизации на <адрес> общей площадью 0000 кв.м. и прекращения регистрации права собственности Российской Федерации, Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: (подпись) С.Н. Киселева

Копия верна: судья -