Мачульский А.В. к Министерству обороны РФ



КОПИЯ

Дело № 2-5267/12(8)

Мотивированное решение изготовлено 09 июля 2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2012 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи – Смышляевой О.И., при секретаре – Жезловой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мачульским В.А., Мачульской Е.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мачульским М.А. и Мачульским В.А., к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Спорной является трехкомнатная <адрес> общей площадью 81,9 кв.м., предоставленная Мачульским В.А. и членам его семьи в связи с прохождением воинской службы на основании договора социального найма, заключенного <дата> .

Истцы обратились в суд в своих интересах с иском о признании права собственности на спорную квартиру и в обоснование иска указали, что квартира была предоставлена истцам в 2011 году на основании договора социального найма. Обращение истцов с заявлением о приватизации спорного жилого помещения не привело к положительному результату, поскольку учреждение не обладает полномочиями по оформлению договоров приватизации жилых помещений.

Истец Мачульский А.В. в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил признать право собственности.

Представители ответчиков в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки и доказательств существования такой причины, своих письменных возражений по иску суду не представлено. С учетом изложенного суд считает, что возможно рассмотрение дела в отсутствие ответчиков, в порядке заочного производства.

Представитель ответчика ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России в суд представлен отзыв на исковое заявление согласно которого ответчик просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Указано на то, что ответчик не наделен полномочиями по передаче помещений в собственность в порядке приватизации и не имеет возможности в установленном порядке, заключить с истцами договор передачи квартир в собственность.

Третье лицо орган опеки и попечительства Ленинского района г. Екатеринбурга в суд не явились.

Заслушав истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 17, 18, 40, 45 Конституции Российской Федерации право на жилище является непосредственно действующим, признается и гарантируется государством.

Согласно п.1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма.

Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> заключается со стороны наймодателя - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления либо иным управомоченным собственником лица, действующим от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации.

Как следует из материалов дела между Мачульским А.В. и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации заключен договор социального найма <дата> на жилое помещение – спорную квартиру с учетом всех членов семьи.

Согласно п.1 и п. 5.3. постановления Правительства Российской Федерации.от <дата> «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» ТУ ФАУГИ по Свердловской области являлось представителем собственника – Российской Федерации.

В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - инструкции), утвержденных Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. N 1280 уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации. Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы на дату принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что спорная квартира была предоставлена истцам на законных основаниях в связи с прохождением воинской службы в порядке очередности с целью улучшения жилищных условий.

В соответствии со ст.2 Закона РСФСР от <дата> «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести помещения в собственность.

В силу ст.6 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно п. 1 ст. 11 приведенного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.

Исходя из смысла вышеприведенных норм, у истцов возникает право на бесплатную приватизацию жилого помещения, в случае нахождения жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Согласно п. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» № 61-ФЗ от <дата> имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, приобретенное учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном Гражданского кодекса Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учете федерального имущества (Постановление Правительства РФ от <дата>) подлежит учету в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата> , Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

Как следует из представленного письма ФГУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не имеет возможности в установленном порядке заключить договор передачи квартиры в собственность, поскольку отсутствуют соответствующие полномочия.

Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации.

В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что истцы проживают в спорном жилом помещении с 2011 года, вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на указанное жилье никем не оспаривается, у истцов отсутствует другое жилое помещение на праве собственности либо по договору социального найма, ранее истцами не использовано право бесплатной приватизации жилых помещений – суд считает заявленные исковые требования о признании за истцами права собственности на занимаемое жилое помещение в указанных в иске в равных долях, правомерными и подлежащими безусловному удовлетворению. При этом право собственности Российской Федерации на жилое помещение прекращается при передаче в собственность жилого помещения гражданам.

В соответствии со ст.ст.17, 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установление решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

С учетом изложенного, признанное за истцами право собственности на указанное в решении суда жилое помещение подлежит обязательной государственной регистрации после вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мачульским В.А., Мачульской Е.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Мачульским М.А. и Мачульским В.А., удовлетворить.

Признать за Мачульским В.А., Мачульской Е.В., Мачульским М.А., Мачульским В.А. право собственности по 1/4 доли за каждым в порядке приватизации на <адрес> общей площадью 81,9 кв.м.

Настоящее решение является основанием для регистрации за Мачульским В.А., Мачульской Е.В., Мачульским М.А., Мачульским В.А. права собственности по 1/4 доли за каждым в порядке приватизации на <адрес> общей площадью 81,9 кв.м. и прекращения регистрации права собственности Российской Федерации, Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через суд, вынесший решение.

Судья (подпись) О.И Смышляева

Копия верна: судья О.И. Смышляева