Шустов к Военному комиссариату о взыскании компенсации



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации.

28 декабря 2011 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шустова А.Ю. к ГУ «Военный комиссариат Свердловской области» о признании действий незаконными и взыскании денежной суммы за наем жилья,

у с т а н о в и л:

Шустов А.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Свердловской области о признании действий ответчика незаконными в связи с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, взыскании с ответчика суммы компенсации, исчисленной за период с 01 марта 2011 г. по 26 июля 2011 года в размере <данные изъяты>.

В обоснование заявленного иска Шустов А.Ю. указал, что он проходил военную службу в войсковой части <данные изъяты> Приказом Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами от 28 сентября 2007 г. Шустов А.Ю. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас. Из списков личного состава воинской части истец исключен с 01 апреля 2008 г. с выплатой денежной компенсации за наем жилья по 31 марта 2008 г. С ноября 1996 года Шустов состоит на учете на предоставление жилого помещения. За время прохождения службы Шустов А.Ю. и члены его семьи жилым помещением не обеспечивались, до настоящего времени проживают в жилом помещении на основании договора аренды. С 27 июля 2011 г. с истцом был заключен договор социального найма с последующим снятием его с учета нуждающихся в жилом помещении. На основании решения Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 16 марта 2011 г. в его пользу была взыскана денежная компенсация за период с 01 апреля 2008 г. по 28 февраля 2011 г. Однако в дальнейшем истцу было вновь отказано в выплате компенсации за период с 01 марта 2011 г. по 26 июля 2011 г. При указанных основаниях Шустов А.Ю. просит взыскать с ответчика в качестве денежной компенсации за наем жилого помещения <данные изъяты>, образовавшейся за период с 01 марта 2011 г. по 26 июля 2011 г., а также признать действия Военного комиссариата Свердловской области, в связи с отказом от выплаты компенсации, незаконными.

В судебном заседании истец Шустов А.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что 27 июля 2011 г. с ним был заключен договор социального найма, однако до указанного времени денежная компенсация ему выплачена не была.

В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Свердловской области исковые требования не признала, настаивая на доводах отзыва, в котором указано, что Шустов А.Ю. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, 28 сентября 2007 года он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. В период прохождения военной службы и после увольнения (до 27 июня 2011 г.) жильем обеспечен не был. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.06.2005 г. № 235 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909» установлены основания и порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в отношении лиц названной категории, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, какими являются администрации муниципальных образований. Заявитель состоит в очереди на получение жилого помещения в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ». В вышеуказанном Постановлении Правительства РФ указан определенный круг лиц, уволенных с военной службы и имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию за поднаем жилья – только те, кто встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях. Поскольку Шустов А.Ю. состоял в списках очередников на получение (улучшение) жилого помещения в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», а не в администрации муниципального образования, выплата за поднаем жилья ему не положена.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц – Управление Федерального казначейства Свердловской области, Министерство Финансов Свердловской области, Министерство Финансов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Правительство Свердловской области, Министерство обороны Российской Федерации, своих представителей в суд не направили, об отложении слушания дела не просили.

Министерство финансов Свердловской области направило в суд отзыв, в котором указало, что к полномочиям Министерства отнесена организация исполнения областного бюджета, участие в установленном порядке в разработке проектов законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области по вопросам, находящимся в ведении Министерства. Предоставление ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации, осуществляется военными комиссариатами и Министерство финансов Свердловской области в данных правоотношениях не участвует, поэтому просит рассмотреть дело без участия их представителя.

Министерство финансов Российской Федерации также направило в суд отзыв, в котором указало, что ни функциями, ни полномочиями Министерства финансов РФ не предусмотрено в соответствии с действующим законодательством предоставление финансовой помощи по оплате стоимости съемного жилья для уволенных в запас военнослужащих.

Учитывая данные обстоятельства, мнение истца представителя Военного комиссариата Свердловской области, суд признал возможным рассмотреть настоящее дело при установленной явке.

Заслушав пояснения истца, представителя Военного комиссариата Свердловской области, изучив материалы дела и оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.

Как пояснил Шустов А.Ю., он проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. В соответствии с приказом Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами от 28 сентября 2007 г. Шустов А.Ю. был досрочно уволен из Вооруженных сил с зачислением в запас. С ноября 1996г. Шустов А.Ю. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 16 марта 2011 г. Шустову А.Ю. была взыскана компенсация за наем жилого помещения за период с 01 апреля 2008 г. по 28 февраля 2011 г.

Решением ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Шустов А.Ю. снят с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с заключением с истцом договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной 2-комнатной <адрес>.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах.

В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Названное законоположение не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 года).

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством РФ было принято постановление от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»

Согласно п.4 Постановления выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы. Более того, указанным Постановлением Министерству обороны Российской Федерации было предписано в месячный срок разработать и согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, единые формы и перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы рекомендовано обеспечить выдачу документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления.

Таким образом, суд считает установленным тот факт, что Шустов А.Ю., являющийся уволенным с военной службы и состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 2001 года, имеет право на получение денежной компенсации по основаниям ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих», размер которой определен п. 2 Постановления от 31.12.2004 г. № 909.

Как следует из вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 16 марта 2011 г., с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Шустова А.Ю. была взыскана денежная сумма за наем жилого помещения за период с 01 апреля 2008 г. по 28 февраля 2011 г.

В ходе нового производства истцом заявлено о взыскании компенсации за период с 01 марта 2011 года и по 26 июля 2011 года (27 июля 2011 г. – день предоставления истцу жилого помещения на условиях социального найма).

Суд соглашается с заявленным истцом периодом взыскания денежной компенсации и произведенным им расчетом, так как они соответствуют требованиям закона и не оспариваются ответчиком, при этом исключается повторное взыскание суммы компенсации, составляющей <данные изъяты>

Поскольку законном именно на ответчика возложена обязанность по выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, а он в свою очередь данную обязанность не исполнил, соответственно отказ Военного комиссариата Свердловской области в выплате компенсации в заявленной Шустовым А.Ю. суммы подлежит признанию незаконным.

Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ за счет ответчика подлежат возмещению судебные расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

Иных требований на рассмотрение суда не заявлено.

Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шустова А.Ю. удовлетворить.

Признать отказ Военного комиссара Свердловской области в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения – незаконным.

Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Шустова А.Ю. денежную сумму в размере <данные изъяты> за наем жилого помещения в период с 01 марта 2011 года по 26 июля 2011 года и в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины – <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: Лимонова Л.Ф.