Р Е Ш Е Н И Е г.Владикавказ 10 марта 2011 года Ленинский районный суд г.Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания в составе председательствующего судьи Панаиотиди И.В., при секретаре Хубецовой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации (префектуры) внутригородского Иристонского района г.Владикавказа о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания Федеральной службы по труду и занятости, у с т а н о в и л: Администрация (префектура) внутригородского Иристонского района г.Владикавказа обратилась в суд с заявлением о признании незаконным вынесенного в их адрес Государственной инспекцией труда в Республике Северная Осетия-Алания Федеральной службы по труду и занятости предписания от ДД.ММ.ГГГГ №-ПВ/11/4. В судебном заседании представитель администрации Торчинова И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, поддержала заявленные требования, просил суд их удовлетворить и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в РСО-Алания в адрес администрации (префектуры) внутригородского Иристонского района г.Владикавказа было вынесено предписание №-ПВ/11/4. Данное предписание считает незаконным, необоснованным и не подлежащим исполнению по следующим основаниям. Согласно распоряжения главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ № в администрации (префектуре) внутригородского Иристонского района г.Владикавказа было проведено сокращение численности штата. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением префекта №-к создана кадровая комиссия, которая ДД.ММ.ГГГГ проанализировав работу гр.Кундухова Г.А. рекомендовала уволить его с занимаемой должности. Указанное подтверждается выпиской из протокола заседания кадровой комиссии от 04.08.2009г. Также, распоряжением префекта от ДД.ММ.ГГГГ № а-к определено уведомить соответствующих сотрудников о предстоящем увольнении в связи с сокращением штатов. В соответствии со ст. 180 ТК РФ 06.08.2009г. Кундухову Г.А. было предложено ознакомиться и подписать уведомление о предстоящем его увольнении с занимаемой должности по п.2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Однако Кундухов Г. А. отказался от росписи, о чем на уведомлении сделана соответствующая запись в присутствии сотрудников префектуры, а также составлен акт об отказе работника от подписания уведомления. В соответствии со ст. 82 ТК РФ ДД.ММ.ГГГГ о возможном расторжении трудовых договоров с определенными сотрудниками была уведомлена председатель первичной профсоюзной организации префектуры Иристонского района <данные изъяты>, которая на уведомлении сделала отметку «не возражаю». Более того, в ее адрес одновременно был направлен весь перечень документов, предусмотренных для таких случаев увольнения работников трудовым законодательством Российской Федерации. Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П предусмотрено, что, если в организации имеется профсоюз, работодатель, принявший решение о сокращении численности или штата работников, обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУ «Центр занятости населения по г.Владикавказу» был направлен предполагаемый список сотрудников, подлежащих увольнению, для принятия соответствующих мер. ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение об увольнении Кундухова Г.А. Таким образом, считает, что администрацией (префектурой) внутригородского Иристонского района г.Владикавказа были в полной мере соблюдены нормы трудового законодательства Российской Федерации о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности штата. Кроме того, в силу ст. 112 ГПК РФ просила суд восстановить срок обжалования указанного предписания, поскольку получено оно было только ДД.ММ.ГГГГ и срок обжалования был пропущен по причине новогодних праздничных нерабочих дней, что подтверждается почтовым конвертом и штампом входящей корреспонденции. Представитель Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания Федеральной службы по труду и занятости Мильдзихова Э.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-ИСХ, в судебном заседании заявленные администрацией требования не признала и пояснила, что Кундухов Г.А. был уволен приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к в связи с сокращением численности штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Кундухов Г.У. был уведомлен о предстоящем сокращении ДД.ММ.ГГГГ Однако в нарушение статьи 373 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в силу п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Администрацией Иристонского МО г.Владикавказа ДД.ММ.ГГГГ в адрес профсоюзной организации префектуры было выслано уведомление о возможном расторжении трудовых договоров в связи с утверждением нового штатного расписания АМС г.Владикавказа (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №), на котором председателем профкома <данные изъяты> З.Б. была сделана запись «не возражаю». Однако, копии документов, явившихся основанием для проведения мероприятий по сокращению численности штата работников, в частности: копии уведомлений работников о предстоящем сокращении; копия утвержденного нового штатного расписания; копии приказов об увольнении работников; копии документов, подтверждающих наличие/отсутствие вакантных должностей, в профсоюзный комитет направлены не были. Тем самым, были допущены нарушения положения ст. 373 ТК РФ, в связи с чем инспектором по результатам проведения проверки был составлен акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от ДД.ММ.ГГГГ и в адрес префекта района направлено предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-ПВ/11/4, в котором указано на необходимость отмены приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об увольнении Кундухова Г.А.» и выплатить ему неполученный им заработок за весь период незаконного лишения его трудиться. Считает предписание законным и обоснованным, в связи с чем просила отказать префектуре в удовлетворении заявленных требований. Привлеченный судом в качестве заинтересованного лица Кундухов Г.А. в судебном заседании поддержал позицию Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания и пояснил, что по его обращению была проведена проверка соблюдения трудового законодательства при проведении мероприятий по сокращению штатной численности в префектуре Иристонского МО г.Владикавказа. В ходе проверки было выявлено нарушение положений ст. 373 ТК РФ, в связи с чем и было в адрес префекта района выдано предписание об устранении допущенных нарушений. Считает его законным и подлежащим исполнению. В то же время, показал, что с самостоятельными требованиями о защите своего нарушенного трудового права он в судебные органы с октября 2009 года по настоящее время не обращался. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования администрации (префектуры) внутригородского Иристонского района г.Владикавказа обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как было достоверно установлено судом, по обращению гр. Кундухова Г.А. Государственной инспекцией труда в Республике Северная Осетия-Алания было инициировано проведение внеплановой выездной проверки соблюдения администрацией (префектурой) внутригородского Иристонского района г.Владикавказа трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при проведении мероприятий по сокращению штатной численности. По результатам проверки был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что были выявлены нарушения норм трудового законодательства, допущенные администрацией при проведении сокращения штатов. В частности, в нарушение положений ст. 373 ТК РФ работодателем наряду с уведомлением о возможном расторжении трудовых договоров в связи с утверждением нового штатного расписания АМС г.Владикавказа в профсоюзный комитет префектуры района не были направлены копии документов, явившихся основанием для проведения мероприятий по сокращению численности штата работников, в частности: копии уведомлений работников о предстоящем сокращении; копия утвержденного нового штатного расписания; копии приказов об увольнении работников; копии документов, подтверждающих наличие/отсутствие вакантных должностей. ДД.ММ.ГГГГ в адрес префекта района направлено предписание №-ПВ/11/4, в котором указано на необходимость отмены приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об увольнении Кундухова Г.А.» и выплатить ему неполученный им заработок за весь период незаконного лишения его трудиться. Данное предписание, как усматривается из сопроводительного письма, было получено администрацией ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая те обстоятельства, что предписание было получено практически в период празднования в России новогодних праздников (нерабочие дни), суд считает возможным в силу положений ст. 112 ГПК РФ и положения ст. 357 ТК РФ признать причины обращения в суд с заявлением об обжаловании вынесенного предписания ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ, уважительными, поскольку необходимо было время для подготовки материалов в суд, в связи с чем срок для обращения префектуры в суд с данными требованиями однозначно подлежит восстановлению. В то же время, судом в ходе разбирательства установлено, что сокращение штатной численности в системе органов местного самоуправления г.Владикавказа произошло на основании распоряжения главы администрации местного самоуправления г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ №. Сведения о его обжаловании в материалах дела отсутствуют и сторонами не представлены. Согласно указанного распоряжения в префектуре Иристонского МО г.Владикавказа было предписано провести сокращение штатной численности сотрудников администрации на 4 (четыре) единицы, то есть с 54.5 единиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ до 50.5 единиц по состоянию на сегодняшний день. Во исполнение данного поручения распоряжением префекта от ДД.ММ.ГГГГ №-к в администрации была создана кадровая комиссия, призванная разобраться и определиться с предстоящим высвобождением работников префектуры. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ кандидатура Кундухова Г.А. по результатам работы (отсутствие реальных показателей в работе) была рекомендована на увольнение по сокращению штатов. Данное решение Кундуховым Г.А. обжаловано не было. В этот же день префектом района было издано распоряжение № а-к, в соответствии с которым было предписано уведомить четверых сотрудников администрации, в том числе и Кундухова Г.А. о предстоящем увольнении в связи с сокращением штатов. В распоряжении, кстати, указано на необходимость представить проект распоряжения на согласование в профсоюзный комитет префектуры. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников организации регламентирован п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кундухов Г.А. был уведомлен о своем предстоящем увольнении по истечении двух месяцев с работы в связи с сокращением штата работников. От ознакомления с уведомлением Кундухов Г.А. отказался, о чем представителями работодателя был составлен соответствующий акт. ДД.ММ.ГГГГ префектом района во исполнение положений ст. 373 ТК РФ в выборный орган профессионального союза администрации были направлены документы, явившиеся основанием для расторжения трудовых договоров с 4 сотрудниками префектуры, в том числе и с Кундуховым Г.А. по причине сокращения численности штата работников префектуры. Доказательствами факта направления указанных документов, а также информации о предстоящем сокращении штатной численности являются письмо префекта района <данные изъяты> в адрес председателя первичной профсоюзной организации префектуры Иристонского района г.Владикавказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, на котором <данные изъяты> отразила свое согласие с предстоящим мероприятием, а также письмом префекта района в адрес председателя профкома от ДД.ММ.ГГГГ № вместе с прилагаемыми предусмотренными ст. 373 ТК РФ документами. Факт направления данного письма также подтверждается отметкой в журнале учета исходящей корреспонденции (том №), который был обозрен в ходе судебного разбирательства. Также указанное однозначно подтвердили допрошенные в ходе судебного заседания в качестве свидетелей председатель первичной профсоюзной организации префектуры Иристонского района г.Владикавказа <данные изъяты> и начальник общего отдела префектуры <данные изъяты>., которые показали, что работодателем своевременно в профком были адресованы предусмотренные ст. 373 ТК РФ документы. По факту предоставления представителю трудовой инспекции справки от ДД.ММ.ГГГГ, которая явилась поводом и основанием для составления акта и вынесения представления, председатель первичной профсоюзной организации префектуры Иристонского района г.Владикавказа <данные изъяты> пояснила, что при составлении справки она уже задолго имела всю представленную документацию по проведенному сокращению, тем более, что прошло уже более одного года. Ссылку на то, что никаких документов к ней более не поступало, просила расценить как факт получения ею письма о сокращении штатной численности вместе с приложением всех документов, в связи с чем считает, что представитель трудовой инспекции не в полной мере разобралась и исследовала имеющиеся документы в профкоме. Более того, представитель трудовой инспекции никакие документы не запрашивала, а ошибочно взяла в расчет и расценила представленную информацию в справке как нарушающую положения трудового законодательства РФ, в то время как, не приняла в расчет представленную ей также справку от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что в профсоюзную организацию префектуры поступило письмо о сокращении штатной численности, на котором <данные изъяты> сделана отметка о ее согласии. Свидетель <данные изъяты> подтвердил факт регистрации соответствующего письма префекта от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес председателя профкома в журнале исходящей корреспонденции. Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ префектура во исполнение норм трудового законодательства РФ направила сведения о предстоящем сокращении вместе с предполагаемым списком сотрудников, подлежащих увольнению, среди которых был и Кундухов Г.А., в Государственное учреждение «Центр занятости населения по г.Владикавказу». Распоряжением первого заместителя префекта Иристонского муниципального округа г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к Кундухов Г.А. был освобожден от занимаемой должности в связи с сокращением численности штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Исходя из изложенного, оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о необходимости признать вынесенное Государственной инспекцией труда в Республике Северная Осетия-Алания Федеральной службы по труду и занятости предписание от ДД.ММ.ГГГГ №-ПВ/11/4 незаконным, поскольку префектурой Иристонского МО г.Владикавказа была в полной мере соблюдена процедура, предусмотренная трудовым законодательством РФ для организации и проведения сокращения штатной численности работников префектуры по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Суд считает, что составление акта и вынесение в адрес префекта района предписания было преждевременной мерой и стало возможным в результате неполного, а поверхностного исследования направленной работодателем в адрес профсоюзной организации префектуры документации, что привело к неверному определению обстоятельств и оценке проведенного мероприятия по сокращению штатной численности в префектуре. В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Принимая во внимание все вышеуказанные обстоятельства, а также то обстоятельство, что со стороны трудовой инспекции не были представлены в суд какие-либо доказательства проведения ими объективной и полной проверки по поступившему от Кундухова Г.А. обращению, а также какие-либо опровержения представленных администрацией района доказательств своей позиции, суд считает, что вынесенное ими предписание является незаконным, в связи с чем заявленные требования префектуры Иристонского МО г.Владикавказа являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 и 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: заявленные требования администрации (префектуры) внутригородского Иристонского района г.Владикавказа удовлетворить. Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ №-ПВ/11/4. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме. Судья И.В.ПанаиотидиИменем Российской Федерации