решение о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

19 декабря 2011 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.

при секретаре Малярик А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федина Г.И. к администрации города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Федин Г.И. обратился в суд с иском к администрации города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения - однокомнатной квартиры, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Впоследствии истец уточнил требования в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения в собственность за счет средств федерального бюджета.

В обоснование требований указал, что решениями суда он был восстановлен в очереди на улучшении жилищных условий, за ним признано право на участие в Подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» и был включен в список участников подпрограммы. ДД.ММ.ГГГГ администрации города Екатеринбурга уведомила Федина Г.И., что он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и номер очереди 5. Однако до настоящего времени жилищные условия истца не были улучшены, полагает, что администрация города Екатеринбурга сознательно затягивает решение данного вопроса. В настоящее время сроки действия подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» истекли, в связи с чем просит предоставить жилое помещение – однокомнатную квартиру в собственность за счет средств федерального бюджета, в соответствии с новой редакцией Закона «О статусе военнослужащих». Кроме того, полагает, что незаконными действиями администрации города Екатеринбурга ему причинен моральный вред, который он оценивает в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель истца требования подержала в полном объеме по предмету и основаниям. Дополнительно пояснила, что истец обращался с заявлением и представлял документы в соответствии Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 № 723-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области», однако полагает, что заявление Федина Г.И. не будет удовлетворено, т.к. у Федина Г.И. отсутствует справка о сдаче жилья при увольнении с военной службы.

Представитель администрации города Екатеринбурга с иском не согласилась и в обоснование возражений пояснила, что каких-либо незаконных действий со стороны администрации не было совершено, учитывая значительные изменения законодательства в части обеспечения жильем военнослужащих. Помимо того, указала, что истцом не соблюден порядок и не предоставлены в полном объеме документы в соответствии требованиями Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 № 723-ПП.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Правительство Свердловской области, Министерство финансов РФ, Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в суд своих представителей не направили, о месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, о причине не явки суд уведомили, слушание дела не просили отложить. Учитывая мнения участников судебного разбирательства, суд признал возможным рассмотреть дело при установленной явке.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет. Жилищные сертификаты выпускались в связи с действием подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» Постановление Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. на 2002-2010г., выпуск жилищных сертификатов окончено в 2010 году.

Федеральным законом «О внесении в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категории граждан» от 08 декабря 2010года №342-Ф3 (далее Ф3-№343 от 08.12.2010г. ) внесены изменения в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» дополнить пункт 2.1.:

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Внесение таких изменений по существу имеет цель наиболее полно охватить потребности нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, которые ранее до 01.01.2005 года были приняты на учет и, соответственно, имели право на обеспечение жильем и при наличии выбора способа обеспечения жильем, такие граждане вправе самостоятельно определить тот или иной способ, независимо от того, какой способ ранее был ими избран.

Между тем обеспечение права выбора способа обеспечения жильем не освобождает таких лиц от обязанности подтверждать наличие права на обеспечение жильем.

Во исполнение ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» принято постановление Правительства Свердловской области от 14.06.2011 N 723-ПП "Об утверждении Порядка обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 1 января 2005 года принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области".

В частности п. 7 данного порядка определен комплект документов, необходимых для предоставления в органы местного самоуправления по месту постановки на учет с целью реализации права на обеспечение жильем граждан, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица.

Однако как следует из материалов дела истцом такие требования не выполнены, не предоставлены в полном объеме документы в администрацию города Екатеринбурга. Из пояснений представителя истца следует, что с истца потребовали документы.

Судебные заседания неоднократно откладывались с целью урегулирования спора в досудебном порядке, однако как следует из пояснений сторон, материалов дела, истцом не выполнены требования и в полном объеме предоставлены документы.

Более того, суд учитывает, что предоставление таких документов в суд, а не в администрацию города лишь подтверждает неисполнение истцом требований Постановления.

При этом суд отклоняет доводы истца о том, что ранее истцом были представлены документы, повреждающие его право на обеспечение жильем, учитывая изменения в законодательстве в части обеспечения жильем военнослужащих.

Суд также учитывает, что требования истца в части определения площади жилого помещения, несмотря на неоднократные вопросы суда, не были конкретизированы.

Исходя из этого, суд отказывает в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения – однокомнатной квартиры в собственность за счет средств федерального бюджета.

Между тем относительно доводов представителя истца о невозможности предоставления всех документов, т.к. в период службы в войсковой части Федина Г.И. не имелось квартирно-эксплуатационной части, суд полагает возможным разъяснить истцу следующее.

Согласно подпункту 11) п. 7 названного Порядка в перечень документов, необходимых для предоставления в органы местного самоуправления включена справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания.

Однако в случае если жилое помещение не предоставлялось по месту службы либо отсутствовал квартирно-эксплуатационный орган, истец обязан подтвердить указанные обстоятельства.

Более того, законодательство РФ, регулирующее правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывает предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в РФ. При этом в соответствии с п.4 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома либо квартиры, а также сохранение за военнослужащими жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.

Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории РФ могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав.

Относительно требований о компенсации морального вреда, суд принимает во внимание следующее.

Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1099 ГК РФ устанавливает, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, в том числе изложенных в ст. 151 ГК РФ.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, гражданин имеет право требовать возмещения морального вреда.

Перечень нематериальных благ, содержащийся в ст.150 ГК РФ, защита которых возможна в виде возмещения морального вреда, не является исчерпывающим.

Физические и нравственные страдания выражаются в негативных психических реакциях потерпевшего, переживаниях.

Предметом доказывания по иску о компенсации морального вреда является совокупность юридических фактов (юридический состав), образующих основание иска. Основанием иска о компенсации морального вреда служит виновное совершение ответчиком противоправного деяния, повлекшего причинение истцу физических или нравственных страданий.

Кроме того, необходимым условием возложения обязанности возместить ущерб является причинная связь между противоправным деянием и возникшим вредом.

Наличие причинной связи между противоправным действием и моральным вредом предполагает, что противоправное действие должно быть необходимым условием наступления негативных последствий в виде физических или нравственных страданий.

Вместе с тем истец обосновал причинение вреда незаконностью действий администрации города Екатеринбурга, однако каких-либо доказательств этому не предоставил.

Изменения законодательства в части обеспечения военнослужащих жильем судом не может быть принято в качестве таких доказательств.

Более того, на истца возлагается обязанность доказать наличие такого состояния именно в связи с нарушением личных неимущественных прав либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Истец не указал и не доказал, какие его личные права и нематериальные блага действиями ответчика нарушены. Сам факт переживаний не свидетельствует о наличии нарушенного нематериального блага или неимущественного права.

Исходя из этого, суд отказывает в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.

Иных требований, равно как и иных оснований заявленных требований в суд не поступило.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Федина Г.И. к администрации города Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: