о возмещении вреда, причиненного преступлением



Дело № 2-511/11г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Владикавказ 12 апреля 2011 года

Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе: председательствующего судьи Панаиотиди И.В.,

при секретаре Дзаховой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ужеговой Заиры Кимоевны к Кадохову Тимуру Анатольевичу о компенсации морального вреда,

установил:

Ужегова З.К. обратилась в суд с исковым заявлением к Кадохову Т.А. о компенсации морального вреда.

В судебном заседании Ужегова З.К. поддержала свои требования и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в результате произошедшего дорожно-транспортного происшествия погиб ее сын Ужегов Сослан Константинович. Виновным в аварии был признан Кадохов Т.А., который в ходе следствия по уголовному делу полностью признал свою вину. По вине ответчика истице был причинен моральный вред, который она оценивает в <данные изъяты>. Просила суд взыскать с ответчика указанную сумму в счет возмещения вреда, причиненного преступлением.

Ответчик по делу Кадохов Т.А. был надлежащим образом уведомлен о предстоящем разбирательстве по делу, однако в силу объективных причин не смог участвовать при рассмотрении гражданского дела, поскольку находится в местах лишения свободы за совершение преступления, в результате которого погиб в том числе и сын истицы Ужегов С.К. В то же время, Кадохов Т.А. направил в адрес суда заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. При этом, он не согласен с размером исковых требований, считает их завышенными, поскольку в настоящее время не имеет возможности компенсировать причиненный вред.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования истицы подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Согласно статьи 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (части 2 и 3 статьи 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).

Ужегова З.К. воспользовалась в полной мере предоставленным ей конституционным правом на защиту своих прав и интересов.

Приговором Ленинского районного суда <адрес> Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, Кадохов Т.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 125 «Оставление в опасности» и ч. 5 ст. 264 УК РФ «Нарушение лицом, управляющим автомобилем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет четыре месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с лишением права управлять транспортным средством на срок в два года.

Из приговора усматривается, что дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погибли пять человек – Ужегов С.К., Карацев С.Ж., Бугулов А.С., Асламурзаев Р.К. и Сохиев А.С., произошло ДД.ММ.ГГГГ. Смерть Ужегова С.К. наступила ДД.ММ.ГГГГ на месте происшествия.

Рассматривая исковые требования, суд учитывает, что причинение вреда здоровью гражданина затрагивает эмоционально-чувственную сферу, а в случае его смерти – близких ему лиц, проявляясь в физических и нравственных страданиях (моральный вред).

Учитывая объяснения истицы, суд считает безусловным, что в результате безвременной гибели Ужегова С.К. мать потеряла свою надежду и опору в жизни, тем самым, однозначно претерпела нравственные страдания.

Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности.

В п. 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» определено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. В частности, моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников.

Ч. 2 ст. 151 ГК РФ устанавливает, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лиц, которым причинен вред.

Следуя указанной норме закона, суд принимает во внимание и учитывает значительность характера причиненных истице физических и нравственных страданий, однако считает, что заявленный размер требований о компенсации морального вреда является чрезмерно высоким.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ средствами доказывания в гражданском процессе являются: объяснения сторон, третьих лиц, показания свидетелей, письменные доказательства, вещественные доказательства, заключения эксперта. Поэтому заявление истца о том, что он претерпел физические и нравственные страдания является прямым доказательством факта причинения морального вреда.

Исходя из требований разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить частично исковые требования о компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ суд

решил:

исковые требования Ужеговой Заиры Кимоевны к Кадохову Тимуру Анатольевичу о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Кадохова Тимура Анатольевича в пользу Ужеговой Заиры Кимоевны компенсацию морального вреда по случаю смерти сына Ужегова Сослана Константиновича, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия – Алания в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме.

Судья И.В.Панаиотиди