о признании сделки недействительной



Дело №2-436/2010

Р е ш е н и е

именем Российской Федерации

г.Владикавказ 30 апреля 2010 года

Ленинский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Дзуцева Ф.Б., при секретаре Джиоевой Б.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Прокурора Иристонского МО г.Владикавказа <данные изъяты>РСО-Алания в интересах Российской Федерации к <данные изъяты> РСО-Алания, Саламову Алану Рашитовичу, Дедегкаеву Виктору Хасанбиевичу о признании недействительными договоров купли-продажи нежилого подвального помещения, обязании возвратить Российской Федерации объект защитного сооружения гражданской обороны,

установил:

Прокурор Иристонского МО г.Владикавказа РСО-Алания обратился в суд с иском о признании сделок купли-продажи подвального помещения площадью 354,6 кв.метров, расположенного в части здания гостиницы «<данные изъяты>» по <адрес> (ФИО10) в г.Владикавказе, являющегося защитным сооружением и о применении последствий недействительности ничтожной сделки.

В ходе подготовки к судебному разбирательству прокурор изменил заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ и просил признать недействительными в силу их ничтожности договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Министерством имущественных отношений РСО-Алания и Саламовым А.Р. и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между Саламовым А.Р. и Дедегкаевым В.Х., в части указанного выше нежилого подвального помещения. Прокурор также просил обязать Дедегкаева В.Х. возвратить Российской Федерации указанный объект защитного сооружения гражданской обороны, аннулировать соответствующую запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании помощник прокурора Иристонского МО г.Владикавказа <данные изъяты>Жилин А.Н. заявленные требования поддержал и пояснил следующее:

Прокурорской проверкой установлено, что здание гостиницы «<данные изъяты>» (<адрес>) общей площадью 4998,1 кв.м. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> республики отчуждено физическому лицу Саламову А.Р. за 20 млн. 391 тыс. 07 коп. как имущество республики.

В соответствии с распоряжением <данные изъяты> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущества казны РСО-Алания в составе части здания гостиницы «<данные изъяты>».

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГуказанный объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: РСО-Алания, <адрес> (гостиница «<данные изъяты>»), от Саламова А.Р. перешел в собственность Дедегкаева В.Х., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.При этом, в состав части здания гостиницы «<данные изъяты>» - ФИО10 включено нежилое подвальное помещение, которое является встроенным в здание объектом гражданской обороны- защитное сооружение B-IV-300 (защищенный пункт управления <адрес>) площадью 354,6кв.м.

Указанные сделки, по мнению прокурора, являются ничтожными в части купли- продажи подвального помещения -защитного сооружения.

Так, на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

В соответствии с требованиями п.2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993г. №2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.

В соответствии с ч.1 и п.2 ч.2 ст.31 Федерального закона РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001г. №178-ФЗ при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными указанным Федеральным законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом. Ограничением может являться обязанность содержать объекты гражданской обороны.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.94 № 359, принятым в целях реализации Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2284, утверждено Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями предусмотрено исключение объектов и имущества гражданской обороны из имущества предприятия, передача таких объектов на ответственное хранение и в пользование путем заключения договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г.

«О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 23.04.94 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», Правительством Республики Северная Осетия-Алания 09.11.2001г. утверждено постановление №276 «О Порядке использования объектов и имущества некой обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями. В соответствии с требованиями п.1 утвержденного Порядка, объекты и имущество гражданской обороны, созданные и накопленные на предприятиях, учреждениях и организациях относятся к государственной собственности и не подлежат приватизации. Кроме того, решения о приватизации предприятий, учреждений и организаций, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны, принимаются в установленном порядке органами государственной власти, но с учетом соответствующего органа по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о наличии объектов и имущества гражданской обороны на приватизируемом предприятии и зданиях по гражданской обороне, возложенных на него (п. 2 Порядка).

Соответствующего заключения в отношении объекта недвижимости – здания гостиницы «<данные изъяты>», ГУ МЧС России по РСО-Алания не давало. Также, п.4 Порядка установлено, что приватизация пунктов управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных округов, категорированных городов, предприятий и организаций с комплексом защитных сооружений и наземным комплексом - также запрещена.

Таким образом, министерство имущественных отношений республики реализовало имущество (встроенное нежилое подвальное помещение), которое не принадлежало ему и не являлось собственностью казны Республики Северная Осетия-Алания.

Следовательно, сделка по приватизации части здания гостиницы «Кавказ» -защитного сооружения гражданской обороны, является ничтожной, как не соответствующая законам и иным нормативным актам и подлежит признанию недействительной.

В соответствии с ч.1 ст. 166, ч.1 ст. 167 и ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна независимо от признания ее таковой судом и является недействительной с момента ее совершения.

Представитель <данные изъяты> РСО-Алания Айларов У.М., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании исковые требования прокурора признал в полном объеме, согласившись с его доводами. Письменное заявление представителя приобщено к материалам дела.

Представитель ответчиков Саламова А.Р. и Дедегкаева В.Х. – адвокат Козуляк Д., действующий на основании надлежащих доверенностей от своих доверителей, в судебном заседании также в полном объеме признал исковые требования, касающиеся каждого из них, в том числе о признании сделок купли-продажи спорного объекта, а ответчик Дедегкаев В.Х., в чем пользовании находится объект недвижимости, признавая в полном объеме иск, выразил желание добровольно возвратить в собственность Российской Федерации указанное помещение.

Адресованные суду письменные заявления от имени ответчиков приобщены к материалам дела. Одновременно судом представителям разъяснены последствия признания иска ответчиком и принятия судом, предусмотренные ст.173 ГПК РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования-Главного управления Министерства РФ по делам <данные изъяты> по РСО-Алания Джиоев В.М., действующий на основании надлежащей доверенности, в судебном заседании полагал, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным в исковом заявлении прокурора.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования-Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по РСО-Алания ФИО8, действующая на основании надлежащей доверенности, оставила решение вопроса по существу дела на усмотрение суда.

Представитель территориального управления Федерального агентства по <данные изъяты> в РСО-Алания, привлеченного судом в качестве третьего лица без самостоятельных требований ФИО9, действующий на основании надлежащей доверенности, в судебном заседании просил удовлетворить требования прокурора, полагая их законными и обоснованными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд полагает требования, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, либо отказаться от иска, ответчик вправе признать, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Порядок пользования имуществом и объектами гражданской обороны предусмотрен Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Положением о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359 (далее - Положение), а также иными нормативными актами.

К объектам гражданской обороны согласно п. 2 Положения, в частности относятся отдельно стоящие и встроенные убежища гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, а также имущество гражданской обороны

Согласно указанному пункту Положения объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

В силу ст. 129 ГК РФ указанные объекты исключаются из гражданского оборота и не могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Требования прокурора мотивированы тем, что убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу специального предназначения и условий его использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Поскольку защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, они продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность субъекта федерации в установленном порядке.

До тех пор, пока объект недвижимости со статусом защитного сооружения гражданской обороны не передан в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность Республики Северная Осетия-Алания, он не может считаться выбывшим из состава федеральной собственности, а, следовательно, действия Министерства имущественных отношений республики по отнесению такого объекта к имуществу казны республики и последующие сделки с ним являются незаконными.

Таким образом, признание иска ответчиками по настоящему делу подлежат принятию судом, поскольку оно соответствует закону и не нарушает охраняемых законом прав и интересов.

В соответствии с требованиями ст.173 ч.3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч.2 ст.166 ГК РФ при признании недействительной ничтожной сделки суд вправе применить последствия ее недействительности по собственной инициативе. В данном случае, при удовлетворении требования о возврате имущества РФ следует обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в РСО-Алания внести указанный объект в реестр федерального имущества.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Иристонского МО г.Владикавказа РСО-Алания удовлетворить в полном объеме.

Признать частично недействительным в силу ничтожности договор купли — продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Министерством имущественных отношений республики Северная Осетия-Алания и Саламовым Аланом Рашитовичем, в части нежилого подвального помещения площадью 354,6 кв. м. (ФИО10), расположенного в здании гостиницы «<данные изъяты>» по <адрес> в г.Владикавказе, являющегося защитным сооружением.

Признать частично недействительным в силу ничтожности договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Саламовым Аланом Рашитовичем и Дедегкаевым Виктором Хасанбиевичем, в части нежилого подвального помещения площадью 354,6 кв. м. (ФИО10), расположенного в здании гостиницы «<данные изъяты>» по <адрес> в г.Владикавказе, являющегося защитным сооружением.

Обязать Дедегкаева В.Х. возвратить Российской Федерации объект защитного сооружения гражданской обороны- нежилое подвальное помещение площадью 354,6 кв. м. (ФИО10), расположенное в здании гостиницы «<данные изъяты>» по <адрес> в г.Владикавказе, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в РСО-Алания внести указанный объект в реестр федерального имущества.

Настоящее решение является основанием для прекращения записи о государственной регистрации права собственности Дедегкаева В.Х. на объект недвижимого имущества- нежилого подвального помещения площадью 354,6 кв. м. (ФИО10), расположенного в здании гостиницы «<данные изъяты>» по <адрес> в г.Владикавказе, являющегося защитным сооружением, в Едином государственном реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним под №№15-15-01/115/2008-029 от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.

Председательствующий Дзуцева Ф.Б.