об оспаривании действий должностных лиц



Дело № 2-1133/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 25 ноября 2010 года

Федеральный судья Ленинского районного суда г.Владикавказа Туаева И.А., при секретаре Гутновой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каргиновой Залихан Матвеевны об оспаривании действий должностных лиц <данные изъяты> и признании права на государственную регистрацию права собственности,

У С Т А Н О В И Л :

Каргинова З.М. является членом <данные изъяты> ( садовый участок №), 1.06.1996 г. ей выдано свидетельство о праве собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования на землю. В соответствии с постановлением <данные изъяты> <адрес> от 12.05.2009 г. № вышеуказанный земельный участок предоставлен в собственность Каргиновой З.М. с ограничениями в его использовании в виде запрета строительства любых зданий и сооружений и закладки многолетних насаждений без согласования с собственником электрических сетей проходящих в непосредственной близости от земельного участка.

31 июля 2009 года в Единый госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись № о праве собственности Каргиновой З.М. на земельный участок общей площадью № кв.м. по адресу: <данные изъяты> участок №.

Каргинова З.М. обратилась в <данные изъяты> с заявлением об осуществлении регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на вышеуказанном земельным участке. <данные изъяты> государственная регистрация права была приостановлена, а впоследствии и прекращена ввиду необходимости согласования Каргиновой З.М. строительства жилого дома с организацией, в ведении которой находятся электрические сети, проходящие в непосредственной близости от принадлежащего заявительнице земельного участка.

В соответствии с паспортом воздушной линии электропередач и свидетельством о регистрации права от 9.06.2008 г. линейный протяженный объект (ВЛ-110 кВ №), назначение: сооружение энергетики и электропередачи, протяженность <данные изъяты> п.м., <адрес>, <данные изъяты> принадлежит на праве собственности <данные изъяты> <данные изъяты>

Обращение Каргиновой З.М. в <данные изъяты> по вопросу согласования строительства расположенного на ее земельном участке жилого дома оставлено без удовлетворения.

Полагая, что данным отказом нарушены ее права, Каргинова З.М. обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, которые ее представитель Каргинов Д.М., выступающий на основании доверенности от 14 марта 2009 г., поддержал, мотивировав следующими обстоятельствами:

Каргинова З.М. являлась членом некоммерческого садоводческого общества <данные изъяты> в связи с чем в ее пользовании находился садовый участок №, на котором она в 1990-1993 г.г. возвела жилой дом. Строительство дома ею было согласовано с начальником производственно-технической службы Северо-Осетинских электрических сетей, однако, никаких письменных документов, подтверждающих данное согласование, не составлялось. По мнению заявительницы, необоснованны ссылки заинтересованного лица на требования п. ДД.ММ.ГГГГ «Правил устройства электроустановок» и Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В» от 1984 г., согласно которых «расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений», а охранная зона для ВЛ 110 кВ составляет 20 метров. Домовладение, построенное на земельном участке Каргиновой З.М., находится на расстоянии № м от крайнего провода ВЛ, тогда как согласно ПЭУ раздел 2 п. ДД.ММ.ГГГГ расстояние от крайнего провода ВЛ соответствующего напряжения до здания должно быть не менее № метров. Изложенные выше положения пункта ДД.ММ.ГГГГ «Правил устройства электроустановок» (ПЭУ) применяются для вновь сооружаемых ВЛ, а жилой дом Каргиновой З.М. уже возведен. С учетом изложенного представитель заявительницы просил суд признать незаконным отказ <данные изъяты> в согласовании строительства жилого дома, расположенного на земельном участке № <данные изъяты> и признать право Каргиновой З.М. на госрегистрацию права собственности на данный объект недвижимости.

Представитель <данные изъяты> Есенова Я.О., выступающая на основании доверенностей от 12.01.2010 г. и от 15.01.2010 г., заявление Каргиновой З.М. не признала и пояснила, что поскольку строение, расположенное на земельном участке № <данные изъяты> является жилым, то применению подлежит пункт ДД.ММ.ГГГГ «Правил устройства электроустановок», согласно которого «расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений». Так как охранная зона установлена в размере 20 метров, а расстояние от домовладения Каргиновой З.М. до крайнего провода ВЛ составляет № м., то оснований для удовлетворения заявления Каргиновой З.М. о согласовании строительства ее дома не имеется, в связи с чем в удовлетворении иска представитель просила отказать.

Представитель <данные изъяты> привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Доев В.Е. просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие по усмотрению суда.

Выслушав стороны, свидетеля, специалиста, проверив материалы дела, суд полагает исковые требования Каргиновой З.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Так, судом установлено, что Каргинова З.М. является членом <данные изъяты> (садовый участок №). 1.06.1996 г. ей выдано свидетельство о праве собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования на землю. В соответствии с постановлением <данные изъяты> <адрес> от 12.05.2009 г. № вышеуказанный земельный участок предоставлен в собственность Каргиновой З.М. с ограничениями в его использовании в виде запрета строительства любых зданий и сооружений и закладки многолетних насаждений без согласования с собственником электрических сетей проходящих в непосредственной близости от земельного участка.

31 июля 2009 года в Единый госреестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись № о праве собственности Каргиновой З.М. на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <данные изъяты> участок №.

Каргинова З.М. обратилась в Управление Росреестра по РСО-А с заявлением об осуществлении регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на вышеуказанном земельным участке. Управлением Росреестра по РСО-А государственная регистрация права была приостановлена, а впоследствии и прекращена ввиду необходимости согласования Каргиновой З.М. строительства жилого дома с организацией, в ведении которой находятся электрические сети, проходящие в непосредственной близости от принадлежащего заявительнице земельного участка.

В соответствии с паспортом воздушной линии электропередач и свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ линейный протяженный объект (ВЛ-110 кВ №), назначение: сооружение энергетики и электропередачи, протяженность <данные изъяты> п.м., г.Владикавказ, <данные изъяты> принадлежит на праве собственности <данные изъяты> <данные изъяты>

В согласовании строительства жилого дома Северо-Осетинским филиалом <данные изъяты> Каргиновой З.М. было отказано.

Основанием к отказу послужили требования пункта ДД.ММ.ГГГГ «Правил устройства электроустановок», а также положения «Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В от 1984 г., регламентирующие установление охранных зон вдоль воздушных линий электропередач в виде земельного участка и воздушного пространства, отстоящих по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстояние 20 метров для ВЛ напряжением 110 кВ.

Оценивая доводы сторон, суд исходит из представленного в материалы дела топо-геодезического плана земельного участка, а также соответствующих пояснений представителей сторон, из которых усматривается, что расстояние от крайнего провода ВЛ при неотклоненном положении до жилого дома Каргиновой З.М. составляет 8, 4 метра.

Как следует из справки <данные изъяты> и пояснений опрошенного судом в качестве свидетеля председателя правления садоводческого некоммерческого объединения ФИО14 домовладение на земельном участке № <данные изъяты> было выстроено Каргиновой З.М. в 1990-1993 г.г. В указанный период времени действовали Правила устройства электроустановок (шестое издание), согласно пункта ДД.ММ.ГГГГ которого минимальные расстояния по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до ближайших выступающих частей зданий и сооружений должны быть не менее 4 метров для ВЛ напряжением 110 кВ. Специальных ограничений для жилых домов данной редакцией Правил не предусмотрено.

Таким образом, на период строительства дома требования действующего законодательства Каргиновой З.М. не были нарушены, а ссылки представителя заинтересованного лица на Правила охраны электрических сетей суд находит несостоятельными. Так, положениями пункта 11 постановления Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. № «Об утверждении правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт» предусмотрено не запрещение строительства в охранных зонах, а необходимость согласования этого строительства с организациями, в ведении которых находятся соответствующие электрические сети. При этом на период строительства дома действовали нормативным правовые акты – ПЭУ (шестое издание), которыми и следовало руководствоваться при рассмотрении обращения Каргиновой З.М. по вопросу согласования строительства ее дома.

Аналогичные обстоятельства усматриваются и из пояснений опрошенного судом в качестве специалиста государственного инспектора отдела <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО15 ФИО16 об отсутствии оснований для несогласования Каргиновой З.М. строительства жилого дома, расположенного на принадлежащем ей земельном участке в <данные изъяты>

Кроме того, заявительницей представлены суду:

- письмо ОАО <данные изъяты> от 1.06.2010 г. о соблюдении Каргиновой З.М. требований ПЭУ в части отдаленности расположения ее строения от крайнего провода ВЛ-110 кВ;

- протокол <данные изъяты> от 6.02.2009 г. о допустимом уровне напряженности электрического поля индукции магнитного поля промышленной частоты в помещениях и на территории жилой застройки садового участка № <данные изъяты>

- техническое заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома по вышеуказанному адресу.

Совокупность приведенных доказательств обуславливает мнение суда об отсутствии основания для отказа Каргиновой З.М. в согласовании строительства жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.

Требованиями пункта 10 постановления пленума Верховного суда РФ № от <данные изъяты> N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". В этой связи суд полагает признать незаконным отказ Северо-Осетинского филиала <данные изъяты> заявительнице в согласовании строительства жилого дома по адресу: <данные изъяты> садовый участок №, и признать право Каргиновой З.М. на государственную регистрацию права собственности на указанное домовладение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным отказ Северо-Осетинского филиала <данные изъяты> Каргиновой Залихан Матвеевне в согласовании строительства жилого дома по адресу: РСО-Алания, <адрес>, <данные изъяты> садовый участок №.

Признать право Каргиновой З.М. на государственную регистрацию права собственности на указанное домовладение.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-А в течение 10 дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ И.А.ТУАЕВА