РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 декабря 2011 года г. Екатеринбург Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г. при секретаре Малярик А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гребенева А.В., Гребеневой Н.А., Гребеневой Н.А. к администрации города Екатеринбурга о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма вне очереди, УСТАНОВИЛ: Гребенев А.В., Гребенева Н.А. и Гребенева Н.А. обратились в суд с иском к администрации города Екатеринбурга о признании незаконным бездействия в части непредоставления жилого помещения и возложении обязанности предоставить Гребеневым жилое помещение на условиях социального найма в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания. В обоснование требований Гребенев А.В. пояснил, что ранее принятыми решениями было установлено, что жилой дом, ранее принадлежавший истцам на праве собственности признан непригодным для проживания, истцы состоят в очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения как малоимущие, а в удовлетворении требований о возложении обязанности на застройщика предоставить иное жилое помещение было отказано. С учетом разъяснений, данных в определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ просит предоставить жилое помещение с учетом требований п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ на условиях социального найма, а бездействие администрации в части непредоставления жилого помещения признать незаконным. В судебном заседании истец требования подержал в полном объеме по предмету и основаниям. Представитель администрации города Екатеринбурга с иском не согласилась и в обоснование возражений пояснила, что оснований для предоставления жилого помещения не имеется, поскольку решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что истцы не имеют оснований на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, в связи чем распоряжением главы администрации Чкаловского района города Екатеринбурга истцы исключены из внеочередного списка и включены в общий список на предоставление жилого помещения. В настоящее время очередь на предоставление жилого помещения не подошла. Оснований для установления бездействия администрации города Екатеринбурга не имеется. Истцы Гребенева Н.А. и Гребенева Н.А. в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с учетом мнения участников судебного разбирательства, суд признал возможным рассмотреть дело при установленной явке. Заслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела и материалы дел № 2-2330/04 (19), 2-1836/11(12) Ленинского районного суда города Екатеринбурга, дела № 2-1336/08 Чкаловского районного суда города Екатеринбурга, оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.ст. 3, 39 ГПК РФ при обращении в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права предмет и основания иска определяет истец. Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Решением Ленинского райсуда г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, истцам Гребеневу А.В., Гребеневой Н.А., действующих также в интересах несовершеннолетнего Гребенева Г.А., а также Гребеневой Н.А. было отказано в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации г.Екатеринбурга и администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения по основаниям п.1 ст.37 ЖК РСФСР, т.е. в связи со стихийным бедствием (пожаром), в результате которого спорный дом стал непригодным для проживания. При этом судом сделан вывод о том, что оснований для предоставления истцам жилого помещения по п.1 ст. 37 ЖК РСФСР не имеется, в связи со следующим. Основания для предоставления жилья вне очереди лицам, дом которых сгорел, имеются только в случае, если дом сгорел в результате стихийного бедствия. Под стихийными бедствиям понимаются события природного характера, возникающие в силу явлений природы, не зависящих от воли человека, т.е. носящих объективных характер. Решением суда было установлено, что жилой <адрес>, собственником ? доли которого являлся Гребенев А.В., сгорел ДД.ММ.ГГГГ. В отделе государственного противопожарного надзора Чкаловского района г.Екатеринбурга материалы по данному пожару не сохранились. Согласно пояснениям в судебном заседании самого Гребенева А.В., причиной пожара по заключению пожарных, явилось неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц. С учетом данного решения Администрацией Чкаловского района города Екатеринбурга ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение 0000 согласно которому Гребеневы исключены из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди. Решением Ленинского райсуда г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения Судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Гребеневу А.В. также отказано в иске о предоставлении взамен снесенных нежилых помещений другого жилья на условиях социального найма за счет средств администрации г.Екатеринбурга. Решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Гребенева А.В.. Гребеневой Н.А. и Гребневой н.А. к ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс» о признании действий по сносу дома и изъятии земельного участка незаконными, возложении обязанности предоставить жилое помещение в собственность, в удовлетворении иска отказано. Определением Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения. Решением Ленинского районного суда города Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Гребенева А.В., Гребеневой Н.А. и Гребеневой Н.А. к администрации <адрес> и администрации Чкаловского района города Екатеринбурга о признании незаконным распоряжения органа местного самоуправления и восстановлении в очереди на получение жилья во внеочередном порядке, отказано в удовлетворении исковых требований отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение оставлено без изменения. Иных решений суда, возлагавших бы на администрацию города Екатеринбурга какую-либо обязанность, в том числе и по предоставлению жилого помещения на условиях социального найма не имеется. Разрешая заявленные требования о признании незаконным бездействия администрации города Екатеринбурга, суд принимает во внимание, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2). В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется в соответствии с главой 7 раздела 3 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. На основании ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется органом местного самоуправления только по основаниям, предусмотренным законом. Как указано выше, в настоящее время Гребеневы исключены из списка на внеочередное предоставление жилья и включены в очередь на общих основаниях с момента постановки на учет. Каких-либо доказательств, что на момент рассмотрения настоящего дела подошла очередь истцов на предоставление жилого помещения, а администрация города Екатеринбурга не предоставила жилое помещение, в суд не представлено. Исходя из этого, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для установления незаконного бездействия администрации города Екатеринбурга в части непредоставления жилого помещения. Суд также принимает во внимание, что доводы истцов основаны на толковании Определения Конституционного суда РФ от 05.03. 2009 года № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации». Однако в данном определении рассматривался вопрос о возможности признания нуждающимся во внеочередном предоставления жилого помещения лицам, ранее не состоявшим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вопрос о предоставлении жилого помещения из муниципального жилищного фонда на условиях социального найма взамен признанного непригодным для проживания жилого помещения находящегося в собственности граждан не являлся предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. Как следует из определения, «федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения». Иного разъяснения, в том числе о предоставлении непосредственно органами местного самоуправления жилого помещения на условиях социального найма взамен принадлежавшего на праве собственности жилого помещения не имеется. Более того, действующее жилищное законодательство не содержит норм, обязывающих муниципальное образование предоставлять взамен жилого помещения, находящегося в собственности, в силу признания его непригодным либо по иным основаниям, другого жилого помещения. Механизм предоставления жилого помещения взамен непригодного на условиях социального найма изложен в ст.ст. 85-89 ЖК РФ. Согласно положениям ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу требований ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии со ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта Из буквального толкования названных норм следует, что предоставление жилого помещения взамен непригодного носит компенсаторный характер, т.е. восстановления состояния, существовавшего до возникновения нарушения права. Какого-либо механизма по обеспечению собственников жилых помещений признанных непригодными вследствие, в том числе пожара, действующее законодательство не содержит. Исходя из этого, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов к администрации города Екатеринбурга о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма вне очереди. Вместе с тем, истец не лишен права на предъявление иных требований по иным оснвоаниям. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Гребенева А.В., Гребеневой Н.А., Гребеневой Н.А. к администрации города Екатеринбурга о признании бездействия незаконным и возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма вне очереди, отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Судья: подпись. Копия верна. Судья: