решение о признании нуждающимся



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.,

при секретаре Малярик А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Екатеринбурга в интересах Шпака Д.К. к администрации Ленинского района города Екатеринбурга о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещения по до говору социального найма, возложении обязанности включить в список лиц, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района города Екатеринбурга, действуя в интересах Шпака Д.К. обратился в суд с иском к администрации Ленинского района города Екатеринбурга о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещения по до говору социального найма, возложении обязанности включить в список лиц, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета.

В обоснование требований указал, что в ходе проведении проверки прокурором установлено, что Шпак Д.К. имея статус ветерана Великой Отечественной войны и реализуя свое право на обеспечение жильем обратился в администрацию Ленинского района города Екатеринбурга с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использовании. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Ленинского района города Екатеринбурга вынесено решение об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в связи с наличием в совместной собственности Шпака Д.К. и его жены <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., что с учетом состава семьи 3 человека превышает учетную норму. Между тем превышение установленной нормы является незначительным, фактически истец проживает в однокомнатной квартире, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. совместно с супругой и сыном.

В судебном заседании прокурор поддержал требования в полном объеме по предмету и основаниям.

Представитель администрации Ленинского района города Екатеринбурга с иском не согласилась и в обоснование возражений пояснила, что истец является собственником квартиры, площадью <данные изъяты> кв.м., семья Шпака Д.К. состоит из 3 человек и на одного человека приходится <данные изъяты> кв.м.. что выше учетной нормы, соответственно, истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы заинтересованного лица.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно п. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Пунктом 3 названной нормы установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ определены категории граждан которым в качестве мер социальной поддержки предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Исходя из системного толкования названых норм, предоставление жилых помещений предусмотрено для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Таким образом, право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением по договору социального найма за счет средств федерального бюджета имеют не все участники Великой Отечественной войны, а те из них, кто является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены ст. 51 ЖК РФ.

Часть 1 названной нормы устанавливает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что Шпак Д.К. является ветераном – участником Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением.

ДД.ММ.ГГГГ Шпак Д.К. обратился в Администрацию Ленинского района города Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.

Администрация Ленинского района города Екатеринбурга отказала в постановке на учет, поскольку на 1 члена семьи Шпака Д.К. приходится более 10 кв.м. – учетной нормы, установленной в городе Екатеринбурге.

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что в соответствии со ст. 50 ЖК РФ установлено такое понятие, как «учетная норма площади жилого помещения» - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 4 статьи 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФЮ устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч.3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям могут быть установлены иные учетные нормы.

Федеральным законом «О ветеранах» не установлен учетные нормы в целях обеспечения жилыми помещениями, указанных в нем категорий граждан, поэтому в данном случае необходимо руководствоваться нормативным правовым актом органа местного самоуправления Постановления главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 года № 824 «ОБ утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Согласно п. 1 названного Постановления установлена учетная норма жилой площади в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека, а норма предоставления - 16 кв.м.

Как видно из данного постановления для определения нуждаемости учитывается общая площадь помещения, размер жилой площади в данных целях не имеет значения, исходя из этого суд отклоняет соответствующие доводы прокурора.

Как следует из материалов дела истец Шпак Д.К. и Шпак Н.Е. (супруга) являются совместными собственниками <адрес>.

Из справки Центра регистрации населения видно, что на момент рассмотрения настоящего дела в квартире зарегистрированы и проживают три человека Шпак Д.К., Шпак Н.Е. и Шпак В.Д. (сын).

Таким образом, на 1 человека приходится более 10 кв.м. общей площади, соответственно, истец не может быт признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, и, соответственно, оснований для постановки на учет в качестве такового и последующем включении список лиц предоставляемый в администрацию города Екатеринбурга, у суда не имеется.

Исходя из этого, суд отказывает в удовлетворении требований прокурора Ленинского района города Екатеринбурга, действующего в интересах Шпака Д.К. в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Прокурора Ленинского района города Екатеринбурга в интересах Шпака Д.К. к администрации Ленинского района города Екатеринбурга о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, постановке на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещения по до говору социального найма, возложении обязанности включить в список лиц, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: