РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 декабря 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н., при секретаре Ручкиной А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпушкина ФИО7 о признании незаконным решения Призывной комиссии Ленинского района г.Екатеринбурга о призыве на военную службу, признании незаконным заключения врача о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями, возложении обязанности предоставить отсрочку по состоянию здоровья, УСТАНОВИЛ: Карпушкин Д.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Призывной комиссии Октябрьского и Ленинского районов г. Екатеринбурга (далее - Призывная комиссия, Комиссия) от 2.12.2011 г. о призыве на военную службу и направлении к месту службы. В обоснование своих требований заявитель указал, что он состоит на воинском учете и является призывником военного комиссариата Ленинского района г.Екатеринбурга. 2.12.2011 г. он прошел призывную комиссию, которой было принято решение о его годности к военной службе (с незначительными ограничениями) и направлении к месту службы 13.12.2011 г. Заявитель полагает оспариваемое решение незаконным, поскольку 13 ноября 2011 года он получил черепно-мозговую травму, 02.12.2011 года представил справку о полученной травме врачу, дававшему заключение о годности к военной службе, однако, врач, в нарушение ст.28 Расписания болезней вынес заключение о категории годности к военной службы – Б годен с незначительными ограничениями. Таким образом, несмотря на наличие у заявителя дополнительных исследований, свидетельствующих о неудовлетворительном состоянии его здоровья, препятствующем его призыву на военную службу, он не был направлен на повторный медицинский осмотр. Заявитель указал на нарушение Инструкции о порядке проведения медицинского осмотра, утверждённую приказом Министра обороны РФ № 240 и Приказа Министерства здравоохранения РФ № 168 от 23 мая 2001 года, где указано на необходимость за 30 суток до начала проведения медицинского осмотра осуществление флюорографии, анализа крови (СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов), анализа мочи, электрокардиографическое исследование. Поскольку, указанные исследования в отношении заявителя не проводились, он считает, что 02.12.2011 года врачи не имели право освидетельствовать его 02.12.2011 года. В судебное заседание заявитель не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил, не просил об отложении дела, в связи с чем, суд рассматривает дело в отсутствии заявителя надлежащим образом извещённого о слушании дела. Представитель заинтересованного лица призывной комиссии Ленинского района города Екатеринбурга ФИО8 действующая на основании доверенности, и врач ФИО9. в судебном заседании указали, что считают заявление необоснованным, поскольку решение призывной комиссии Ленинского района от 02.12.2011 г. (протокол № 26) о призыве заявителя на военную службу вынесено правильно и обоснованно, в соответствии с действующим законодательством. Заслушав явившихся лиц, изучив письменные доказательства, находящиеся в материалах дела и материалы личного дела призывника, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Карпушкин ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на воинском учете военного отдела военного комиссариата Свердловской области по Октябрьскому и Ленинскому районам г. Екатеринбург. Призыв граждан на военную службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ <О воинской обязанности и военной службе>. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.09.2011 года № 1270, «О призыве в октябре-декабре 2011 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву», Карпушкин Д.Н. был призван на военную службу. В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона <О воинской обязанности и военной службе> призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения. Согласно статьи 5.1 Федерального закона <О воинской обязанности и военной службе> (далее - Закон) граждане при призыве проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Кроме того, п. 4 ст. 5.1 Закона предусмотрено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации № 123 от 25.02.2003 г., а также приложениями к Положению, в частности, в виде Требований к состоянию здоровья, Расписания болезней, Таблицы дополнительных требований к состоянию здоровья (ТДТ), Таблицы соотношения роста и массы тела и т.д. Согласно п. 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. Карпушкин Д.Н. принят на воинский учёт 06.02.2009 года, 06.10.2011 года прошёл медицинское освидетельствование в отделе военного комиссариата Свердловской области по Октябрьскому и Ленинскому районам г. Екатеринбург и признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (Б-3). 16.11.2011 года Карпушкин Д.Н. принёс две справки от 13.11.2011 года из Травмпункта № 3 с диагнозом ЗЧМТ, СГМ и из ГКБ № 24, где указано на то, что Карпушкин Д.Н. находился в приёмном покое, ему рекомендовано лечение по месту жительства у невропатолога. Впоследствии врачом неврологом Мироновой О.В. было установлено, что обращение Карпушкина Д.Н. в ГКБ №24 не зафиксировано в журнале обращений и отказов в госпитализации. Врачом невропатологом Карпушкин Д.Н. повторно осмотрен и признаком СГМ не установлено, поэтому признан годным к военной службе. Как следует из протокола заседания призывной комиссии, 02.12.2011 года Карпушкин Д.Н. в момент осмотра жалоб не предъявлял, ему была выдана повестка для отправки к месту прохождения службы на 13.12.2011 года. При освидетельствовании у него установлен диагноз: МКБ. Камень правой почки без нарушения функций. Эпизодов почечных колик не было. Как указал представитель заинтересованного лица, призывной комиссией были приняты во внимание все представленные медицинские документы Карпушкина Д.Н., по итогам освидетельствования решением призывной комиссии Ленинского района г. Екатеринбурга от 02.12.2011 г (протокол № 26) Карпушкин Д.н. был признан годным к прохождению службы с незначительными ограничениями по ст.72-г, категория годности - <Б>, показатель предназначения - 3, и был призван на основании статьи 22 Федерального закона <О воинской обязанности и военной службе> на военную службу, предназначен в части ВВС, зачислен в команду К-70. Доводы заявителя о нарушении Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поэтому судом не принимаются, исходя из следующего. Приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168 утверждены: Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, поставленных на воинский учет (далее - Приложение N 2 к Приказу); Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (далее - Приложение N 3 к Приказу). Вопросы медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан в связи с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту регулируются статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (пункт 1). Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3). В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования этих граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункты 4 - 7). Пунктом 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (далее - Положение), предусмотрено, что организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет возлагается на комиссии по постановке граждан на воинский учет, создаваемые в военном комиссариате, а организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. Согласно пункту 14 Положения до медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет в отношении их ежегодно проводятся медицинские осмотры, обследования (наблюдения), а также лечебно-оздоровительные мероприятия и профилактические прививки. Организация и проведение медицинских осмотров, обследований (наблюдений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок возлагаются на территориальные органы управления здравоохранением и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения. Порядок организации и проведения медицинских осмотров, обследований (наблюдений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок, ведения учета и отчетности, осуществления контроля за этой работой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, совместно с Министерством обороны Российской Федерации. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, утверждается председателями соответствующих комиссий (пункт 16 Положения). В силу пункта 19 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. Порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Из вышеприведенных правовых норм следует, что Министерство обороны Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации наделены полномочиями по принятию оспариваемого приказа и закрепление в нем порядка, регламентирующего организацию медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. Данный вывод подтверждается также нормами Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441, из которых видно, что обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает их медицинское освидетельствование и медицинское обследование, а также проведение лечебно-оздоровительных мероприятий (пункт 2). Лечебно-оздоровительные мероприятия и обследования (наблюдения) организуются в порядке, устанавливаемом органами военного управления и медицинскими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, и проводятся во взаимодействии с военными комиссариатами под руководством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 28). При этом пунктом 2 данного Постановления Правительства Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации поручено принять необходимые нормативные правовые акты, регулирующие вопросы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе. Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя, в частности, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. В силу статьи 9 названного Федерального закона руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации также принимает решение о создании комиссий по постановке граждан на воинский учет в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Указанным Федеральным законом также предусмотрено, что в состав призывной комиссии включается глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии (пункт 1 статьи 27). Пунктом 21 Положения на руководителей территориальных органов управления здравоохранением, руководителей медицинских организаций и военных комиссаров возложена обязанность обеспечить своевременное медицинское обследование (лечение) граждан. Врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования, и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе. Учитывая, что Карпушкин Д.Н. 06.10.2011 года прошёл медицинское освидетельствование, о чём свидетельствует учётная карта призывника, был признан годным с небольшими ограничениями к военной службе, однако, Карпушкин Д.Н. уклонился от мероприятия проведения призыва на военную службу 16.11.2011 года, 16.11.2011 года был осмотрен повторно врачом невропатологом, входящим в комиссию и признан годным, поскольку признаков СГМ не выявлено, в связи с чем, решение о призыве на военную службу было вынесено 02.12.2011 года. Таким образом, суд полагает, что в действиях медицинской комиссии для проведения медицинского освидетельствования граждан подлежащих призыву на военную службу в октябре-декабре 2011 г., призывной комиссии Ленинского района не установлено нарушений проведения медицинского освидетельствования граждан. Медицинское освидетельствование Карпушкина Д.Н. принятие решение о категории его годности к военной службе и призыве на военную службу принято в соответствии с Федеральным законом <О воинской обязанности и военной службе>, Положением о военно-врачебной экспертизе>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Карпушкину ФИО11 о признании незаконным решения Призывной комиссии Ленинского района г.Екатеринбурга о призыве на военную службу, признании незаконным заключения врача о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями, возложении обязанности предоставить отсрочку по состоянию здоровья, отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Судья: подпись. Копия верна. Судья: