о восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-229/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 18 марта 2010 года

Ленинский районный суд г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Панаиотиди И.В.,

с участием старшего помощника прокурора Иристонского муниципального округа г.Владикавказа Бекузаровой Л.Ю.,

при секретаре Хубецовой А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания, действующего в интересах Яновского Юрия Викторовича, к администрации местного самоуправления г.Владикавказа о признании незаконным пункта постановления, его отмене и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий,

установил:

Заместитель прокурора Республики Северная Осетия-Алания обратился в суд в интересах Яновского Юрия Викторовича с заявлением к администрации местного самоуправления г.Владикавказа о признании незаконным пункта постановления, его отмене и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала и пояснила, что прокуратурой Республики Северная Осетия-Алания проведена проверка о незаконном исключении администрацией местного самоуправления г.Владикавказа Яновского Ю.В. и членов его семьи из списков очередников на получение жилой площади. Установлено, что Яновский Ю.В., участник ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалид 2 группы, состоял на учете в администрации местного самоуправления г.Владикавказа в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по Затеречному муниципальному округу г.Владикавказа с ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 7 постановления администрации местного самоуправления г.Владикавказа № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменениях в списках граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» Яновский Ю.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию – «не прохождение перерегистрации за последние несколько лет». Статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом, решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные вышеназванной статьей Жилищного кодекса РФ.

Вместе с тем, оспариваемое постановление администрации местного самоуправления г.Владикавказа было издано без указаний оснований снятия с учета Яновского Ю.В. и без ссылки на обстоятельства, предусмотренные ст.56 ЖК РФ, а указанное в постановлении как основание - «не прохождение перерегистрации за последние несколько лет» действующим законодательством не предусмотрено. Учетное дело Яновского Ю.В. содержало все необходимые документы, подтверждающие его право состоять в городской администрации на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставлено право Яновскому Ю.В. как инвалиду 2 группы состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Следовательно, администрацией местного самоуправления г.Владикавказа были нарушены права и законные интересы Яновского Ю.В., выразившееся в незаконном снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с изложенным, прокурор просила суд признать незаконным пункт 7 раздела «Затеречная префектура» постановления администрации местного самоуправления г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменениях в списках граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части касающейся исключения Яновского Юрия Викторовича с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отменить его и обязать ответчика восстановить Яновского Ю.В. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты его первоначальной постановки на учет.

Представитель Яновского Ю.В. – Яновская И.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.

Представитель администрации местного самоуправления г.Владикавказа ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, исковые требования прокурора не признал и пояснил, что Яновский Ю.В. был на основании постановления администрации местного самоуправления г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ № правомерно исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку своевременно не прошел перерегистрацию, то есть не представил в городскую администрацию в срок необходимую документацию. В указанном списке очередников на получение жилья Яновский Ю.В. стоял как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Считает действия администрации обоснованными, в связи с чем постановление является законным. Просил суд отказать истцу в удовлетворении его требований.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания, действующего в интересах Яновского Юрия Викторовича, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 45 ГПК РФ регламентировано право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан. Также, ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14 мая 2009 года № 160/8 «Об организации работы по применению части 1 статьи 45 ГПК РФ» нижестоящим прокурорам было предписано сосредоточить внимание на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), имея в виду, что указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав. В связи с изложенным, суд считает, что прокурор обратился в суд с данным иском в пределах своей компетенции, предоставленной ему законом.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Согласно статьи 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (части 2 и 3 статьи 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).

Яновский Юрий Викторович воспользовался в полной мере предоставленным ему конституционным правом на защиту своих прав и интересов.

Из материалов учетного дела Яновского Ю.В., предоставленного суду на обозрение представителем ответчика, следует, что по личному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ администрацией местного самоуправления г.Владикавказа Яновский Ю.В. был поставлен на квартирный учет в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

В соответствии с пунктом 7 раздела «Затеречная префектура» постановления администрации местного самоуправления г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменениях в списках граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» Яновский Ю.В. был исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, Яновский Ю.В. состоял в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Факт пребывания Яновского Ю.В. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подтвердила допрошенная в ходе судебного разбирательства специалист отдела по учету и распределению жилья администрации местного самоуправления г.Владикавказа ФИО6 В то же время, она ничего не смогла пояснить и предоставить суду в качестве доказательств обоснованности и законности исключения Яновского Ю.В. из списков.

Из справки МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ, а также из выписки из акта № освидетельствования усматривается, что Яновский Ю.В. является участником ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, в результате чего получил увечье и стал инвалидом второй группы. Степень утраты его профессиональной трудоспособности составляет 80 %.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, принимавшим непосредственное участие в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. У Яновского Ю.В. отсутствуют данные основания.

Перечень причин снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирован ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанное в оспариваемом постановлении основание - «не прохождение перерегистрации за последние несколько лет» действующим законодательством не предусмотрено.

Основываясь на имеющихся в материалах дела документах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для снятия Яновского Ю.В. с учета. Сведения, имеющиеся в материалах учетного дела, о якобы направленном администрацией местного самоуправления г.Владикавказа в адрес Яновского Ю.В. уведомлении о предстоящей перерегистрации граждан, состоящих на квартирном учете, и о необходимости предоставить для этого отдельные документы, являются несостоятельными, поскольку отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о направлении в адрес Яновского Ю.В. уведомления и о его получении.

Таким образом, учитывая изложенное, и, оценивая доказательства, представленные прокурором, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания, действующего в интересах Яновского Юрия Викторовича, к администрации местного самоуправления г.Владикавказа о признании незаконным пункта постановления, его отмене и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать незаконным пункт 7 раздела «Затеречная префектура» постановления администрации местного самоуправления г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменениях в списках граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части касающейся исключения Яновского Юрия Викторовича с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Отменить пункт 7 раздела «Затеречная префектура» постановления администрации местного самоуправления г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменениях в списках граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части касающейся исключения Яновского Юрия Викторовича с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию местного самоуправления г.Владикавказа восстановить Яновского Юрия Викторовича по представлению им необходимых документов в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции с даты его первоначальной постановки на учет.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В.Панаиотиди