Изготовлено 03.09.12 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 августа 2012 года Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Савиновой О.Н., при секретаре Томиловой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Екатеринбурга об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, УСТАНОВИЛ: Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ленинский районный суд города Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Екатеринбурга об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды и просил обязать Администрацию города Екатеринбурга организовать приведение в исходное состояние нарушенных земель путём рекультивации свалки промышленных отходов, расположенной на месте отработанного карьера III Горнощитского месторождения кирпичных глин (Координаты свалки: <данные изъяты> с.ш., <данные изъяты> в.д.) в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления. В обоснование своего требования указал, что в ходе проведения проверки установлено нарушение действующего законодательства об окружающей среде. Согласно заключению СОГУ «Центр экологического мониторинга и контроля» от 27.05.2011 г., 23.11.2011 года, акта рейдовой проверки Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО от 26.12.2011 года на земельном участке, расположенном ориентировочно в 500 м северо-восточнее пересечения железной дороги Шарташ_Полевской с автодорогой п.Рудный –Полевской тракт, на месте отработанного карьера 3 Горнощитского месторождения кирпичных глин производится размещение отходов производства и потребления, в том числе 1-4 класса опасности. При этом разрешительные документа на земельный участок для использования как объекта размещения отходов отсутствуют. Постановлением Главы города Екатеринбурга от 18.02.1999 N 159-А принято решение о закрытии с 01.04.1999 свалки промышленных отходов, расположенной на территории карьера III Горнощитского месторождения кирпичных глин, рекультивации карьера. Функции генерального подрядчика по проведению работ по рекультивации нарушенных земель возложены на ТОО фирма "Базальт-П". Заказчиком работ по рекультивации карьера выступил Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Администрации города Екатеринбурга, финансирование осуществлялось за счет средств бюджета города, между ТОО фирма «Базальт-II» и комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Администрации города Екатеринбурга, был заключён договор, срок действия которых истек в 2004 году. Однако, до настоящего времени рекультивация не завершена. Учитывая, что свалка промышленных отходов организована на землях населенных пунктов с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, негативно влияет на окружающую среду, способствует развитию эпидемиологических заболеваний у населения, Свердловский межрайонный природоохранный прокурор просил удовлетворить исковые требования. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал и просил их удовлетворить. Представитель Администрации города Екатеринбурга в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. По ходатайству ответчика к участию в деле были привлечены ООО «Базальт – II» и Росреестр, представителя которых также не явились в судебное заседание, своих возражений не представили. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов. Суд же, осуществляя гражданское судопроизводство на основе данных принципов, обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации обеспечивает создание равных условий для участников гражданского судопроизводства и возможность реализации ими своих прав по своему усмотрению, в том числе обеспечением возможности непосредственно участвовать в рассмотрении дела лично или через представителей. Так, согласно частям 2 и 3 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частях 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ, не рассмотрение дела, находящегося длительное время в производстве суда в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, неоднократно извещаемых судом о слушании дела и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Суд пришел к выводу о том, что в условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку в судебное заседание суда нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон. Таким образом, судом были приняты исчерпывающие меры по обеспечению явки сторон в судебное заседание, а неявку суд расценивает как неявку в суд без уважительных причин, в связи с чем, процессуальные права не явившихся лиц, нарушены не были. При таких обстоятельствах, суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, рассматривает дело в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о слушании дела надлежащим образом, по имеющимся материалам дела. В своих отзывах на исковые требования, представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что земельный участок находится у ФГУП РосНИИВХ Дочернее предприятие «Свердловское опытно-производственное хозяйство» в постоянном бессрочном пользовании. Кроме того, считает, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку рекультивацией земель занималось ТОО «Базальт – II», а все архивные документы находятся в Росреестре, Комитет земельных ресурсов и землеустройству по городу Екатеринбургу переименован в Росреестр. Суд, заслушав участвующих лиц, ознакомившись в том числе с отзывами ответчика, изучив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В ст. 42 Конституции РФ провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данное право также закреплено в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель. В силу ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 16 этого же Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. На основании ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 3 ст. 8 Закона "Об отходах производства и потребления" п. п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прямая обязанность по организации сбора и вывоза отходов и мусора возложена на администрацию муниципального образования, к вопросам местного значения (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. В силу п. 2, п. 3 ст. 13 Закона "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Вместе с тем, к полномочиям муниципального образования относится организации охраны окружающей среды, сбор, утилизация мусора, промышленных отходов, таким образом Администрация муниципального образования является надлежащим ответчиком по данному делу. Согласно ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В соответствии со ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления", запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 23.02.1994 г. N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством. Из положений Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", следует, что рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", п. п. 6, 8 "Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", утвержденного приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, устанавливается органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации. Из материалов дела следует, что спорный земельный участок находился в постоянном бессрочном пользовании ФГУП РосНИИВХ Дочернее предприятие «Свердловское опытно-производственное хозяйство». 28.05.2010 года решением Арбитражного суда Свердловской области Дочернее предприятие ФГУП РосНИИВХ «Свердловское опытно-производственное хозяйство» ликвидировано. 15.08.1979 года решением Исполнительного комитета Свердловского городского Совета народных депутатов N 279-а земельный участок бывшего отработанного карьера кирпичных глин Уктусского кирпичного завода, расположенного на землях ОПХ "Свердловское", отведен во временное пользование сроком на 5 лет заводу Резиновых технических изделий для захоронения промышленных отходов заводов: РТИ, Шинного и Эбонитовых изделий. Пунктом 2.3 данного решения установлено, что по окончании использования карьера необходимо предусмотреть его рекультивацию и передать участок владельцу - ОПХ "Свердловское". Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 18.02.1999 N 159-А "О рекультивации нарушенных земель свалки промышленных отходов III Горнощитского месторождения кирпичных глин" на основании постановления Главы г. Екатеринбурга N 140-л от 13.03.96 для строительства индивидуальных жилых домов выделен земельный участок общей площадью 42,52 га, из них 15,3 га оформлены в собственность гражданам, 27,22 га переданы в земли общего пользования. Генеральным заказчиком по проектированию, строительству дорог, инженерных коммуникаций, объектов социального назначения определено ТОО фирма "Базальт - II". Данная застройка размещена на территории, примыкающей к свалке промышленных отходов III Горнощитского месторождения кирпичных глин. Рядом со свалкой размещаются коллективные сады порядка 1500 участков. На основании документов, представленных Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга, Главой города Екатеринбурга постановлено: 1. Закрыть с 01.04.99 свалку промышленных отходов, расположенную на территории карьера III Горнощитского месторождения кирпичных глин. 2. Выполнить рекультивацию карьера силами и средствами предприятий, использующих карьер для свалки. 3. Возложить на ТОО фирму "Базальт - II" функции генерального подрядчика по проведению работ по рекультивации нарушенных земель согласно рабочему проекту, выполненному институтом "УралНИИгипрозем". 4. КРУ администрации города проверить проектно - сметную документацию на проведение работ по рекультивации. 5. В соответствии с согласованным проектом, Акционерным обществам: "Уктус". "Стройпластполимер", "Уральский завод РТИ", "Уралэластотехника", "Урал - Морган - Карбон" и МП "Водоканал" принять долевое участие в работах по рекультивации карьера согласно приложению 1. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Екатеринбурга, администрацию Чкаловского района. 16.02.2001 года Постановлением Главы города Екатеринбурга утверждена проектно-сметная документация по рекультивации земель. 22.05.2003 года распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Екатеринбурга на "Уральский завод РТИ", "Уралэластотехника", ОАО «Уралшина», ОАО «Урал-Морган-Карбон», ГП «Завод «Каучук» возложена обязанность по организации и поддержанию охраны площадки до окончания работ, ООО «Базальт-II» разрешена засыпка выемок рельефа на площадки рекультивации промышленными отходами указанных предприятий. Спорный земельный участок захламлен бытовыми и промышленными отходами и не очищен, его рекультивация в установленном постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" и Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды РФ N 525 и Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года, не произведена. Размещенная на нем свалка бытовых и промышленных отходов в нарушение требований ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" создана без разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена. Отсутствие рекультивации, ненадлежащее использование земельного участка, отсутствие у ООО «Базальт II» лицензии на деятельность по сбору, обезвреживанию и использованию отходов 1-4 класса опасности, подтверждается экспертными заключениями №98 от 27.05.11 года и № 212 от 23.11.2011 года, актом обследования земельного участка земельным комитетом Администрации города Екатеринбурга, актом рейдовой проверки, предписанием от 07.12.2011 г. №12-11/5-35, протоколом об административном нарушении от 16.02.2012 года, актами проверки юридического лица от 16.02.12 года и 07.12.11 года. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В силу ст. 6 Федерального Закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. В судебном заседании установлено, и следует из представленных доказательств, на указанный объект размещения отходов, в нарушение ст. ст. 9, 12, 18, 19 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 22, 24 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды", отсутствует разрешительная документация: отвод земельного участка, проект нормативов образования отходов и потребления, лимиты на размещение отходов, лицензия на осуществление деятельности на обращение с опасными отходами производства и потребления, первичный учет складируемых бытовых отходов не ведется. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 76 указанного Закона споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Учитывая, что к полномочиям органов местного самоуправления относится неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории муниципального образования и создает опасность причинения вреда окружающей среде, прокурор вправе обращаться в суд с требованиями о соблюдении в том числе и природоохранного законодательства. При таких обстоятельствах, исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности организовать приведение в исходное состояние нарушенных земель путём рекультивации свалки промышленных отходов, расположенной на месте отработанного карьера III Горнощитского месторождения кирпичных глин (Координаты свалки: 56 44998 с.ш., 060 32 0697 в.д.) законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Екатеринбурга об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, удовлетворить. Обязать Администрацию города Екатеринбурга организовать приведение в исходное состояние нарушенных земель путём рекультивации свалки промышленных отходов, расположенной на месте отработанного карьера III Горнощитского месторождения кирпичных глин (Координаты свалки: <данные изъяты> с.ш., <данные изъяты> в.д.) в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления в срок до 01.01.2013 года. Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга. Судья: подпись. Копия верна. Судья: <данные изъяты> <данные изъяты>