Дело № 2-512/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Владикавказ 5 мая 2011 года Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Климова И.А., при секретаре Лолаевой И.С., с участием истца Бикиевой Хеди Везетовны, представителя ответчика Правительства РСО-Алания – Гутиева Азамата Таймуразовича, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика АМС г.Владикавказа – Гайтовой Дзерассы Эльбрусовны, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бикиевой Хеди Везетовны к Правительству РСО–Алания и Администрации местного самоуправления г. Владикавказа о возложении на Правительство РСО–Алания обязанности выделить АМС г. Владикавказа денежные средства, о возложении обязанности на АМС г. Владикавказа приобрести и предоставить на территории г. Владикавказа изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение площадью не менее <данные изъяты>.м. на одного члена семьи, установил: Бикиева Х.В. обратилась в суд в с иском к Правительству РСО–Алания и Администрации местного самоуправления г. Владикавказа о возложении на Правительство РСО–Алания обязанности выделить АМС г. Владикавказа денежные средства, о возложении обязанности на АМС г. Владикавказа приобрести и предоставить ей на территории г. Владикавказа изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение площадью не менее <данные изъяты>. на одного члена семьи. В судебном заседании Бикиева Х.В. поддержала заявленные требования и пояснила, что она является сиротой, мать ФИО5 умерла, отец ФИО10. лишен родительских прав по решению Ленинского районного суда г.Владикавказа. Администрация завода <данные изъяты> где работала её мать, предоставила ей комнату в общежитии по <адрес> в <адрес>, где она зарегистрирована и проживает. Постановлением АМС г. Владикавказа она принята на квартирный учет по списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Правительство РСО-Алания и АМС г.Владикавказа не обеспечили её жилым помещением, просит иск удовлетворить. Представитель ответчика АМС г.Владикавказа Гайтова Д.Э. иск не признала и показала, что в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения должны предоставляться этой категории граждан из жилищного фонда Российской Федерации или из жилищного фонда РСО-Алания. Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относится к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с п.п. 24 п.2 ст.26.3 ФЗ №184 от 6.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. На АМС г. Владикавказа возложены функции принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье, но Бикиева Х.В. должна быть обеспечена жильем за счет средств РСО-Алания, так как АМС г. Владикавказа не наделен полномочиями по исполнению этих обязательств. Просит отказать в удовлетворении исковых требований, касающихся АМС г. Владикавказа. Представитель ответчика Правительства РСО-Алания – Гутиев А.Т. заявленные требования не признал и пояснил, что Правительство РСО-Алания не имеет возможности предоставить жилье во внеочередном порядке, в связи с тем, что жилье выделяется согласно представленному списку. В настоящее время из-за отсутствия финансирования указанной программы, продвигается медленно. Неправомерно обязывать Правительство РСО-Алания предоставлять жилье, так как за счет средств республиканского бюджета жилье предоставляется через органы местного самоуправления. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению. В свидетельстве о рождении Бикиевой Х.В. указано, что её матерью является ФИО11., в графе «отец» указан ФИО12 Из свидетельства о смерти №-ИО
Решением Ленинского районного суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ Бикиев В.А., 1958 года рождения лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней Бикиевой Х.В., 1986 года рождения.
Истец Бикиева Х.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по месту жительства в общежитии по <адрес> в <адрес>, что подтверждается паспортом и справкой общежития завода «Электроконтактор».
Бикиева Х.В. обратилась по вопросу постановки в очередь на получение жилья ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписки из постановления АМС г. Владикавказа № 203 от 05.03.2005 года, принята на квартирный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По данным ГУП «Аланиятехинвентаризация» и Управления Росреестра по РСО-Алания за Бикиевой Х.В. на праве собственности объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Истец включена в список выпускников детских домов и сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в Иристонской префектуре в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Обсуждая заявленные требования, суд исходит из того, что согласно п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, что закреплено в Федеральном законе № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
В Законе РСО-Алания «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания» № 33-РЗ от 9.07.2008 года указано, что Правительство РСО-Алания рассматривает и утверждает республиканский бюджет и годовой отчет о его исполнении. Выделенные из республиканского бюджета денежные средства передаются окончательному распорядителю средств.
Согласно ч.1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 6.10.1999 года - полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, расходы по реализации мер по предоставлению жилья указанной категории лиц производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетом для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма.
Предоставление жилья Бикиевой Х.В. должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года и Законом РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п.п. 2 ч.1 ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Законом РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года «Об обеспечении жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентировано обеспечение жилой площадью за счет средств республиканского бюджета.
Право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилья прямо закреплено в Законе РСО-Алания № 26-РЗ от 15.06.2007 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где указано, что детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения.
Как усматривается из ст. 50 ЖК РФ - нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
На органы местного самоуправления РСО-Алания возложены полномочия по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 23 лет, в установленном порядке – Законом РСО-Алания №68-РЗ от 22.12.2005 года, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В Постановлении Правительства Республики Северная Осетия-Алания № 185 от 03.08.2007 года «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жильем, соответствующим санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, но не более 33 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.
Суд считает, что размер предоставляемого Бикиевой Х.В. жилого помещения следует определять исходя из социальной нормы, установленной для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на день исполнения решения суда.
Согласно ст. 9 Закона РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года - расходы на реализацию мер по предоставлению жилья этим лицам производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из республиканского бюджета, поэтому ответчиком в данном спорном правоотношении должна выступать АМС г.Владикавказа, а не Правительство РСО-Алания.
АМС г. Владикавказа нарушила предусмотренные законом гарантии жилищных прав Бикиевой Х.В., не представила сведения в отношении нее в Межведомственную комиссию при правительстве РСО-Алания по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Суд приходит к выводу, что для восстановления нарушенных прав истца, необходимо обязать АМС г. Владикавказа предоставить Бикиевой Х.В., по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета.
В остальной части исковых требований Бикиевой Х.В. о возложении обязанности на Правительство РСО-Алания выделить АМС г. Владикавказа денежные средства на приобретение для Бикиевой Х.В. изолированного, пригородного для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилого помещения в г.Владикавказе площадью не ниже установленных социальных норм следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бикиевой Хеди Везетовны к Правительству РСО–Алания и Администрации местного самоуправления г. Владикавказа о возложении обязанности на Правительство РСО-Алания выделить АМС г. Владикавказа денежные средства, АМС г. Владикавказа приобрести на выделенные Правительством РСО-Алания денежные средства и предоставить Бикиевой Хеди Везетовне изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, площадью не менее <данные изъяты> на одного члена семьи, расположенного на территории г. Владикавказа – удовлетворить частично.
Обязать Администрацию местного самоуправления г. Владикавказа предоставить Бикиевой Хеди Везетовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета.
В иске Бикиевой Хеди Везетовны о возложении обязанности на Правительство РСО-Алания выделить АМС г. Владикавказа денежные средства на приобретение для Бикиевой Хеди Везетовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения изолированного, пригородного для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилого помещения в г.Владикавказе площадью не ниже установленных социальных норм площадью не менее <данные изъяты> на одного члена семьи – отказать в связи с необоснованностью.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.
Председательствующий Климов И.А.