об индексации ежемесячной компенсации в возмещение вреда и взыскании суммы задолженности



Дело №2-982/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


г. Владикавказ 17 августа 2010 года

Ленинский районный суд г.Владикавказ РСО - Алания в составе:

председательствующего Гогаевой А.К.,

при секретаре Тотиевой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению социальной защиты населения по Иристонскому муниципальному округу ... РСО – Алания об индексации ежемесячной компенсации в возмещение вреда и взыскании суммы задолженности,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском.

В судебном заседании ФИО2 требования поддержал и просил обязать Управление социальной защиты населения по Иристонскому муниципальному округу ... РСО – Алания взыскать за счет средств федерального бюджета единовременно недополученную за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года денежную сумму в размере – 215 938 рублей 11 копеек.

В судебном заседании ФИО3, представляющая интересы Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО – Алания Управления социальной защиты населения Иристонского МО ... по доверенности Номер обезличенл от Дата обезличена года требования истца не признала и просила отказать в их удовлетворении.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.

Как следует из материалов дела, и установлено в судебном заседании ФИО2 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и является инвалидом второй группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на ЧАЭС.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 года №31 - ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Положения части 3 данной статьи в предыдущей редакции Федерального закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11 – П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы её своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Вместе с тем, в пункте 2 резолютивной части названного Постановления указано, что впредь, до внесения изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года №364-О, если применение введенного нормами Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствие с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), судам надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации. В связи с тем, что за указанный период более выгодными - для применения являются коэффициенты роста величины прожиточного минимума по РСО - Алания, суд считает, что с Дата обезличена года индексацию следует произвести с учетом коэффициентов роста величины прожиточного минимума.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года №326 утверждены «Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм». Согласно п.2 названных Правил, ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Фед. закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) индексируются за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года с применением коэффициентов соответственно 1.12, 1,12 и 1,1 исходя из уровня инфляции, установленного на 2002, 2003 и 2004 годы Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год" и "О федеральном бюджете на 2004 год".

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5.04.2005 года №7) сказано, что исходя из текста Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002г. №11 – П в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащего индексации, до внесения изменений в действующее законодательство, входят как ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, так и иные ежемесячные и ежегодные выплаты, предусмотренные базовым Законом, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

В пункте 5 этого же Постановления указано, что в соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993года № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995г. до 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, а также, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года №7, суды вправе произвести такую индексацию с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Принимая во внимание Определение Конституционного суда РФ от 23.11.2006 года №445, которым установлено, что положения ст.208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким – либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы, взыскание недополученных сумм необходимо произвести с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФИО2 является получателем ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда.

В соответствии с приложенными расчетами истца, сумма задолженности за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года по ежемесячной компенсации в возмещение вреда составляет – 215 938 рублей 11 копеек, которая подлежит взысканию единовременно.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

ре ш и л:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Взыскать с Управления социальной защиты населения по Иристонскому муниципальному округу ... РСО – Алания в пользу ФИО2 - за счет средств федерального бюджета единовременно недополученную за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года денежную сумму – 215 938 (двести пятнадцать тысяч девятьсот тридцать восемь) рублей 11 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.

Председательствующий Гогаева А.К.

Решение суда вступило в законную силу: «____»_______________20____ года

Судья Гогаева А.К.