Дело № 2-7869/11(17) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 ноября 2011 года г. Екатеринбург Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Бурматовой Г.Г., при секретаре Жеребиной И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Селянина К.П. о признании незаконными действий (бездействия) Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области, возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Селянин К.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий, бездействия УГИБДД по Свердловской области в части ответов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, отказа в выдаче дубликата ПТС, а также действий, связанных с неисполнением решения суда и требований судебного пристава-исполнителя и возложении обязанности совершить определенные действия, в том числе выдать дубликат ПТС, провести служебную проверку и вынести постановление об отказе или удовлетворении его жалобы в порядке подчиненности. Заявитель и его представитель требования поддержали в полном объеме. Представитель УГИБДД ГУВД по Свердловской области с заявлением не согласился и в обоснование возражений указал, что отсутствуют правовые основания как для признания действий (бездействия) незаконным, так и для возложения обязанности совершить те действия, о которых заявил Селянин К.П. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Однако и заявителем же должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по его мнению, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия). Согласно заявлению Селянин К.П. неоднократно обращался в Управление ГИБДД по Свердловской области с просьбой выдать дубликат ПТС, как собственник автомобиля, чье право подтверждено вступившим в силу решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ Как следует из заявления Селянина К.П. им оспариваются ответы Управления УГИБДД ГУ МВД по Свердловской области, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, поскольку заявителя не устраивает формулировка ответа, полагает, что в данных ответах не разрешены его вопросы по существу, что привело к нарушению его прав и интересов. Кроме того, просит признать действия и бездействия ГИБДД незаконными в части отказа от исполнения требований судебных приставов-исполнителей, отказа выдать дубликат паспорта транспортного средства, воспрепятствованию исполнения решения суда и неисполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что решением Ленинского районного суда города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: Признать недействительным заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Селяниным К.П., в интересах которого действовала Селянина Н.С. по нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Ильиных А.Н. договор купли-продажи автомобиля марки <данные изъяты> рублей, применив последствия недействительности сделки. Передать в совместную собственность Селянина К.П. и Селяниной Н.С. автомобиль марки <данные изъяты>, зарегистрировав в органах ГИБДД Свердловской области право собственности на автомобиль за Селяниным К.П. Именно на необходимости исполнения данного решения путем осуществления регистрационного учета Селянин К.П. неоднократно обращался в органы ГИБДД. Кроме того, постановлениями судебного пристава исполнителя Семышева А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ на Управление ГИБДД ГУВД по Свердловской области возложена обязанность по выдаче дубликата паспорта транспортного средства в рамах исполнительного производства по исполнительным листам о наложении аре ста и по вышеуказанному решению. Вместе с тем как следует из представленного решения суда какой-либо дополнительной обязанности на Управление ГИБДД ГУВД по <адрес> не возложено. Напротив такая обязанность возложена на стороны, участвующие в деле. Проверяя законность и обоснованность действий Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области суд принимает во внимание следующее. В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", органы ГИБДД осуществляют допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. ПТС является основным документом, позволяющим идентифицировать транспортное средство, определяющим соответствие безопасности дорожного движения. Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15 июня 1998 г. N 711 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2002 г. N 679) утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В силу утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения, определяющего правовое положение Госавтоинспекции, ее права и обязанности, ГИБДД МВД России в своей деятельности обязана руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации "О милиции", Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, настоящим Положением. В соответствии с подп. "з" п. 12 указанного Положения ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения. Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств. В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте. Вопросы оформления паспортов транспортных средств регулируются Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 «О введении паспортов транспортных средств» и Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 г. Так, в п.9 Положения о паспортах транспортных средств указано, что наличие паспорта является обязательным условием для регистрации транспортных средств. Согласно пунктам 1, 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 447 "О введении паспортов транспортных средств" наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении; дубликаты паспортов транспортных средств выдаются взамен утраченных или пришедших в негодность паспортов. В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте. Кроме этого регистрация транспортного средства осуществляется в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним и Административным Регламентом МВД России, утвержденным Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001. Согласно п.36 Правил, для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные подразделения сдаются следующие документы: документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты; документы, подтверждающие снятие предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом запретов и ограничений; документы, удостоверяющие полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) при совершении регистрационных действий; регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки, включая регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, регистрационные знаки "ТРАНЗИТ"; оригиналы расчетных документов об уплате государственной пошлины. В соответствии с данными Правилами регистрации, ПТС является обязательным документом, по которому идентифицируется транспортное средство. Кроме этого, собственники должны выполнить ряд иных действий: заключить договор обязательного страхования автогражданской ответственности, оплатить соответствующие платежи для совершения данного действия, предоставить транспортное средство для произведения проверки, сверки с документами регистрационных знаков автомобиля. Согласно п. 20 Положения о паспортах транспортных средств оформление паспортов таможенными органами и подразделениями Госавтоинспекции осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением, при условии представления транспортных средств или шасси таможенным органам (в зоне таможенного контроля) или подразделениям Госавтоинспекции. Представление на регистрацию автомобиля, имеющего иные номерные обозначения узлов и агрегатов, чем те, которые указаны в паспорте транспортного средства, по сути означает отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Регистрация такого автомобиля прямо запрещена п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Согласно п. 49 Правил регистрации, утвержденных Приказом МВД России N 1001, новые документы выдаются взамен утраченных или непригодных для пользования регистрационных документов, паспортов транспортных средств на зарегистрированные в Госавтоинспекции транспортные средства и иных выдаваемых регистрационными подразделениями документов. Аналогичная норма содержится в п. 10 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 г. В силу п. 16 Административного регламента МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: а) заявление (приложения N 2 к настоящему Административному регламенту); б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий; в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий; г) документ об уплате государственной пошлины; д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; е) транспортное средство. Транспортное средство не представляется при получении регистрационных знаков и (или) регистрационного документа, и (или) паспорта транспортного средства взамен утраченных или пришедших в негодность, при внесении изменений в учетные данные, не связанные с изменениями регистрационных данных транспортных средств, при снятии с учета в связи с его утилизацией или утратой, при прекращении временной регистрации на основании заявления собственника или по окончанию срока ее действия, а также вывезенное и оставленное прежним или новым собственником за пределами территории Российской Федерации; ж) документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство не порождает безусловную обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Как указано выше, решением суда на органы ГИБДД не возлагалась такая обязанность, как и не возлагалась обязанность по постановке автомобиля на регистрационный учет. Кроме того, как указал заявитель, транспортное средство и документы на него Селяниным К.П. в органы ГИБДД не представлялись, что является препятствием к регистрации транспортного средства. В соответствии с требованиями ст.5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 19.09.2007г. №229, непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. К полномочиям органов ГИБДД не отнесено исполнение решений суда по истребованию транспортного средства у третьих лиц и передаче его заявителю, поскольку разрешение данных вопросов входит в компетенцию службы судебных приставов-исполнителей. Более того, исполнение требований судебных приставов-исполнителей также не освобождает органы ГИБДД и лиц, в отношении которых приняты акты судебных приставов-исполнителей от соблюдения требований вышеназванных нормативных актов. При этом следует принять во внимание, что органы ГИБДД участником правоотношений собственности не являются. Кроме того, в судебном заседании заявитель также отказался ответить на вопрос суда о том, кто на момент рассмотрения дела является собственником транспортного средства. Как указано выше судом при обращении с требованиями о признании действий незаконными в порядке главы 25 ГПК РФ обязанность по доказыванию возлагается на органы, чьи действия оспариваются, однако и заявитель обязан указать какие его права и законные интересы нарушены. Между тем из заявления Селянина К.П. и его пояснений в ходе судебного разбирательства, с учетом отказа отвечать на вопросы суда, невозможно установить о защите каких прав и законных интересов обратился в суд заявитель. При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявления Селянина К.П. о признании незаконным действий (бездействий) Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области в полном объеме, соответственно, суд отказывает в применении ст. 258 ГПК РФ, в части возложения какой-либо обязанности на Управление ГИБДД ГУ МВД РФ по Свердловской области. Более того, суд принимает во внимание, что требования заявителя о возложении обязанности провести служебную проверку и ответить в порядке подчиненности, основаны на неверном понимании гражданско-процессуального законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении заявления Селянина К.П. о признании незаконными действий (бездействия) Управления ГИБДД ГУВД по Свердловской области, возложении обязанности, в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Судья: подпись. Копия верна. Судья: