об установлении ежемесячной доплаты к пенсии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«14» декабря 2011 г.

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи – Савиновой О.Н.,

при секретаре – Ручкиной А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова ФИО5 к Администрации города Екатеринбурга об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, возложении обязанности произвести перерасчёт,

УСТАНОВИЛ:

Овчинников В.И. обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с исковым заявлением к Администрации города Екатеринбурга об установлении ежемесячной доплаты к пенсии.

В обоснование иска истец указал, что в период с 30 января 1979 года по 10 января 1985 года занимал должность председателя исполкома Орджоникидзевского райсовета народных депутатов.

В соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 27 мая 1997 года № 18/5 «Об утверждении положения «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в муниципальном образовании «город Екатеринбург» ежемесячная доплата к пенсии устанавливается и выплачивается лицам, замещавшим на 9 апреля 1996 года и позднее муниципальные должности в муниципальном образовании город Екатеринбург.

Считает, что имеет право на доплату к пенсии в размере 55% от месячного денежного содержания лица, замещавшего должности муниципальной службы, относящиеся к высшим должностям, за вычетом пенсии.

В судебном заседании представитель истца поддержала доводы искового заявления, просила признать за истцом право на получение ежемесячной доплаты к пенсии, произвести расчёт доплаты с 14 апреля 2011 года.

Представитель Администрации города Екатеринбурга по доверенности исковые требования не признала, пояснив, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, реестр должностей не содержит такое наименование должности как председатель исполкома райсовета народный депутатов, истец не замещал какую-либо должность муниципальной службы, следовательно, истец не может претендовать на доплату к пенсии.

Представитель управления Пенсионного фонда по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга по доверенности возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что такие основания отсутствуют.

Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Овчинников В.И. обратился в Администрацию города Екатеринбурга о назначении ему доплаты к пенсии. В назначении пенсии ему было отказано на том основании, что у него в соответствии с Положением «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в муниципальном образовании «город Екатеринбург» отсутствует право на ее получение.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства социальное обеспечение по возрасту (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление государственных пенсий и социальных пособий, к компетенции законодателя. Поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения (части 2, 3 статьи 39).

Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "ж", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации; подпункты "ж", "н" статьи 24 Устава Свердловской области).

На основании части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Статья 40 данного Закона устанавливает для выборного должностного лица местного самоуправления правовые, организационные, социальные гарантии при осуществлении им своих полномочий. В ней не определены конкретные права, обязанности, виды гарантий, предоставляемых названному лицу. Конкретные гарантии закрепляются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В Законе Свердловской области от 29 декабря 2008 года N 146-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" предусмотрены конкретные гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, которые могут устанавливаться уставами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, за счет средств местного бюджета. Одной из таких гарантий является предоставление выборному должностному лицу местного самоуправления дополнительного пенсионного обеспечения с учетом периода исполнения полномочий, в порядке и на условиях, установленных муниципальными правовыми актами.

Положением «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в муниципальном образовании «город Екатеринбург», принято в соответствии с федеральным и областным законодательством в пределах полномочий органов местного самоуправления.

В соответствии с п.1 Положения, его действие распространено на правоотношения, возникшие с 09 апреля 1996 года, и регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании «город Екатеринбург».

Осуществляя правовое регулирование, в том числе в сфере пенсионного обеспечения, органы местного самоуправления должны руководствоваться статьей 90 Устава Свердловской области, определяющей, что местное самоуправление осуществляется на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в частности конституционных принципов равноправия и социальной справедливости.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регулируя условия и порядок предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, необходимо соблюдать конституционные принципы справедливости и равенства. Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав не должны устанавливаться произвольно - они допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 12-П).

В соответствии с законодательством РСФСР местные Советы народных депутатов разных уровней решали все вопросы местного значения.

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов являлись их исполнительными и распорядительными органами и возглавлялись председателями. Исполнительные комитеты руководили государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления и отчитывались перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан (статьи 2, 85, 137, 138, 145, 147 Конституции РСФСР).

В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования, представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, - о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (статьи 2, 36).

Истец ссылается на то, что по функциональному, территориальному и иным критериям, а также по порядку наделения полномочиями должность главы муниципального образования тождественна должности председателя исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

Осуществляя правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, органы муниципального образования лишили его права на доплату к пенсии и обосновывает свою позицию Постановлением Уставного суда Свердловской области от 02.09.2010 г. Признать не соответствующим статьям 2, 90 Устава Свердловской области пункт 2.1 Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в Березовском городском округе, утвержденного Решением Думы Березовского городского округа от 20 апреля 2006 года N 203, в той мере, в какой он, устанавливая право на пенсию за выслугу лет главам муниципальных образований, не предусматривает такое же право для лиц, замещавших выборные должности, тождественные должности главы муниципального образования.

Представитель истца в судебном заседании просила применить указанное выше постановление к рассматриваемому спору.

Между тем, суд полагает, что такие основания отсутствуют, поскольку, в соответствии с Областным законом 29-ОЗ «Об уставном суде Свердловской области», Уставной суд принимает постановления по предмету, указанному в обращении и лишь в отношении той части правового акта, легитимность которой оспаривается.

Поскольку, решение Екатеринбургской городской думы от 27.05.1997 года № 18/5 об утверждении положения «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы и муниципальные должности в муниципальном образовании «город Екатеринбург» в установленном законом порядке, не обжаловалось, постановление же Уставного суда от 02.09.2010 года касалось решения и положения думы Березовского городского округа в части установления пенсии, а не доплаты к пенсии, как того требует Овчинников В.И.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Овчинникова В.И., не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Овчинникову ФИО6 к Администрации города Екатеринбурга об установлении ежемесячной доплаты к пенсии, возложении обязанности произвести перерасчёт, отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: подпись. Копия верна. Судья: