Дело № 2-5773/2012 (8) КОПИЯ Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2012 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 июля 2012 года Ленинского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Смышляевой О.И., при секретаре судебного заседания Жезловой Ю.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями к ИП Поляков С.А., ООО «Урал-Торг» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, установил: Истец обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ответчику ИП Поляков С.А., ООО «Урал-Торг» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, оборудовать вход в магазин, расположенный по адресу: <адрес>, пандусом и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения и инвалидов. В обоснование заявленных требований истец указал, что нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Поляков С.А., в котором имеется магазин «Ермолинские полуфабрикаты», деятельность по указанному адресу осуществляет ООО «Урал-Торг». При этом между ООО «Урал-Торг» и ИП Поляковым С.А. заключен договор аренды нежилого помещения. При проведении проверки было установлено, что в помещение отсутствует беспрепятственный доступ инвалидов, поскольку отсутствуют кнопка, пандусы и поручни, в нарушение положений Федерального закона Российской Федерации от <дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Представитель ответчика ООО «Урал-Торг» в судебном заседании иск не признал, указав, что на <дата> ИП Поляков С.А, и ООО «Урал-Торг» приняли меры по оборудованию входной группы магазина «Ермолинские полуфабрикаты», расположенное по адресу: <адрес>, кнопкой вызова персонала в добровольном порядке, разместив кнопку вызова и информационную табличку вызова персонала на входной двери. Ответчик ИП Поляков С.А. в судебное заседание не явился, о своих возражениях не заявил, доказательств уважительности отсутствия не представил. В судебном заседании истец поддержал исковые требования, считают, что ответчиком не устранено нарушение, так как кнопка вызова установлена после ступеньки, что затрудняет доступ в магазин «Ермолинские полуфабрикаты», расположенный по адресу: <адрес>. Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19). В соответствии со ст. 15 Федерального закона от <дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения. Федеральным законом от <дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", конкретизированы требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов, а также приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ к нему. Необходимость установления таких требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от <дата> N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с <дата> (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <дата> N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. При входе в здание магазина внутри имеется лестница, отсутствует пандус, также кнопка для вызова сотрудников. В связи с тем, что предусмотренный законодателем перечень объектов социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов, носит открытый характер, вход в магазин необходимо оборудовать кнопкой вызова персонала. Учитывая, что доказательств отсутствия технической возможности установки кнопки вызова персонала в судебное заседание ответчиком в нарушение ст. 56-57 Гражданского процессуального кодекса не предоставлено, следовательно, отсутствуют обстоятельства препятствующие установке кнопки вызова, требования истца об установке кнопки вызова является обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ИП Поляков С.А., ООО «Урал-Торг» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, удовлетворить частично. Обязать ИП Поляков С.А., ООО «Урал-Торг» принять меры по оборудованию входной группы магазина «Ермолинские полуфабрикаты» расположенного по адресу: <адрес>, кнопкой вызова персонала. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через суд, вынесший решение. Судья: (подпись) О.И. Смышляева Копия верна. Судья: