о признании сделки недействительной



Дело №2-340/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 7 апреля 2010 года

Ленинский районный суд г.Владикавказ РСО - Алания в составе:

председательствующего Гогаевой А.К.

при секретаре Тотиевой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации местного самоуправления г.Владикавказ к Гагиеву Александру Архиповичу, ВМУП «Управление зеленого строительства» о признании сделок недействительными,

у с т а н о в и л:

АМС г.Владикавказ обратилась с исковым заявлением к Гагиеву Александру Архиповичу, ВМУП «Управление зеленого строительства» о признании сделок недействительными.

В судебном заседании ФИО3, представляющая интересы АМС г.Владикавказ по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что распоряжением <данные изъяты> г.Владикавказ от ДД.ММ.ГГГГ № о присоединении ВМУП «Цветы» к ВМУП «Управление зеленого строительства» (далее-УЗС), была осуществлена реорганизация предприятий в форме присоединения. В результате предусмотренных гражданским законодательством мероприятий правопреемником ВМУП «Цветы» стало ВМУП «УЗС», подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. В ходе рассмотрения Ленинским районным судом г.Владикавказ гражданского дела № по иску Гагиева А. А. к АМС г.Владикавказ стало известно о существовании спорных соглашений, которые в нарушение действовавшего законодательства были заключены ответчиками но настоящему делу. Соглашения заключались без согласования с собственником имущества муниципальных предприятий, ни АМС г.Владикавказ, ни Комитету управления имуществом г.Владикавказа о сделках не было известно, и только впервые в ДД.ММ.ГГГГ году в качестве доказательств по делу № они были предъявлены собственникам имущества муниципального предприятия. Лица, заключившие спорные соглашения и распорядившиеся муниципальным имуществом, вышли за пределы своих полномочий, соответственно сделки в силу закона являются ничтожными. Договор от ДД.ММ.ГГГГ № о совместной деятельности по строительству цеха по переработке мясопродуктов, заключенный между ВГУП «Цветы» и Гагиевым А.А. противоречит требованиям законодательства, а именно части 2 статьи 295 ГК РФ, согласно которой предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Соглашение о расторжении договора № было заключено ДД.ММ.ГГГГ в период действия распоряжения АМС г.Владикавказ о присоединение предприятий, директором предприятия уже было другое лицо, соответственно ФИО4 не имел права подписи от имени ВГУП «Цветы». Сделки ничтожны также в силу требований статей 166, 168 ГК РФ, а также статей 18 и 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», так как заключались без согласия собственника. Вышеназванные сделки нарушают права и законные интересы АМС <адрес> - полномочного органа собственника имущества предприятия, так как сделки стали основанием принятия решения суда в результате которого собственник лишился своего имущества. Просила иск удовлетворить.

В судебном заседании ФИО5, представляющий интересы Гагиева А.А. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признал и пояснил, что согласно договора № о совместной деятельности по строительству цеха по переработке мясопродуктов от ДД.ММ.ГГГГ, ВГУП «Цветы» и он, путем объединения денежных средств, иных материально-технических ресурсов, своих профессиональных и деловых возможностей организовали строительство цеха по переработке мясопродуктов по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.<адрес> <адрес>. В соответствии с п. 1.1 и 1.2 данного договора на ВГУП «Цветы» была возложена обязанность привлечения материально-технических ресурсов в пределах своей доли и получение разрешительной документации. Однако, учитывая то, что к моменту получения разрешения на строительство и заключения договора о совместной деятельности, ВГУП «Цветы» находилось в тяжелом материальном положении в связи с отсутствием финансирования, то ДД.ММ.ГГГГ было достигнуто соглашение о расторжении договора № о совместной деятельности по строительству цеха по переработке мясопродуктов. Все работы по возведению объекта были произведены истцом за счет личных средств. Доказательством этого является Заключение Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ №, где в качестве строительной организации указан Гагиев А.А. Согласно ст.1041 ГК РФ, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. С учетом того, что ВГУП «Цветы» не внесло денежных средств (вклада) при строительстве цеха по переработке мясопродуктов, то соответственно и не приобрело доли в общем имуществе товарищей. Просил в иске отказать, в том числе в связи с пропуском АМС г.Владикавказа сроков исковой давности.

В судебном заседании ФИО6, представляющий интересы Владикавказского муниципального унитарного предприятия «Управление зеленого строительства» по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования АМС г.Владикавказ не признал и пояснил, что ВМУП «Управление зеленого строительства» является правопреемником ВГУП «Цветы». Гагиев А.А. налоги управлению не платил, никакого отношения к нему не имеет.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования АМС г.Владикавказ не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 - бывший директор ВГУП «Цветы», показал, что действительно, земельный участок по <адрес>, 10 в <адрес> АМС <адрес> в августе 2001 года был выделен Владикавказскому государственному унитарному предприятию «Цветы» (в настоящее время Владикавказское муниципальное унитарное предприятие «Управление зеленого строительства») под строительство цеха по переработке мясопродуктов. Данное предприятие на момент заключения вышеуказанных сделок не относилось к органам местного самоуправления, а находилось в ведении Министерства имущественных отношений РСО-Алания. Средств на возведение цеха у муниципального предприятия не было и поэтому был заключен договор о совместной деятельности по строительству цеха и переработке мясопродуктов с Гагиевым А.А., который во время строительства понес единолично все материальные расходы. В связи с этим, у Владикавказского муниципального унитарного предприятия «Управление зеленого строительства» отсутствуют какие-либо основания оспаривать право собственности Гагиева А.А. на возведенное им самостоятельное строение, и, даже претендовать на какую-либо его часть. На момент подписания обоих сделок имел соответствующие полномочия.

Установлено, что представитель АМС <адрес> ФИО3 не представила доказательств того, что ФИО4 не имел права подписи от имени ВГУП «Цветы».

Из обозренного в судебном заседании гражданского дела № по иску Гагиева А.А. к АМС <адрес> и ВМУП «Управление зеленого строительства» о признании права собственности видно, что в материалах дела имеется договор № от ДД.ММ.ГГГГ о совместной деятельности по строительству цеха по переработке мясопродуктов, между руководством ВГУП «Цветы» в лице директора ФИО4 и Гагиева А.А., согласно которого стороны организуют строительство цеха по переработке мясопродуктов. Указанный договор расторгнут соглашением между сторонами от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Гагиевым А.А. признано право собственности на нежилые строения: литеры «А», «А1», «А2», расположенные по адресу: <адрес>, 10 «а». Решение вступило в законную силу.

Силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Согласно статье 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (части 2 и 3 статьи 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно постановления АМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Владикавказскому унитарному предприятию «Цветы» было разрешено на земельном участке площадью 0.7 га. по <адрес>, 10 в <адрес> строительство цеха по переработке мясопродуктов по согласованному с главным архитектором города проекту.

В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» при рассмотрении заявления стороны в споре о применении исковой давности в отношении требований юридического лица необходимо иметь в виду, что в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда юридическое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. С учетом этого, довод вновь назначенного (избранного) руководителя о том, что он узнал о нарушенном праве возглавляемого им юридического лица лишь со времени своего назначения (избрания), не может служить основанием для изменения начального момента течения срока исковой давности, поскольку в данном случае заявлено требование о защите прав юридического лица, а не прав руководителя как физического лица. Указанное обстоятельство не является основанием и для перерыва течения срока исковой давности.

Из представленных в суд сведений налоговой инспекции следует, что Владикавказское унитарное предприятие «Цветы» ДД.ММ.ГГГГ прекратило свою деятельность. Правопреемником является ВМУП «Управление зеленого строительства» на основании распоряжения АМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о присоединении ВМУП «Цветы» к ВМУП «Управление зеленого строительства».

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ в ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся: выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости, осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства и организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений.

Согласно ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Статьей 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).

Следовательно, АМС <адрес>, как орган местного самоуправления обязан был осуществлять контроль за соблюдением своих нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства и проводить инвентаризацию земель на территории <адрес>. С учетом этого, суд считает необходимым применить сроки исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Администрации местного самоуправления <адрес> к Гагиеву Александру Архиповичу, Владикавказскому муниципальному унитарному предприятию «Управление зеленого строительства» о признании недействительными (ничтожными) договора от ДД.ММ.ГГГГ № о совместной деятельности по строительству цеха по переработке мясопродуктов и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора № о совместной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № по строительству цеха по переработке мясопродуктов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО - Алания в течение 10 дней.

Председательствующий Гогаева А.К.

Решение суда вступило в законную силу: « 19 » апреля 20 10 года

Судья Гогаева А.К.