Р Е Ш Е Н И Е (заочное) Именем Российской Федерации. 08 декабря 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Лапшина С.М. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Правительству Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства Свердловской области» об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении на условиях социального найма, у с т а н о в и л: Прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Лапшина С.М., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО г.Екатеринбура в целях передачи его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> В обоснование своего иска прокурор указал, что истец Лапшин С.М. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Лапшина Л.Н. скончалась 11.07.1979 года, а его отец Лапшин М.А. на основании решения Кушвинского городского народного суда Свердловской области от 12 августа 1980 года лишен родительских прав. Постановлением Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от 04.11.1999 г. № 1723 Лапшин С.М. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий во внеочередном порядка как сирота. На момент обращения с иском в суд номер его очереди - 7. Несмотря на наличие у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения Лапшину С.М. не предоставлено, другого жилья на праве собственности или по договору социального найма он не имеет. В соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно предоставляться без очереди после достижения им 18 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего предоставления Лапшину С.М. на условиях социального найма. В ходе производства по делу в качестве ответчиков были привлечены – Министерство Финансов РФ, Министерство Финансов Свердловской области, а в качестве третьего лица – администрация Ленинского района г.Екатеринбурга. В судебном заседании прокурор, выступающий в интересах Лапшина С.М. исковые требования по заявленным прокурором фактическим и правовым основаниям поддержал, дополнительно пояснив, что истец относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени администрация г.Екатеринбурга жильем Лапшина С.М. не обеспечила. Других жилых помещений на праве собственности или на условиях социального найма Лапшин С.М. не имеет. В судебное заседание не явился истец Лапшин С.М., о рассмотрении дела извещен своевременно и в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ. В судебном заседании представитель администрации г.Екатеринбурга возражала против удовлетворения заявленного иска, считая его преждевременным, так как при исполнении Министерством строительства и архитектуры Свердловской области обязанности по приобретению и передаче для истца жилого помещения в муниципальную собственность, администрация г.Екатеринбурга предоставит его в соответствии с требованиями закона. На момент рассмотрения дела какое-либо жилое помещение, которое может быть представлено истцу, отсутствует. Министерство финансов РФ направило в суд также отзыв, в котором указало на необоснованность привлечения его в качестве ответчика, так как Министерство, являясь федеральным органом исполнительной власти, несет ответственность по своим обязательствам, возникающим в рамках его полномочий. Постановлением от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства Финансов Российской Федерации» определены функции и полномочия Министерства, ответственность же регламентирована нормами гражданского законодательства (ст. 1069, 1070, 1071 ГК РФ). Данный перечень статей, в силу которых Министерство финансов РФ возмещает вред за счет средств казны Российской Федерации, является исчерпывающим. Предоставление жилых помещений категории лиц, к которой отнесен истец, не отнесено к функциям и полномочиям Министерства, а является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Получателем денежных средств является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Таким образом, Министерство финансов РФ не может являться заинтересованным лицом по данному гражданскому иску. Представители СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Правительства Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области, администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом и в срок, о причинах своей неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении слушания дела. С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке. Заслушав пояснения прокурора, возражения представителя администрации г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма. Судом установлено, что истец Лапшин С.М., 1976 года рождения являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как его мать Лапшина Л.Н. скончалась 11.07.1979 года, а его отец Лапишн М.А. на основании решения Кушвинского городского народного суда Свердловской области от 12 августа 1980 года был лишен родительских прав. С 11 ноября 1980 г. Лапшин С.М. находился на полном государственном обеспечении и был воспитанником МОУ «Специальный (коррекционный) детский дом № 9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с недостатками речевого развития», с 1983 г. по 1987 г. являлся воспитанником детского дома «Малый Исток», с 1987 г. по 1992 г. Лапшин С.М. обучался в общеобразовательной школе № 16 и также находился на полном государственном обеспечении. Кроме этого, согласно представленным письменным доказательствам, с 1992 г. по 1994 г. Лапшин С.М. являлся учащимся Екатеринбургского социально-профессионального лицея. Суду представлены сведения из пенитенциарных учреждений, исходя из которых Лапшин С.М. был освобожден по отбытию срока наказания по последнему из приговоров в 2001 г. Постановлением Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от 04.11.1999 г. № 1723 Лапшин С.М. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий во внеочередном порядка как сирота. На момент обращения с иском в суд номер его очереди - <данные изъяты> На момент рассмотрения дела Лапшин С.М. зарегистрирован в общежитии <адрес> без приобретения самостоятельного права на условиях социального найма. Отсутствие у истца какого либо жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителем администрации г.Екатеринбурга, а отсутствие у него жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга. Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области № 84-ПП от 08.02.2011г., утвердившим Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма. Учитывая, что Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011г. определена конкретная денежная сумма, подлежащая расходованию на обеспечение жильем детей-сирот, и учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Лапшину С.М. на условиях договора социального найма. С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 08.02.2011г. именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином. Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 м.кв., расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Предъявляя настоящее исковое заявление прокурор, указав в качестве ответчиков администрацию г.Екатеринбурга, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Правительство Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», фактически заявил требования только к администрации г.Екатеринбурга и Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, при этом о нарушении прав и законных интересов истца со стороны остальных ответчиков прокурор не указывает, требований о восстановлении прав истца к ним не предъявляет, поэтому оснований для удовлетворения иска к данным ответчикам у суда не имеется. Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено. Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Лапшина С.М., удовлетворить частично. Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – приобрести и передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления Лапшина С.М.. Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Лапшина С.М. переданное Министерством строительства и архитектуры Свердловской области на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Ответчики вправе в течение 07 дней с даты получения копии настоящего заочного решения обратиться в Ленинский райсуд г.Екатеринбурга с заявлением об его отмене. Судья: (Лимонова Л.Ф.)