мимисмчсрчпсрчпсрчпсяпсрпчсрячпсчярч



Дело № 2-9457/10(7)

Мотивированное решение изготовлено 14.02.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«08» февраля 2011 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.,

при секретаре Петуховой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серый А.Н. к Военному комиссариату Свердловской области о взыскании денежной компенсации за наем (поднаем) жилья,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском к Военному комиссариату Свердловской области, в обоснование требований указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту. Уволен в запас с 10 мая 2008 г. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. В период прохождения военной службы и после увольнения жильем обеспечен не был. Денежная компенсация за наем (поднаем) жилья производилась до 11.05.2008 года. Полагает, что действия Военного комиссариата незаконны и просит взыскать компенсацию за наем в сумме 0000 рублей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по предмету и основаниям.

Представитель ответчика Военного комиссариата Свердловской области Хузин Ю.Ф. требования не признал. Суду пояснил, что Военный комиссариат является ненадлежащим ответчиком по делу. Право на ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилья имеют лица, уволенные с военной службы и вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях. Порядок и размер выплат данной категории граждан определяются Правительством Российской Федерации. Истец состоит в очереди на получение жилого помещения в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», данная организация не является органом местного самоуправления. Просит отказать в иске.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с представленными документами, Серый А.Н. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, общая продолжительность военной службы составила 26 лет 04 мес., уволен с 10.05.2008 года в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д.18,19).

В период прохождения военной службы и после увольнения жильем не обеспечен. Состоит в списках очередников на получение жилой площади в войсковой части 32979 с 23 марта 1992 года по настоящее время (л.д.20).

Компенсация за наем (поднаем) жилья в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации выплачена истцу по 10 мая 2008 года (л.д.20).

Исходя из положений ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам российской федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Согласно п. 1 указанного Положения, оно определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.

Пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» предусматривает, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и членам их семей осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.

Таким образом, доводы о том, что Военный комиссариат Свердловской области является ненадлежащим ответчиком – являются несостоятельными.

Истец по настоящему делу уволен с военной службы после 2005 года и состоит в списках на получение жилья в войсковой части 32979.

Ответчик оспаривает право истца на получение компенсации по тому основанию, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании.

Данные доводы суд считает необоснованными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 05.04.2007 № 5-П, от 03.02.2010 N 3-П, военная служба, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции.

Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона.

Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах.

Само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, что не освобождает федерального законодателя, осуществляющего в рамках своих дискреционных полномочий соответствующее правовое регулирование, от обязанности при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. При этом он должен исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Названное законоположение не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 года).

Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Исходя из главенствующей роли Конституции Российской Федерации, ее положений, установленных в статьях 40 и 19, согласно которым государство гарантирует право на жилище, равенство прав и свобод человека и гражданина, суд считает, что не имеет правового значения то обстоятельство, что истец не состоит на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а состоит в списках на получение жилья в войсковой части, так как государство не исполнило до настоящего времени обязательств по обеспечению истца жилым помещением.

С учетом изложенного суд находит обоснованными требования истца о взыскании денежной компенсации за наем жилья.

Расчет, представленный истцом не оспаривался.

В соответствии с п.2 Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909, сумма денежной компенсации составит: за период с 11.05.2008 по 31.05.2008 в сумме 0000; в период с 01.06.2008 по 31.12.2008 в сумме 0000; в период с 01.01.2009 по 31.12.2010 в сумме 0000 Итого в сумме 0000 руб.

Между тем в удовлетворении требований о взыскании сумм компенсации ежемесячно до предоставления жилья суд отказывает, так как расходы не могут быть взысканы на будущее время.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Серый А.Н. удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области за счет средств федерального бюджета в пользу Серый А.Н. компенсацию за наем (поднаем) жилья за период с 11.05.2008 года по 31.12.2010 года в сумме 0000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей кассационной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Подпись

Копия верна

Судья

Секретарь