Смотрицкий, Каргапольцев, Бенгард



Дело № 2-7396/11 (7)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«16» ноября 2011 г. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи – Киселевой С.Н.,

при секретаре – Кузнецовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смотрицкий А.В., Кардапольцев Л.В., Бенгард Л.А. к Закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Европейское» (ОГРН 1069671063330), Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным Постановления Главы Екатеринбурга,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Администрации города Екатеринбурга, ЗАО «УК «Европейское». В обоснование иска указано, что истцы являются собственниками индивидуальных жилых домов, расположенных по <адрес>. В связи с установлением с 2007 года на территории пожарного водоема и прилегающей к нему территории неустановленными лицами развлекательной зоны в непосредственной близости от домов заявителей, последние неоднократно обращались в Администрацию города Екатеринбурга, в том числе в июне 2010 г. с заявлением о предоставлении пожарного водоема общественному объединению, созданному собственниками жилых домов, примыкающих к водоему с целью прекращения незаконной предпринимательской деятельности третьих лиц, пресечения нарушения правил общественного порядка и использования земельного участка по целевому назначению. Администрация города Екатеринбурга отказала в решении вопроса о предоставлении земельного участка под пожарный водоем. 08.04.2011 истцами получена информация о том, что Постановлением Главы Екатеринбурга от 17.09.2010 № 4025 утверждена схема расположения земельного участка для установления границ на местности и осуществления государственного кадастрового учета. Постановление Главы Екатеринбурга издано в интересах ЗАО «УК «Европейское». С указанным постановлением истцы не согласны, так как только граждане вправе обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. В нарушение требований градостроительного законодательства вид разрешенного использования земельного участка для организации рекреационной зоны с использованием водоема для нужд пожаротушения не соответствует видам разрешенного использования, предусмотренного для данной зоны – под индивидуальную жилую застройку. Просят признать незаконным (недействительным) Постановление Главы Екатеринбурга от 17.09.2010 № 4025 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес>».

Истец Бенгард Л.А. в суд не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом.

Истцы Смотрицкий А.В., Кардапользцев Л.В., представитель истца Смотрицкого А.В. – Смотрицкая О.А., представитель истца Бенгард Л.А. – Микурова М.А., представитель истцов - Нигамотьянова С.Р., исковые требования поддержали по предмету и основаниям. Дополнительно указав, что земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием, вокруг пожарного водоема организована зона отдыха, права истцов нарушаются постоянным шумом, распитием спиртных напитков, несанкционированной парковкой. Права истцов также нарушены тем, что Администрация города Екатеринбурга не опубликовала свои намерения о дальнейшем предоставлении земельного участка; не решила вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка в порядке, предусмотренном земельным и градостроительным законодательством.

Представитель ответчика ЗАО «УК «Европейское» Сидоров Ю.В. полагает исковые требования необоснованными.

Представитель ответчика Администрации города Екатеринбурга Косенко С.М., исковые требования считает не подлежащими удовлетворению, так как оспариваемое постановление не является правоустанавливающим документом на землю, влекущим возникновения прав на земельный участок. Права истцов не нарушаются, не требуется проведения публичных слушаний, так как вид разрешенного использования земельного участка не изменялся, доводы истцов – ошибочны.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, их представителей, изучив материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Истец Кардапольцев Л.В. является долевым собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> (л.д.20,22).

Истец Смотрицкий А.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.22).

Истец Бенгард Л.А. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.23).

Постановлением главы Екатеринбурга от 17.09.2010 № 4025 на основании заявления ЗАО «УК «Европейское» от 19.03.2010 № 54, документов, представленных Главархитектурой Администрации города Екатеринбурга, утверждена подготовленная Главным управлением архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга схема расположения земельного участка 0000 площадью 0000 кв.м на кадастровом плане территории (кадастровые кварталы 0000) в городе Екатеринбурге по <адрес> для организации рекреационной зоны с использованием водоема для нужд пожаротушения. ЗАО «УК «Европейское» постановлением предписано установить на местности границы земельного участка и провести его государственный кадастровый учет в установленном порядке (л.д.33,60).

Истцы полагают, что данное постановление принято с нарушением действующего законодательства и нарушает их права.

Суд полагает, что доводы истцов основаны на неправильном толковании действующего земельного и градостроительного законодательства.

Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Исходя из положений ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является одним из этапов формирования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, как объектов права.

При этом утверждение схемы расположения земельного участка не является правоустанавливающим документом, на основании данного документа права на земельный участок не возникают.

Доводы о том, что с заявлением о предоставлении земельного участка не для целей строительства вправе обращаться только граждане – не основаны на законе.

Указание в ст. 34 ЗК РФ только на граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, не может умалять прав юридических лиц на такое обращение, иное противоречило бы положениям Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом, а также другим положениям Земельного кодекса Российской Федерации, определяющим право на приобретение земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное пользование), право ограниченного пользования земельными участками и т.д.

В целях выполнения положений ч. 1 ст. 34 ЗК РФ о соблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, на территории муниципального образования «город Екатеринбург» действует Положение «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории муниципального образования «город Екатеринбург», принятое Решением Екатеринбургской городской Думы от 28.03.2006 № 23/22 (далее по тексту Положение).

Согласно п.п.57-57.2 указанного Положения, заявление о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование для целей, не связанных со строительством, подается гражданами (лично или через своего представителя), юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления на имя Главы Екатеринбурга.

Администрация города Екатеринбурга обеспечивает опубликование сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в официальном печатном издании, установленном Главой Екатеринбурга, а также размещает сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального образования "город Екатеринбург" в сети Интернет.

Если после опубликования сообщения, предусмотренного пунктом 57-1 настоящего Положения, в течение тридцати дней в Администрацию города Екатеринбурга поступит заявление от другого лица (заявления от других лиц) о предоставлении этого же земельного участка, Администрация города Екатеринбурга обеспечивает проведение торгов (конкурса, аукциона) в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

При этом в силу положений ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Таким образом, само по себе утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не означает безусловного предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о формировании земельного участка.

Из представленных документов и пояснений сторон следует, что решение о предоставлении земельного участка ЗАО «УК «Европейское» Главой Екатеринбурга не принималось.

Также несостоятельны указания истцов о том, что постановлением изменяется вид разрешенного использования земельного участка.

Спорный земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки городского типа Ж-2 (ст. 52-3 Правил землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 68/48).

К вспомогательным видам разрешенного использования земельного участка, отнесенного к зоне Ж-2 также относится функция рекреации (площадки детские, спортивные, хозяйственные, для отдыха).

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Также ч.18 ст. 24 ГрК РФ предусмотрено, что внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

При таких обстоятельствах, оспариваемым постановлением не изменяется вид разрешенного использования земельного участка, проведение публичных слушаний для получения разрешения на организацию рекреационной зоны с использованием водоема для нужд пожаротушения – не требуется.

Доводы истцов о том, что ими вложены денежные средства в строительство пожарного водоема – не имеют правового значения для рассмотрения дела.

Доводы о том, что они обращались в администрацию города Екатеринбурга с заявлением о предоставлении им в собственность земельных участков, прилегающих к пожарному водоему, являются несостоятельными, так как исходя из представленных документов, в администрацию города Екатеринбурга обращалось <данные изъяты> (л.д.120). На указанное обращение был получен ответ (л.д.149).

Доказательств того, что ЗАО «УК «Европейское» осуществляет несанкционированное использование земельного участка для извлечения прибыли путем размещения зоны для рыбной ловли и отдыха – не представлено.

В связи с изложенным оспариваемое постановление принято с соблюдением требований закона и не нарушает прав граждан, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 198, ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Смотрицкий А.В., Каргапольцев Л.В., Бенгард Л.А. к Закрытому акционерному обществу «Управляющая компания «Европейское» 0000, Администрации города Екатеринбурга о признании незаконным Постановления Главы Екатеринбурга № 4025 от 17.09.2010 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по <адрес>» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Подпись

Копия верна

Судья

Секретарь