Соловьев А.Ю. ч.1 ст.15.6 КоАП РФ



Дело №12-384/12

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург 10 сентября 2012 года

Судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Чобитько М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу начальника отдела ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка Ленинского района г. Екатеринбурга от 29 марта 2012 года, которым,

Соловьеву А.Ю., <данные изъяты>, ранее не привлекавшемуся к административной ответственности за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг,

в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ :

02 марта 2012 года главным государственным налоговым инспектором по Ленинскому району г. Екатеринбурга ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Соловьева, который, являясь должностным лицом, президентом ОАО «<данные изъяты>», расположенного в <адрес>, в срок до 02 февраля 2012 года не выполнил требование от 19 января 2012 года о предоставлении документов, в нарушение п. 3 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением мирового судьи от 29 марта 2012 года, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения, а так же вынесено представление в порядке ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации ввиду необоснованного привлечения Соловьева к административной ответственности, а так же нарушения требований делопроизводства при направлении материалов в суд.

Не согласившись с выводами мирового судьи, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении обратился в суд с жалобой, в которой указал, что мировым судьей необоснованно сделан вывод об отсутствии обязанности должностного лица предоставлять истребуемую информацию, в частности регистры налогового учета, поскольку необходимость ведения указанных регистров учета определяется самой организацией. В постановлении необоснованно указано, что требование о предоставлении информации представлено в рамках ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в то время как налоговый орган руководствовался ст. 93 настоящего кодекса. Так же мировой судья необоснованно посчитал, что к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно отвечать лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в банке, а не руководитель.

С учетом изложенных доводов, представитель ИФНС просил суд постановление от 29 марта 2012 года отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании представители ИФНС ФИО2, ФИО3 доводы жалобы поддержали, указав, что фактически регистры были предоставлены банком с нарушением установленного срока, 28 февраля 2012 года.

Защитник должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО4 просил суд оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения, поскольку считает постановление мирового судьи законным и обоснованным. Так требование налогового органа не указывало, какие именно документы необходимо представить, тем самым оно не является законным и не могло быть исполнено надлежащим образом. Требование было исполнено банком в том объеме, в котором оно могло быть исполнено, с учетом того, что регистры были истребованы в ходе предыдущей проверки.

В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав мнение участников, суд находит обжалуемое постановление мирового судьи подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права.

Положения ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают административную ответственность, в том числе за непредоставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок, либо отказ от предоставления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Судом установлено, что 19 января 2012 года в соответствии со ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес ОАО «<данные изъяты>» вручено требование о предоставлении документов (информации), которое получено заместителем руководителя ФИО5

Положения ч. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривают, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пункт третий настоящей статьи указывает, что документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

Пункт второй требования от 19 января 2012 года истребует синтетические регистры налогового учета, аналитические регистры налогового учета, составленные в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за 2009-2010 годы. При этом в требовании отражено, что регистры должны быть представлены с отражением информации нарастающим итогом. В случае отсутствия информации регистры должны предоставляться в пустом виде.

Согласно акту приема-передачи документов по требованию от 19 января 2012 года , сведения в налоговый орган представлены не в полном объеме.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что мировым судьей при рассмотрении дела неправильно применена специальная норма налогового законодательства – ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющая право налогового органа истребовать информацию у контрагента или иных лиц, которой налоговый орган не руководствовался при истребовании информации и которая неприменима к юридическому лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка.

Положения ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют налоговому органу право истребовать сведения из различных источников, однако это не освобождает проверяемое лицо предоставить в установленный срок информацию по требованию налогового органа в полном объеме.

Положения же ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации относятся к обязанностям проверяемого лица, а потому невыполнение или ненадлежащее выполнение требования в данном случае недопустимо, поскольку причиняет ущерб институтам государственной власти в сфере налогового контроля.

Кроме этого, мировым судьей необоснованно сделан вывод о том, что, Соловьев А.Ю. не является лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета, в свете п. 24 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №18 от 24 октября 2006 года, а потому он не может нести ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность по которой должно нести лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Требование о предоставлении сведений, необходимых для осуществления налогового контроля относится к вопросу осуществления организационно-распорядительных функций руководителя юридического лица и не относится к вопросу непосредственного ведения бухгалтерского учета. Тем самым, налоговым органом Соловьев А.Ю. определен как надлежащий субъект административного правонарушения.

Согласно ст. 30.7 ч. 1 п. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что неправильное применение норм процессуального права мировым судьей, в том числе отсутствие надлежаще мотивированного решения по делу, а так же неправильное определение обстоятельств, исключающих производство по делу, привело к необоснованному прекращению производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При решении вопроса по жалобе, суд так же считает необходимым отменить представление в порядке ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку основанием мер судебного реагирования стало необоснованное привлечение должностного лица к административной ответственности налоговым органом.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,

РЕШИЛ :

постановление мирового судьи судебного участка Ленинского района г. Екатеринбурга от 29 марта 2012 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Соловьева А.Ю. по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, отменить, направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка Ленинского района г. Екатеринбурга.

Представление от 29 марта 2012 года мирового судьи судебного участника Ленинского района г. Екатеринбурга в адрес начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, отменить.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно, со дня его вынесения.

Судья (подпись) Чобитько М.Б.

Копия верна

Судья: