Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 декабря 2011года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Быковой А.В., при секретаре Кучкиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалдина ФИО7 к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области, Инспекции ФНС по Кировскому району г.Екатеринбурга и Инспекции ФНС по Октябрьскому району г.Екатеринбурга о взыскании излишне уплаченного налога на доходы физических лиц, У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области (далее - Учреждение юстиции) и ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс» (далее – Атомстройкомплекс) был заключен договор долевого участия в строительстве, в соответствием с которым Атомстройкомплекс обязалось построить и передать Учреждению юстиции трехкомнатную <адрес> в <адрес> за счет Учреждения юстиции (далее - договор от ДД.ММ.ГГГГ, спорная квартира). ДД.ММ.ГГГГ между Учреждением юстиции и Шалдиным В.М. заключено соглашение о замене стороны по договору долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, Учреждение юстиции передало все права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ (далее – соглашение от ДД.ММ.ГГГГ). На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Шалдин В.М. безвозмездно прибрел в свою собственность данную квартиру стоимостью 0000. При расчете заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ года Шалдину В.М. начислен и удержан налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 0000. с дохода, полученного в текущем месяце в виде заработка – 0000. и прочих доходов в натуральной форме размере 0000. (л.д. 5, 6). Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ соглашение от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным, спорная квартира передана в собственность Российской Федерации, Шалдин В.М. и члены его семьи выселены из спорной квартиры, государственная регистрация права собственности Шалдина В.М. на спорную квартиру аннулирована (далее – решение суда от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.115 - 124). ДД.ММ.ГГГГ Шалдин В.М. обратился в суд с иском к Управлению федерального казначейства по <адрес> (далее – УФК СО), в котором просит взыскать с ответчика в его пользу сумму уплаченного налога на доходы физических лиц в размере 0000 руб. Определениями суда в качестве соответчиков привлечены Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга и Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга. В судебном заседании представитель истица Феоктистов И.В., действующий на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года (л.д.37), подтвердив надлежащее уведомление истца о дате судебного разбирательства, полностью поддержал исковые требования и обоснования иска, изложенные на л.д.2-3, дав подробные пояснения, соответствующие установочной части решения. Просит произвести взыскание с заявленного ответчика – УФК СО, полагая, что именно этот ответчик является по делу надлежащим, независимо от места настоящего жительства Шалдина В.М., который зарегистрирован и постоянно живет в <адрес>. Точный адрес истца и соответствующий налоговый орган по его месту жительства назвать не может. Считает, что срок исковой давности по спору должен исчисляться с момента регистрации прекращения права собственности истца на квартиру- ДД.ММ.ГГГГ. До этого момента право истца не было нарушено. Истец в юридически значимый период находился под арестом по уголовному делу и не мог действовать самостоятельно. Доказательств этому, а также доказательств о наличии препятствий раннему обращению в суд с иском предоставить не может. Ответчики УФК СО, Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга и третье лицо - Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены судебными повестками. В своем письменном возражении на иск УФК СО указало, что является надлежащим ответчиком по делу, поскольку это орган исполнительной власти, осуществляющий функции на обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы России, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Территориальные органы Федерального казначейства не имеют права самостоятельно распоряжаться средствами федерального бюджета, не несут ответственность за вред, причиненный в результате действий других государственных органов, должностных лиц (л.д. 50 – 51, 94). Инспекция ФНС России по Октябрьскому району в своем письменном возражении на иску указало, что на сегодняшний день в инспекции отсутствует информация об удержании у налогоплательщика налога в указанной сумме, и о перечислении удержанного налога в соответствующий бюджет (л.д. 125). Представитель ответчика – Инспекции ФНС России по Кировскому району г.Екатеринбурга Абакумов И.В., действующий по доверенности 0000 от ДД.ММ.ГГГГ, в суде исковые требования Шалдина В.М. не признал и пояснил, что истец с заявлением о возврате излишне уплаченного НДФЛ не обращался, трех летний срок для подачи данного заявления истек. Кроме этого, представитель ответчика заявил о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку считает, что срок должен исчисляться с момента вынесения решения суда о признании соглашения о замене стороны в обязательстве недействительным – ДД.ММ.ГГГГ. Утверждает, что надлежащим ответчиком должен быть налоговый орган по месту настоящего жительства и регистрации истца. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск Шалдина В.М. не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам. В соответствии с пунктами 1, 2, 6, 7 ст.78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. На основании п.2 ст.6 Конституции РФ каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. По ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) каждая сторона должна доказать свои требования и возражения. Норма ст.56 ГПК РФ неоднократно была разъяснена сторонам спора протокольно, определениями суда, в письменном виде. В соответствии со ст.24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со ст.22 Налогового кодекса РФ. Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; 2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; 3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; 5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. Согласно п.1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Пунктами 4, 7 ст.226 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. В силу п.п.1-2, 6-9, 11 ст.78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. Порядок взыскания и возврата налога определяется нормой ст.231 Налогового кодекса РФ. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 24.03.2011) "О Федеральном казначействе" утверждено Положение о Федеральном казначействе РФ, в соответствии с которыми Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями. Главные функции органов Федерального казначейства направлены на организацию, осуществление и контроль за исполнением бюджета. Территориальные органы Федерального казначейства не имеют права самостоятельно распоряжаться средствами федерального бюджета и не наделены правом выступать в судах от имени Российской Федерации, от имени субъекта Российской Федерации, не несут ответственность за вред, причиненный в результате действий других государственных органов, должностных лиц государственных органов. Таким образом, анализируя совокупность приведенных норм закона, суд считает, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика налоговому агенту либо в налоговый орган по месту своего жительства (налог на доход). Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации. Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст.78 Налогового кодекса РФ. Территориальный орган Федерального казначейства, в силу закона, лишь уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. При таких обстоятельствах, суд считает, что Управление Федерального казначейства по Свердловской области (Территориальный орган Федерального казначейства) – ненадлежащий ответчик по делу. Оснований для удовлетворения иска за счет названного ответчика не имеется. Довод представителя истца в суде о том, что именно УФК СО – надлежащий ответчик по делу несостоятелен. Более того, заявив о постоянном месте регистрации и месте жительства в <адрес>, ни истец, ни его представитель не предоставили суду адресных данных, сделав для суда невозможным привлечение к участию в деле в качестве соответчика налоговый орган по месту жительства Шалдина В.М. Учитывая приведенные нормы закона, Инспекции ФНС по Октябрьскому и Кировскому районам г.Екатеринбурга также ненадлежащие ответчики по делу, в удовлетворении иска к ним, равно как и к УФК СО следует отказать. Согласно п. 1 ст. 231 Налогового кодекса РФ, излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика. Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога. Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса. Факт удержания налоговым агентом – Учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - у истца НДФЛ с доходов, полученных в ДД.ММ.ГГГГ года, включая доходы в натуральной форме, в общем размере 0000 руб. подтверждается расчетным листком и справкой о доходах за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 6). Факт возникновения у истца права на возврат излишне уплаченного НДФЛ подтверждается вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, явившееся основанием для получения Шалдиным В.М. в ДД.ММ.ГГГГ дохода в натуральной форме в виде квартиры, признано недействительным, спорная квартира передана в собственность Российской Федерации, Шалдин В.М. и члены его семьи выселены из спорной квартиры, государственная регистрация права собственности Шалдина В.М. на спорную квартиру аннулирована (л.д.115 - 124). Как следует из материалов дела, истец к своему налоговому агенту и в налоговый орган по месту жительства с заявлением о возврате излишне уплаченного НДФЛ в порядке и сроки установленные приведенными нормами не обращался. Данное обстоятельство подтверждается объяснениями сторон. Бесспорных доказательств, препятствующих этому, вопреки ст.ст.56 ГПК РФ на протяжении всего судебного разбирательства не представлено. С другой стороны, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 173-О пропуск указанного срока не препятствует обращению в суд с иском о возврате из бюджета (зачете) переплаченной суммы налога в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ). Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога решается с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога. В соответствии со ст.ст. 195, 196 и п. 1 ст. 200 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Из материалов дела усматривается, что основанием для регистрации ДД.ММ.ГГГГ права собственности истца на <адрес> в <адрес> и, как следствие, возникновения облагаемого дохода в натуральной форме послужили договор долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ и соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о замене стороны по договору долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя истца, решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (л.д. 110, 115-124). Соответственно, признание недействительным соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о замене стороны по договору долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, как основания возникновения права на имущество - объект налогообложения, влечет за собой констатацию факта отсутствия основания для уплаты НДФЛ с этого объекта (недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения), и, как следствие, является формальным основанием для возникновения права на возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц. Суд считает, что момент возникновения у истца права на возврат излишне уплаченного НДФЛ (налог не на имущество, а на доход физического лица), о котором он узнал и должен был узнать, исчисляется именно с ДД.ММ.ГГГГ – с даты вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому соглашение от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным, - поскольку в силу пункта 2 ст. 13 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу, судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Довод истца о том, что он узнал о нарушении своего права и срок исковой давности должен с момента регистрации прекращения его права на квартиру - ДД.ММ.ГГГГ является не состоятельным, поскольку передача имущества и регистрация прекращения права на него относятся к вопросам исполнения судебного постановления. По какой причине в течение последующих двух лет истец не исполнял обязательное для него постановление суда, не имеет значения. Фактическое обладание имуществом до его передачи и регистрации прекращения права на него может влиять исключительно на обязанность истца как налогоплательщика уплачивать налог на имущество, которым он владеет, но не может влиять на факт признания незаконным получения этого имущества в качестве дохода и уплаты с него НДФЛ. По материалам дела истец обратился в суд с требованием о взыскании излишне уплаченного НДФЛ с дохода, полученного в декабре 2004 года в натуральной форме, только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечение 3 лет и 10 месяцев с того момента, когда узнал и должен был узнать об отсутствии основания для уплаты НДФЛ в ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 2). В соответствии с п.2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Согласно ст. 205 ГК РФ, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности. Ходатайствуя о восстановлении срока, истец не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, по которым был пропущен срок исковой давности в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Сведений о нахождении истца под арестом в этот либо иной период срока исковой давности суду также не представлено. Учитывая, что стороной ответчиков сделано заявление о применении срока давности по заявленному иску, в силу приведенных норм закона и обстоятельств дела, Шалдину В.М. в удовлетворении иска следует отказать. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Шалдину ФИО8 к Управлению Федерального казначейства по Свердловской области, Инспекции ФНС по Кировскому району г.Екатеринбурга и Инспекции ФНС по Октябрьскому району г.Екатеринбурга о взыскании излишне уплаченного налога на доходы физических лиц отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга. Судья