РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 декабря 2011 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Савиновой О.Н., при секретаре Ручкиной А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Таштанбековой ФИО11 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга о включении работы в трудовой стаж для назначения трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ Таштанбекова Н.Г. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в Ленинском районе г. Екатеринбурга об установлении и выплате досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении с момента возникновения права. Ответчик иск не признал, пояснив, что специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, составлял на момент ее обращения с заявлением 29 лет 00 месяцев 12 дней вместо требуемых 30 лет. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 20 п. 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» N 173 ФЗ от 17.12.2001 г. предусматривает, что досрочная трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного законодателем, назначается лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах. Согласно п.2 статьи 27 названного Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, в том числе, и в соответствии с п.п.20 п.1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», нормативные правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу названного федерального Закона, применяются в части ему не противоречащей. Таким образом, в настоящее время лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, досрочная трудовая пенсия по старости назначается с применением действовавших до 1 января 2002 года нормативных правовых актов - Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», (в дальнейшем Список № 464), и Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», (в дальнейшем Список № 1066). В связи с чем, право на досрочное назначение пенсии по нормам подп.20 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ определялось на основании: списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет (далее Список № 464), утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 06.09.91г. № 464. Список № 464 действует на периоды работы до 1 ноября 1999г.; номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377; номенклатуры учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 г. № 395; единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 3.06.2003 г. N 229, списка должностей, работа в которых с 1 ноября 1999 г. подлежит зачету в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 130 (далее Список № 1066, Правила). Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соотв. со ст.ст. 27 и 26 Закона № 173-ФЗ" (вступившим в действие с 23.07.2002 г.), Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены соответствующие Списки и Правила, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соотв. со ст. 28 Закона № 173-ФЗ, вступившие в действие с 12.11.2002 г. Для зачета в выслугу лет периодов работы необходимо, чтобы наименование должности, отделения, учреждения были предусмотрены выше указанными списками и номенклатурами. Льготный порядок исчисления стажа применяется в случае, если наименование структурного подразделения государственного или муниципального учреждения здравоохранения соответствует наименованию, имеющемуся в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 года, если речь идет о периоде работы после 1 ноября 1999 года, или п.2 Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года по периодам работы до 01.11.1999 года. Разрешая исковые требования по существу, суд принимает во внимание следующее. Как видно из материалов дела, 05.07.2011 г. Таштанбекова Н.Г. обратилась в Управление ПФ, к рассмотрению ей были представлены документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Закон № 173-ФЗ). Решением Управления Таштанбековой Н.Г. было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии составил 29 лет 00 мес. 12 дней, вместо требуемого стажа в 30 лет. По мнению ответчика, не подлежат зачету в стаж периоды работы Таштанбековой Н.Г. с 17.06.1986 г. по 04.09.1988 г., с 26.12.1990 г. по 01.03.1991 г. в должности лаборанта кафедры в «Свердловском государственном медицинском институте». С данным доводом ответчика суд соглашается, учитывая следующее. Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом, также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж, определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 утверждён ПЕРЕЧЕНЬ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ. Исходя из данного перечня работа в лечебно-профилактических учреждения, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях, амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований, однако включение работы в должности лаборанта кафедры в медицинском институте, не предусмотрено данным перечнем. Данное Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Света министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой". Согласно действующим в настоящее время Спискам № 781 работа лаборантом кафедры в медицинском институте также не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц, вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца. Истец заявила требование обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга Свердловской области установить пенсию с момента возникновения права, 05.07.2011 года. Согласно п. 3 ст.4 Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на пенсию. В соответствии со ст.19 Закона пенсия назначается со дня обращения за ней (ч.1), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления со всеми необходимыми документами (ч.2), в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые для назначения пенсии документы и если они будут представлены не позднее трёх месяцев со дня подачи заявления, днём обращения считается день подачи заявления (ч.3). Учитывая, что заявление о назначении пенсии истцом было подано, когда она (с учетом тех спорных периодов, которые признаны судом не обоснованными) не выработала стаж, необходимый для назначения пенсии, в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии со дня обращения за ней, то есть с 05.07.2011 года, суд отказывает. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Таштанбековой ФИО12 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области, отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Судья: подпись. Копия верна. Судья: