о возложении обязанности на АМС г. Владикавказа предоставить отдельную квартиру



Дело №2-821/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владикавказ 14 июня 2011 года

Федеральный судья Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания Туаева И.А., при секретаре Гутновой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой З.Ю. к Правительству РСО-Алания, АМС г.Владикавказа о возложении обязанности на АМС г.Владикавказа <данные изъяты>предоставить Степановой З.Ю. отдельную квартиру,

установил:

Степанова З.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в судебном заседании заявленные требования уточнила и просила обязать АМС г. Владикавказа предоставить ей по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета. В обоснование заявленных исковых требований Степанова З.Ю. пояснила, что она родилась <данные изъяты> <данные изъяты>5

года в <адрес> <данные изъяты>. Ее родителями были Степанова Галина Павловна и Степанов Юрий Павлович. В <данные изъяты> году мать привезла ее в г.Владикавказ РСО-А, где они стали проживать у бабушки по линии матери - Фидаровой Н.И. Отец остался в <адрес> и не интересовался жизнью дочери. ДД.ММ.ГГГГ мать заявительницы умерла, ДД.ММ.ГГГГ решением Промышленного райсовета народных депутатов опекуном Степановой З.Ю. назначена Фидарова Наталья Ивановна. Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ Степанов Ю.П. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Степановой З.Ю. Постановлением главы АМС г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ Стапанова З.Ю. поставлена на жилищный учет, как сирота, нуждающаяся в предоставлении жилья. До настоящего времени Правительство РСО-Алания и АМС г. Владикавказ не обеспечили ее жилым помещением, чем нарушены требования ст. 8 ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 57 ЖК РФ. Просила иск удовлетворить.

Представитель АМС г.Владикавказа Гайтова Д.Э., выступающая по доверенности № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования не признала и показала, что в соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения должны предоставляться этой категории граждан из жилищного фонда Российской Федерации или из жилищного фонда РСО-Алания. На АМС г. Владикавказа возложены функции принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье. Степанова З.Ю. состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий детей, оставшихся без попечения родителей, под номером , должна быть обеспечена жильем за счет средств РСО-Алания. С учетом изложенного представитель АМС г.Владикавказа просила в иске отказать.

Представитель Правительства РСО-Алания Галуев А.Д., выступающий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебном заседании требования не признал и пояснил, что Правительство РСО-Алания не имеет возможности предоставить жилье во внеочередном порядке. Правительство РСО-Алания в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ РЗ «О бюджетном процессе в РСО-Алания наделено полномочиями по обеспечению составления проекта республиканского бюджета РСО-Алания. В соответствии с ч. 2 ст. 6 указанного закона рассмотрение и утверждение республиканского бюджета и годового отчета об его исполнении относится к полномочиям парламента РСО-Алания, исполнение республиканского бюджета организует Министерство финансов РСО-Алания, но в рамках лимитов, установленных законом о республиканском бюджете. Просил в иске отказать.

Представитель УСЗН по Иристонскому МО г. Владикавказа – Габуева Л.И., выступающая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что Степанова З.Ю., являясь сиротой, оставшейся без попечения родителей, состоя в очереди на получение жилья, имеет полное право на предъявление данного иска. Считает, что заявленные Степановой З.Ю. исковые требования являются законными и обоснованными, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Собранными по делу доказательствами достоверно установлено, что мать Степановой З.Ю. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Степанов Ю.П. решением Ленинского районного суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении нее.

Решением Промышленного райсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г.опекуном Степановой З.Ю. назначена Фидарова Н.И.

В соответствии с постановлением АМС г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ Степанва З.Ю. «принята на квартирный учет как сирота» и согласно исследованных судом списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье и состоящих на учете в органах местного самоуправления г.Владикавказа и районов республики, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Степанова З.Ю. состояла на учете под № .

В <данные изъяты> году Степанова З.Ю. окончила профессиональный лицей г. Владикавказа, что подтверждается дипломом Г от ДД.ММ.ГГГГ.

По данным ГУП «Аланиятехинвентаризация» и Управления Росреестра по РСО-Алания за Степановой З.Ю. на праве собственности объекты недвижимого имущества не числятся, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантирует на территории Республики Северная Осетия –Алания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, право на жилье. Вне очереди обеспечиваются жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения (часть 1 статьи 6). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 8).

Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что для предоставления жилья в порядке п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ необходима совокупность нескольких условий: 1. наличие у лица определенного статуса – ребенка-сироты или лица из их числа; 2. отсутствие закрепленного жилого помещения, отсутствие жилья на момент лишения родительского попечения; 3.наступление юридического факта, а именно: прекращение попечительства в связи с достижением совершеннолетия, окончание пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончание пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончание обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончание срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом Предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте населенного пункта, откуда выбыл несовершеннолетний, в доме капитального типа, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь размер не менее установленной нормы жилой площади (ст. 7 Закона РСО-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ).

Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

В Постановлении Правительства Республики Северная Осетия-Алания № 185 от 3 августа 2007 года «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», указано, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жильем, соответствующим санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, но не более 33 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.

Таким образом, размер предоставляемого Степановой З.Ю. жилого помещения следует определять исходя из социальной нормы, установленной для категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на день исполнения решения суда.

Полномочия по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, в установленном Законом РСО-Алания от 22 декабря 2005 года 68-РЗ порядке возложены на органы местного самоуправления.

Так, согласно ст. 9 Закона РСО-Алания от 22 декабря 2005 года 68-РЗ расходы на реализацию мер по предоставлению жилья этим лицам производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из республиканского бюджета.

В ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указаны полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, расходы по реализации мер по предоставлению жилья указанной категории лиц производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетом для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Степановой З.Ю. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Степановой Зарины Юрьевны к АМС г. Владикавказа о возложении на АМС г. Владикавказа обязанность предоставить ей по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета - удовлетворить.

Обязать АМС г. Владикавказа предоставить Степановой Зарине Юрьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.

Председательствующий Туаева И.А.