решение изготовлено 05.09.12 года. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 августа 2012 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н., при секретаре Ручкиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковое заявление Турсуковой ФИО5 к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 15 о возложении обязанности произвести перерасчет пособия по временной нетрудоспособности, УСТАНОВИЛ: Турсукова И.В. обратилась в Ленинский районный суд города Екатеринбурга с иском к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 15 о возложении обязанности произвести перерасчет пособия по временной нетрудоспособности. В обоснование своего заявления истец указала, что 24 августа 2010 года она уволилась из органов УИИ (ИК-2), по состоянию здоровья, в 2011 году она устроилась в ООО «Системстройцентр» и в период 2011-2012 года она дважды находилась на листке нетрудоспособности, однако, оплачены они без учета её стажа работы и положений действующего законодательства, в частности, Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому ей положено выплачивать пособие по временной нетрудоспособности, исходя из 100% среднего заработка. Просила обязать Государственное учреждение – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 15 произвести перерасчёт ей пособия по временной нетрудоспособности исходя из 100% среднего заработка и не нарушать впредь Закон РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В судебном заседании истец поддержала свои исковые требования, настаивала на их удовлетворении. Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что пособие по временной нетрудоспособности начисляет страхователь по месту работы застрахованного лица, истец являлась сотрудником УИИ, отчисления в фонд социального страхования не производились, в связи с чем, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается исходя из минимальной размера оплаты труда, поскольку отчислений за последние два года не имеется, после прошествии двух лет, ей будет выплачиваться пособие исходя из 100% средней заработной платы. Суд, заслушав явившихся лиц, изучив письменные доказательства в их совокупности, отказывает истцу в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Так, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования": суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, следует из представленных доказательств и сторонами не оспаривается, что Турсукова И.В. состоит в трудовых отношениях с ООО «Системстройцентр» с 2011 года, ранее до поступления на работу в указанное общество, являлась сотрудником УИИ, и была уволена по состоянию здоровья 24.08.2010 года На основании решения экспертного совета от 07.02.2005 года №4609 ей выдано удостоверение, предоставляющее право на льготы и компенсации, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». В период 2011-2012 года истец находилась на листке нетрудоспособности дважды. Согласно ст. 13 ФЗ № 255 «Об обязательном социальном страховании на период временной нетрудоспособности и в связи с материнством», страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждений). Вышеуказанные страховые выплаты в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением и предоставления необходимых документов назначаются и выплачиваются в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы, предусмотренный трудовым или коллективным договором. Истец обратился в суд и считает, что пособие выплачено ей не в полном размере, без учета льгот, предусмотренных ФЗ «О социальной защите граждан, пострадавших от радиационного воздействия катастрофы на ЧАЭС», поэтому просила обязать ответчика произвести перерасчёт пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка. В соответствии с ФЗ № 255, для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж. В соответствии с п. 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 19.11.2008)) выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Согласно ФЗ №255 «О социальном страховании», пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 7 ФЗ № 255 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере: 1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка; 2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка; 3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. В соответствии со ст. 14 Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ"Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Согласно Положению об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 11 настоящего Положения (далее - расчетный период). В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Истец с 2011 года получает заработную плату, из которой работодателем отчисляются взносы в фонд социального страхования, в период с 25.08.2010 года по май 2011 года истец не имела заработка, в 2009-2010 году являлась сотрудником учреждений уголовно-исполнительной системы. При таких обстоятельствах, учитывая, что отчисления в фонд социального страхования из заработной платы истца производятся с мая 2011 года, и в период работы Турсуковой И.В. в уголовно-исполнительной системе, не производились, следовательно, пособие по временной нетрудоспособности, должно исчисляться исходя их минимального размера оплаты труда. Истец ссылается на положения ст. 14, Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которым, ей гарантирована выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт, поэтому считает, что пособие по временной нетрудоспособности должно ей выплачиваться в размере 100% без учета периода отсутствия взносов в Фонд социального страхования. Между тем, суд согласиться с позицией истца не может, поскольку в законе прямо указано на необходимость уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования, в результате чего у Фонда социального страхования возникает обязанность по оплате пособия по временной нетрудоспособности, исходя из среднего заработка застрахованного лица. Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается исходя из размера среднего заработка застрахованного лица, учитываемого при исчислении страховых взносов в Фонд социального страхования за два года, предшествующие наступлению нетрудоспособности, а также с учетом страхового стажа застрахованного лица. Исключение составляют граждане в соответствии с ФЗ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию аварии на ЧАЭС», которым размер пособия по временной нетрудоспособности не зависит от размера страхового стажа и составляет 100% среднего заработка, учитываемого при исчислении страховых взносов, а при отсутствии заработка, из минимального размера оплаты труда. Поскольку, среднюю заработную плату, учитываемую при начислении страховых взносов, Турсукова И.В. получает с мая 2011 года, пособие по временной нетрудоспособности должно быть ей рассчитано исходя из минимального размера оплаты труда, оснований для исчисления пособия по временной нетрудоспособности исходя из средней заработной платы, получаемой ей по месту работы в ООО «Стройспецмонтаж», не имеется. Кроме того, не имеется оснований возлагать на Фонд социального страхования обязанность по перерасчету пособия по временной нетрудоспособности Турсуковой И.В. исходя из 100% средней заработной платы, получаемой ей в ООО «Стройспецмонтаж», поскольку обязанность по начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности перед истцом имеется у работодателя, случаи возникновения обязанности у Фонда социального страхования по выплате пособия по временной нетрудоспособности прямо указаны в законе, расширительному толкованию не подлежат, и на истца не распространяются. При таких обстоятельствах, исковые требования о возложении обязанности на Фонд социального страхования произвести перерасчет оплаты листов временной нетрудоспособности за 2011-2012 год из расчета 100 % среднего заработка, не подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Турсуковой ФИО6 к Государственному учреждению – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 15 о возложении обязанности произвести перерасчет пособия по временной нетрудоспособности, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга. Судья: подпись. Копия верна. Судья: <данные изъяты> <данные изъяты>