Камалетдинова В.М. к Админитсрации г. Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Министерстерству строительства и архитектуры по Свердловской области о предоставлении жилого помещения



КОПИЯ

Дело № 2-3678/12-8

Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2012 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«23» июля 2012 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи – Смышляевой О.И.,

при секретаре – Жезловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камалетдиновой В.М. к Администрации города Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры по Свердловской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Камалетдинова В.М. обратилась с иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 кв. м., расположенной в пределах города Екатеринбурга.

В обоснование своего иска истец Камалетдинова В.М. указала, что имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители отец Камалетдинов М.Т. умер <дата>., мать – Камалетдинова Е.А. на основании решения Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от <дата> лишена родительских прав. Постановлением главы Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга <дата> истец определена в детский дом и за ней было закреплено право на жилую площадь в частном доме по адресу: <адрес> <адрес>, 22., данное постановление было отменено <дата>. Постановлением главы Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от <дата> над Камалетдиновой В.М.была установлена опека со стороны Хабирова Р.М. Постановлением главы Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от 24.01.2011 № 74 Хабиров Р.М. освобожден от обязанностей опекуна. Постановлением главы Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от 22.07.2003 № 815 Хабирова Т.И. была освобождена от обязанностей опекуна в отношении Камалетдиновой В.М., которая в это время находилась в Социально-ребиалитационном центре для несовершеннолетних Ленинского района г. Екатеринбурга. Постановлением главы Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 09.10.2003 № 1084, истец определена в детский дом на полное государственное обеспечение, где и находилась до 2008 года. С 04.07.2008 по август 2009 года Камалетдинова В.М. находилась в Центре социальной помощи семьям и детям «Каравелла». После зачисления в Екатеринбургский колледж транспортного строительства, истцу было предоставлено общежитие по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сулимова, 29, где Камалетдинова зарегистрирована до 31.08.2012. После отчисления из колледжа по разрешению администрации колледжа истцу разрешено пребывание в общежитии до 31.08.2012. Какое-либо жилое помещение на праве собственности или на условиях социального найма Камалетдинова В.М. не имеет, закрепленное жилье отсутствует, однако несмотря на это распоряжением администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от <дата> она поставлена в очередь на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего его предоставления Камалетдиновой В.М. на условиях социального найма.

В судебном заседании истец и ее представитель Сивачева В.В. исковые требования поддержали в полном объеме, указав, что истец отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жильем она не обеспечена, несмотря на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того, истец уточнила требования и просила обязать Министерство Строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры, исходя из нормы предоставления 16 кв.м. общей площади на одного человека, в пределах МО «город Екатеринбург» для передачи в муниципальную собственность с целью предоставления Камалетдиновой В.М., обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Камалетдиновой В.М. указанное жилое помещение по договору социального найма после передачи данного жилья Министерством.

В судебное заседание не явились представители Администрации г. Екатеринбурга, Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, Правительства Свердловской области, администрации Кировского района г.Екатеринбурга, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Министерства финансов Российской Федерации.

Министерство строительства и архитектуры Свердловской области также направило в суд отзыв, в котором указало, что жилым помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди по месту жительства. Фактически истец заявляет требования о возложении на Министерство не предусмотренной законом обязанности. Истец просит суд предоставить Камалетдиновой В.М. дополнительное право по сравнению с правами, предоставленными другим детям-сиротам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилым помещением, - право на получение жилого помещения в срок, не связанный с очередностью постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении, и не связанный с процедурой обеспечения жильем детей-сирот, установленной Порядком обеспечения детей-сирот. Ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве в суд просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие, по существу иска указал, что списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП утвержден «Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в соответствии с которым главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями указанной категории лиц является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Получателем средств областного бюджета является Фонд. Средства областного бюджета по приказу Министерства строительства и архитектуры Свердловской области направлялись на строительство (приобретение) жилых помещений пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения. Фонд размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений. Фонд полагает, что права Камалетдиновой В.М. не нарушены, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон, суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.

Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд удовлетворяет исковые требования Камалетдиновой В.М. по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.

Судом установлено, что Камалетдиновой В.М. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее отец, Камалетдинов М.Т., умер <дата>., мать – Камалетдинова Е.А. на основании решения Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от <дата> лишена родительских прав.

Постановлением главы Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга от <дата> истица определена в детский дом и за ней было закреплено право на жилую площадь в частном доме по адресу: <адрес> <адрес> данное постановление было отменено <дата>.

Постановлением главы Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от <дата> над Камалетдиновой В.М.была установлена опека со стороны Хабирова Р.М.

Постановлением главы Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от <дата> Хабиров Р.М. освобожден от обязанностей опекуна.

Постановлением главы Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга от <дата> Хабирова Т.И. была освобождена от обязанностей опекуна в отношении Камалетдиновой В.М., истец находилась в Социально-ребиалитационном центре для несовершеннолетних Ленинского района г. Екатеринбурга.

Постановлением главы Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга от <дата> , истец определена в детский дом на полное государственное обеспечение, где находилась до 2008 года.

С <дата> по август 2009 года Камалетдинова В.М. находилась в Центре социальной помощи семьям и детям «Каравелла».

После зачисления в Екатеринбургский колледж транспортного строительства (л.д. 16), истцу было предоставлено общежитие по адресу: <адрес>, где Камалетдинова зарегистрирована (л.д. 17). После отчисления из колледжа по разрешению администрации колледжа истцу разрешено пребывание в общежитии до <дата>.

Распоряжением администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от <дата> она поставлена в очередь на улучшение жилищных условий во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без попечения родителей (Л.д. 6).

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Камалетдинова В.М. проживает в общежитии Екатеринбургского колледжа транспортного строительства в <адрес>.

Отсутствие у истца какого либо жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителем администрации г. Екатеринбурга, а отсутствие у нее жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г. Екатеринбурга.

Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области -ПП от <дата>, утвердившим Порядком обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Учитывая, что Постановлением Правительства Свердловской области от <дата> определена конкретная денежная сумма, подлежащая расходованию на обеспечение жильем детей-сирот, и учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Камалетдиновой В.М. на условиях договора социального найма.

С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 08.02.2011г. именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.

Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК Российской Федерации, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 м.кв., расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Судом не принимаются возражения Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в части обеспечения истца жилым помещением в порядке очередности, поскольку в силу ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации Камалетдиновой В.М., относящаяся к вышеуказанной категории лиц, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, независимо от времени его постановки на учет и данное право не ставится законодателем в зависимость от наличия иных лиц, имеющих аналогичное право и их обращения в суд с такими же исками. Более того, реализация права лица на обращение в суд и судебная защита нарушенного права не взаимосвязана с реализацией такого же права другими лицами.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется в соответствии с действующим Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2011-2015 годы, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 08 февраля 2011 г. № 84-ПП, в порядке указанном выше. Таким образом, в рамках изложенных правоотношений действует императивный способ правового регулирования, поскольку нормативным правовым актом закреплен определенный порядок предоставления жилого помещения. При указанных основаниях и изложенных норм закона суд полагает, что на администрацию г.Екатеринбурга должна быть возложена обязанность по предоставлению Камалетдиновой В.М. жилого помещения только после передачи в муниципальную собственность жилого помещения, то есть приобретения данного недвижимого имущества права муниципальной собственности в установленном законом порядке.

Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено.

В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчиков расходов по оплате юридических услуг и представлению интересов в суде в размере 16000 руб. В подтверждение заключения договора представлен договор № 2 от 28 марта 2012 г. на оказание юридических услуг, заключенный между истцом и ООО «Экспертно-правовая группа «ФАЭТОН», квитанции по оплате услуг по данному договору, трудовой договор заключенный между ООО «Экспертно-правовая группа «ФАЭТОН» и Сивачевой В.В., представлявшей интересы истца в судебных заседаниях.

Согласно ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению расходы истца по оплате услуг представителя в разумных пределах в сумме 8 000 руб., которая в равных долях взыскивается с ответчиков Администрации г. Екатеринбурга и Министерства строительства и архитектуры Свердловской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуальный кодекс Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Камалетдиновой В.М. к Администрации города Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Министерству строительства и архитектуры по Свердловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации - Свердловской области - приобрести и передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 м.кв., соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления его Камалетдиновой В.М..

Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Камалетдиновой В.М. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 16 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга после передачи жилого помещения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в собственность муниципального образования «город Екатеринбург».

Взыскать с Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в пользу Камалетдиновой В.М. расходы по оплате услуг представителя в размере руб.

Взыскать с Администрации г. Екатеринбурга в пользу Камалетдиновой В.М. расходы по оплате услуг представителя в размере руб.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья (подпись) Смышляева О.И.

Копия верна: судья О.И. Смышляева