о возложении обязанности по соблюдению требований пожарной безопастности



Дело № 2-171/12 (17) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

07 марта 2012 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Бурматовой Г.Г.,

при секретаре Калгановой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический университет» о возложении обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района города Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» о возложении обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований прокурором указано, что В прокуратуру района поступило обращение отдела надзорной цельности Ленинского района МО «г.Екатеринбург» о нарушении законодательства о пожарной безопасности ФГБОУ ВПО «УрГЭУ». В ходе проверки установлено, что в период с <дата> по <дата> отделом надзорной деятельности <адрес> МО «<адрес>» в ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой <дата> образовательному учреждению внесено предписание об устранении выявленных нарушений , от <дата>, с указанием срока устранения нарушений - до <дата>.

В период с <дата> по <дата> отделом надзорной деятельности Ленинского района МО «город Екатеринбург» проведена внеплановая проверка ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» по ранее выданному предписанию , от <дата>, в ходе которой установлено, что данное предписание выполнено не в полном объеме. Так, до настоящего времени не выполнено 11 пунктов предписания от <дата>, а именно: отделка стен, пола на путях эвакуации выполнена из горючих материалов, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.З, п.53 СНиП 21-01-97*п.6.25*; в помещении столовой не проведена очистка воздуховодов системы вентиляции от горючих отложений с составлением акта, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.78; не обеспечен беспрепятственный подъезд спецтехники к торгово- административному зданию (стоянка машин вблизи здания), что является гением требований ППБ 01-03 п.22, п.23; в поэтажных коридорах не выполнена требуемая ширина путей эвакуации из-за перекрывания ширины коридора дверными полотнами при двухстороннем перекрывании дверей (3,2,1 этажи), что является нарушением званий ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.26*; поэтажные коридоры не разделены противопожарными перегородками 2 типа на участки, длина которых не превышает 60м., что является нарушением требований ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.08.02-89* п.1.132, 21-01-97* п.6.26*; помещения общественного значения (колледж) не отделены от помещений жилой части (общежития) противопожарными перегородками 1типа и перекрытиями 3 типа без проемов, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.3, п.38, п.119, СНиП 31-01-2003 п.7.1.12, СНиП 21-01-97* п.4.3; в лестничных клетках отсутствует аварийное эвакуационное освещение, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.3, СНиП 23-05-95 п.7.62; 1-3 этажи здания используются в качестве учебного учреждения (колледж), тем самым произведено изменение функционального назначения помещений здания с Ф 1.2 на Ф 4.1, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.38, п.40, п.119, п.З СНиП 21-01-97* п.4.3; изменение объемно - планировочных решений (перепланировка помещений 1, 2, 3 этажей здания) выполнено без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.38, п.40, п.119, СНиП 21-01-97* п.4.3; ширина дверей эвакуационных выходов наружу, выполнена менее метра, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.З, п.51 СНиП 21-01-97* п.6.16; здание не оборудовано задвижкой с электроприводом, открывающейся автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, от устройств противопожарной автоматики, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.04.01-85* п. 11.7. Просит возложить обязанность на ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» выполнить противопожарные мероприятия путем устранения указанных недостатков.

Впоследствии прокурор уточнил требования и просил обязать ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» выполнить противопожарные мероприятия в помещениях ФГБОУ ВПО «УрГЭУ», расположенных по адресам: <адрес> в срок до <дата>, а именно выполнить отделку стен, пола на путях эвакуации из материалов, имеющих сертификат в области пожарной безопасности с наименьшей степенью пожарной опасности;издать приказ по очистке вентиляционных каналов в столовой с составлением соответствующего акта очистки; привести 1, 2, 3 этажи здания в соответствие с ранее разработанным проектом общежития и обеспечить требуемую ширину путей эвакуации поэтажных коридоров согласно проекта здания (общежития); на обводной линии установить задвижку, опломбированную в закрытом положении, открывающуюся автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов или от устройств противопожарной автоматики; в здании выполнить аварийное освещение в лестничных клетках, служащих для эвакуации людей.

В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме по предмету и основаниям.

Представитель ответчика с иском не согласился и в обоснование возражений пояснил, что <дата> инспектором отдела надзорной деятельности был составлен и вручен акт проверки , протокол о совершении ФГБОУ ВПО УрГЭУ административного правонарушения, предписание . С указанными актами ответчик не согласен, однако полагает возможность обжалования акта проверки не предусмотрена законом. Производство по делу по протоколу прекращено мировым судьей в связи с исте­чением срока привлечения к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответст­венности по протоколу и предписание оспаривается ответчиком в Арбитражном суде Свердловской области. Полагают, что требования прокурора не обоснованы, поскольку имеющиеся документы, в том числе Предписание ОНД Ленинского района от <дата>, не могут служить обоснованием требований прокурора, т.к. вместо данного предписание уже выдано другое. Кроме того, по мнению ответчика, прокурор ссылается на недействующие нормативные акты. Относительно конкретных требований прокурора ответчик указал, что требование выполнить отделку стен, пола на путях эвакуации из материалов, имеющих сертификат в области пожарной безопасности с наименьшей степенью пожарной опасности незаконно, не основывается па нормативных требованиях и неконкретно. Относительно требования о возложении обязанности издать приказ по очистке вентиляционных каналов, указал, что факт неочистки свидетельствует лишь о том, что сроки не подошли, очистка будет осуществлена позднее с составлением акта, в период времени выбираемый учреждением самостоятельно. Относительно требований прокурора о приведении помещений в соответствие с ранее разработанным проектом общежития представитель ответчика указал, что Техническим регламентом не установлены такие требования. С требованием на обводной линии установить задвижку также не согласен, поскольку Техническим регламентом не предусмотрено такого требования. Относительно требования выполнить аварийное освещение указал, что оно не основано на законе. Кроме того, представителем ответчика указано на то, что прокуратура не может подменять иные органы при предъявлении иска.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Таким образом, исковое заявление прокурора Ленинского района города Екатеринбурга подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, а также лиц, могущих находиться в названном общественном месте).

Исходя из этого, суд отклоняет доводы ответчик о том, что иск прдъявлен ненадлежащим лицом.

Пожарная безопасность Федеральным законом "О пожарной безопасности" определяется как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, которые устанавливаются нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности» Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности относятся к действующим нормативным документам по пожарной безопасности. Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

При решении вопроса о соблюдении требований пожарной безопасности наряду с Правилами пожарной безопасности следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Так, СНиП 2.08.02.-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденный постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, устанавливает, какими критериями следует руководствоваться при решении вопроса о проектирование общественных зданий (высотой до 16 этажей включ.) и сооружений, а также помещений общественного назначения, встроенных в жилые здания с точки зрения соответствия их противопожарным требованиям. Это этажность здания, степень огнестойкости здания, установление ширины лестничных маршей и другие критерии.

СНиП 21.01.97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", утвержденный постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7, устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

30.04.2009 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Вместе с тем настоящий федеральный закон не прекращает и не исключает действие правил пожарной безопасности.

Более того, согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

С учетом изложенного суд находит необоснованными доводы ответчика о том, что требования о том, что требования прокурора основаны на недействующих нормативных актх.

Судом установлено, что в прокуратуру Ленинского района города поступило обращение отдела надзорной деятельности Ленинского района города Екатеринбурга по пожарному надзору о том, что, несмотря на неоднократные предписание в адрес ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресам <адрес> и <адрес>, каких-либо мер по устранению нарушений предпринято не было.

Так, в период с <дата> по <дата> отделом надзорной деятельности Ленинского района МО «г.Екатеринбург» в ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой <дата> образовательному учреждению внесено предписание об устранении выявленных нарушений , от <дата>, с указанием срока устранения нарушений - до <дата>.

В период с <дата> по <дата> отделом надзорной деятельности Ленинского района МО «город Екатеринбург» проведена внеплановая проверка ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» по ранее выданному предписанию от <дата>, в ходе которой установлено, что данное предписание выполнено не в полном объеме.

Так, до настоящего времени не выполнено 11 пунктов предписания от <дата>, а именно: отделка стен, пола на путях эвакуации выполнена из горючих материалов, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.З, п.53 СНиП 21-01-97*п.6.25*; в помещении столовой не проведена очистка воздуховодов системы вентиляции от горючих отложений с составлением акта, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.78; не обеспечен беспрепятственный подъезд спецтехники к торгово- административному зданию (стоянка машин вблизи здания), что является гением требований ППБ 01-03 п.22, п.23; в поэтажных коридорах не выполнена требуемая ширина путей эвакуации из-за перекрывания ширины коридора дверными полотнами при двухстороннем перекрывании дверей (3,2,1 этажи), что является нарушением званий ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.26*; поэтажные коридоры не разделены противопожарными перегородками 2 типа на участки, длина которых не превышает 60м., что является нарушением требований ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.08.02-89* п.1.132, 21-01-97* п.6.26*; помещения общественного значения (колледж) не отделены от помещений жилой части (общежития) противопожарными перегородками 1типа и перекрытиями 3 типа без проемов, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.3, п.38, п.119, СНиП 31-01-2003 п.7.1.12, СНиП 21-01-97* п.4.3; в лестничных клетках отсутствует аварийное эвакуационное освещение, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.3, СНиП 23-05-95 п.7.62; 1-3 этажи здания используются в качестве учебного учреждения (колледж), тем самым произведено изменение функционального назначения помещений здания с Ф 1.2 на Ф 4.1, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.38, п.40, п.119, п.З СНиП 21-01-97* п.4.3; изменение объемно - планировочных решений (перепланировка помещений 1, 2, 3 этажей здания) выполнено без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.38, п.40, п.119, СНиП 21-01-97* п.4.3; ширина дверей эвакуационных выходов наружу, выполнена менее метра, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.З, п.51 СНиП 21-01-97* п.6.16; здание не оборудовано задвижкой с электроприводом, открывающейся автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, от устройств противопожарной автоматики, что является нарушением требований ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.04.01-85* п. 11.7.

Каких-либо доказательств отмены предписаний на период рассмотрения настоящего дела ответчиком в суд не представлено. Исходя из этого, доводы ответчика о том, что представленные предписания не могут быть приняты в качестве доказательства, судом отклоняются.

Доказательств выполнения указанных требований ответчиком в суд также не представлено. С учетом изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора.

Вместе с тем относительно указания предельных сроков выполнения требования, суд принимает во внимание. что на момент рассмотрения дела указанные сроки истекли, иных не заявлено, исходя из этого суд полагает возможным при принятии решения только указать на необходимость соблюдения требований прокурора без указания срока.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Ленинского района города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический университет» выполнить противопожарные мероприятия в помещениях, расположенных по адресам <адрес> и <адрес>

Выполнить отделку стен, пола на путях эвакуации из материалов, имеющих сертификат в области пожарной безопасности с наименьшей степенью пожарной безопасности;

издать приказ по очистке вентиляционных каналов в столовой с составлением соответствующего акта очистки

Привести 1. 2, 3 этажи здания в соответствии с ранее разработанными проектом общежития и обеспечить ширину путей эвакуации поэтажных коридоров согласно проекта здания (общежития)

На обводной линии установить задвижку, опломбированную в закрытом положении, укрывающуюся автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов или от устройств противопожарной автоматики

В здании выполнить аварийное освещение в лестничных клетках, служащих для эвакуации людей

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья: