о взыскании денежной компенсации



Дело № 2-212/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 17 февраля 2010 года

Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО-А в составе председательствующего судьи Дзуцевой Ф.Б.,

при секретаре Джиоевой Б.Н., рассмотрев гражданское дело

иску Газданова Сергея Муратовича к МВД по РСО-А о взыскании денежной компенсации взамен неиспользованных санаторно-курортных путевок,

установил:

Газданов С.М. обратился в суд с указанным иском. В судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что проходил службу в органах внутренних дел РСО-Алания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отдельном батальоне конвойной службы милиции. Уволен на пенсию по п. «З» ч.7 ст.19 Закона о милиции ( по ограниченному состоянию здоровья). С этого времени является пенсионером МВД. При назначении пенсии ему в соответствии с приказом МВД РСО-Алания « 179 от ДД.ММ.ГГГГ зачли периоды фактического участия в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года из расчета 1 день службы за три.

В период службы ему ни разу не была выдана санаторно-курортная путевка, хотя ее получение предусмотрено в виде дополнительной гарантии, предусмотренной Законом РФ « О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и <адрес>, а также выполняющим задачи в условиях ЧП и вооруженных конфликтах» № от ДД.ММ.ГГГГ.

Не выплачивались ему и полагающиеся дополнительные денежные выплаты в виде компенсации за неиспользованные санаторно-курортные путевки в связи с участием в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.

Фактически ему выплачивалась компенсации взамен путевок в сумме 600 рублей как во время службы в органах внутренних дел, так и после ухода на пенсию. Однако эта компенсация не соответствует реальной стоимости путевки. Просил взыскать компенсацию взамен неиспользованных санаторно-курортных путевок на себя за период прохождения им службы в органах внутренних дел с 1999 по 2001 год согласно аудиторскому заключению на общую сумму 51983,28 рублей, поскольку ни разу за этот период не получал бесплатных путевок, а также за плату.

Представитель МВД РСО-А ФИО3, действующий на основании постоянной доверенности, заявленные требования не признал, пояснив при этом, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, в пользу Газданова С..М. с МВД по РСО-Алания была взыскана задолженность по дополнительным денежным выплатам за участие в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года. При вынесении решения все требования, заявленные истцом, в том числе о взыскании компенсации за неиспользованные санаторно-курортные путевки в указанные истцом периоды судом были удовлетворены. Предметом обсуждения по делу являлись все нормативные правовые акты, на которые делается ссылка истцом в данном исковом заявлении. Таким образом, о наличии этих приказов и постановлений ему было известно еще в 2005 году. Истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более четырех лет с момента вынесения решения, в связи с чем им пропущены сроки исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Далее представитель ответчика пояснил, что в соответствии с Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ г. «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и <адрес>, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» право на получение в первоочередном порядке путевок в лечебно-оздоровительные учреждения сотрудники имеют при наличии медицинских показаний. В случае не предоставления путевок указанным военнослужащим выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки.

Истцом не представлены доказательства того, что за период выполнения задач по ликвидации последствий конфликта он нуждался (имелись медицинские показания) в санаторно-курортном лечении и вынужден был приобретать путевки в санаториях, не относящихся к системе МВД, в связи с тем, что по месту службы в обеспечении требуемого санаторно-курортного лечения ему отказывали. В МВД по РСО-Алания также отсутствуют сведения об обращении истца в указанные им периоды с заявлением о предоставлении путевок в санатории и дома отдыха системы МВД, однако ему ежегодно выплачивалась денежная компенсация в размере 600 рублей, которая полагается независимо от предоставления путевок, размер этой компенсации никогда ранее истцом не оспаривался. Указанный размер компенсации установлен Постановлениями Правительства РФ, Положением о службе в органах внутренних дел РФ, а также в соответствии с письмами Медицинского управления МВД РФ, которому в соответствии с приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ переданы полномочия определения средней стоимости путевок в системе МВД, средняя стоимость путевок составляет сумму по состоянию на 2001 г. в размере 600 рублей, что свидетельствует о том, что задолженность по путевкам истцу уже взыскана в полном объеме. Просил отказать в требованиях истца в связи с необоснованностью и пропуском срока исковой давности, поскольку истец знал о предполагаемом нарушении его прав с момента поступления на службу в органы внутренних дел и получения первой компенсации взамен не предоставленных путевок.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования Газданова С.М. удовлетворению не подлежат.

Судом установлено, что истец служил в органах внутренних дел РСО-Алания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отдельном батальоне конвойной службы милиции. Уволен на пенсию по п. «З» ч.7 ст.19 Закона о милиции ( по ограниченному состоянию здоровья). С этого времени является пенсионером МВД. При назначении пенсии ему в соответствии с приказами МВД РСО-Алания зачли периоды фактического участия в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года из расчета 1 день службы за три.

Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, регламентировано право определенной категории лиц на предоставление им при наличии медицинских показаний в первоочередном порядке путевок в лечебно-оздоровительные учреждения. В случае не предоставления путевок выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки. Действие данного Закона рядом нормативных правовых актов распространено на сотрудников органов внутренних дел, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта и приравненных к ним задач на территориях <адрес> и Ингушской Республики. При этом выплата денежной компенсации взамен не предоставленной санаторно-курортной путевки впервые была установлена в соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении дополнений в ст. 5 Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходившим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и <адрес>, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах". Сходные положения содержатся и в приказах МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ

В этой связи судом проверялся вопрос наличия у истца медицинских показаний на предоставление им бесплатной санаторно-курортной путевки, однако, каких-либо доказательств истец представить не мог, дав при этом противоречивые пояснения. Так, первоначально он заявлял, что ежегодно обращался по вопросу предоставления ему путевки с рапортом, а затем пояснил, что не обращался, поскольку не видел в этом смысла. Так как путевки сотрудникам не выделялись. ранее во время прохождения службы за предоставлением путевок не обращался.

Кроме того, обсуждая доводы сторон относительно требуемых истцом сумм денежной компенсации по данному виду льгот, суд исходил из изложенных выше положений ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ и разъяснений, содержащихся в письмах МВД РФ "О средней стоимости путевки", в соответствии с которыми " По согласованию с Министерством финансов РФ средняя стоимость путевки для денежной компенсации на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых сотрудников органов внутренних дел с учетом ст.ст. 54, 64 Положения о службе в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ составляет 600 рублей.

Истцу ежегодно выплачивалась ежегодная компенсация в размере средней стоимости путевки в системе МВД России в указанных выше размерах, которые истцом ранее никогда не оспаривались.

Далее, судом установлено, что решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу в пользу Газданова С.М. с МВД РСО-Алания взысканы денежные суммы в виде дополнительных выплат за службу в период выполнения задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в размере 92862 рубля. При этом из материалов гражданского дела№2-6611/05, исследованных судом следует, что в пользу истца в числе прочих выплат взыскано 4475 рублей ( согласно представленному истцом расчету) в счет компенсации за неиспользованные санаторно-курортные путевки.Ни указанные расчеты, ни решения суда истцом не оспорены и не отменены.

Следовательно, имеется вступившее в законную силу и исполненное решение суда, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете, но по иным основаниям, ввиду чего положения пункта 3 статьи 220 ГПК РФ применению не подлежат и данное гражданское дело следует рассматривать в общем порядке.

По вопросу о пропуске срока исковой давности, о чем заявлено представителем ответчика, судом учитываются положения, содержащимися в Обзоре законодательства судебной практики Верховного суда РФ за 3 квартал 2004 года, в котором указано, что «прохождение службы в органах внутренних дел является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, исходя из чего по искам сотрудников органов внутренних дел по требованиям материального характера подлежит применению статья 392 ТК РФ о трехмесячном сроке для обращения в суд».

В соответствии с требованиями статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается тогда, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В соответствии с указанными правовыми нормами срок обращения в суд истцом пропущен, поскольку истцу должно было стать известно о нарушении его прав с момента начала прохождения им службы ( незнание закона не является уважительной причиной для пропуска срока), и ежегодно после получения компенсации за путевки, он также имел возможность в течение этого срока оспорить полученную им сумму в судебном порядке. Данное обстоятельство в соответствии со ст.199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в исковых требованиях.

Расчет средней стоимости путевок, представленный истцом не соответствует нормам, установленным для сотрудников органов внутренних дел РФ, для которых законодательством предусмотрены иные размеры компенсаций стоимости не предоставленных путевок.

Из представленных ответчиком письменных доказательств в обоснование своих возражений усматривается, что письмами МВД России в министерства внутренних дел, УВД субъектов РФ регулярно направлялась информация о средней стоимости путевки для выплаты денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых сотрудникам органам внутренних дел в соответствии со ст.54 и 64 «Положения, о службе в органах внутренних дел РФ», которая составляла:

с ДД.ММ.ГГГГ- 501 руб. (письмо МУ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №); с ДД.ММ.ГГГГ - 600 руб. (письмо МУ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, письмо МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №); с ДД.ММ.ГГГГ-600 руб. (письмо МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №).

Указанные письма МВД России уже с 2000 года установили размер средней стоимости путевок для выплаты компенсации на санаторно-курортное лечение в размере 600 рублей на сотрудника и 300 рублей на члена семьи, а с 2004 года уже в самом Положении о службе в органах внутренних дел внесена поправка и указаны размеры компенсаций в сумме 600 и 300 рублей, которые до настоящего времени не изменялись.

Совокупность приведенных данных позволяет суду сделать вывод о необоснованности заявленных истцом требований о взыскании стоимости не предоставленных путевок, как по существу иска, так и ввиду пропуска срока исковой давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В иске Газданова Сергея Муратовича к МВД по РСО-А о взыскании денежной компенсации взамен неиспользованных санаторно-курортных путевок в размере 51983,28 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.

Председательствующий Дзуцева Ф.Б.