иск исполн.обяз.прокурора Промышленного МО г.Владикавказа в инт.Белеванцеваой Н.Р. к Правительству РСО-А и АМС г.Владикавказа о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных соц.норм за сч.ср.респ.б



Дело № 2-129/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владикавказ 14 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе

председательствующего судьи Климова И.А.,

при секретаре Дзаховой Л.Б.,

с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г. Владикавказа – Галазовой Елены Борисовны, действующей в интересах Белеванцевой Натальи Руслановны,

представителя ответчика Правительства РСО-Алания – Гутиева Азамата Таймуразовича, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика АМС г.Владикавказа – Гиоева Юрия Юрьевича, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора республиканского детского дома «Хуры тын» - Засеевой Альбины Ароновны, действующей по доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Промышленного муниципального округа г.Владикавказа в интересах Белеванцевой Натальи Руслановны к Правительству РСО-Алания и Администрации местного самоуправления г.Владикавказа о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Промышленного МО г.Владикавказа обратился в суд с иском в интересах Белеванцевой Н.Р. к Правительству РСО-Алания и АМС г.Владикавказа о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета.

В судебном заседании старший помощник прокурора Промышленного района г. Владикавказа – Галазова Е.Б., уточнила исковые требования просит обязать Правительство РСО-Алания выделить АМС г. Владикавказа денежные средства, а АМС г. Владикавказа приобрести на данные средства и предоставить Белеванцевой Н.Р. вне очереди изолированное, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г. Владикавказе площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование иска пояснила, что Белеванцева Н.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жила и воспитывалась в Республиканском детском доме «Хуры тын» с ДД.ММ.ГГГГ год, зарегистрирована по <адрес> в г. Владикавказе по месту нахождения детского дома «Хуры тын». Постановлением АМС г. Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ Белеванцева Н.Р. принята на квартирный учет по списку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Правительство РСО-Алания и АМС г. Владикавказа не обеспечили Белеванцеву Н.Р. жилым помещением, чем нарушены требования ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 57 ЖК РФ. Просит иск удовлетворить.

Истец Белеванцева Н.Р. в судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена о месте и времени судебного заседания.

Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие истца.

Как указано в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Белеванцевой Н.Р.

Представитель ответчика АМС г.Владикавказа Гиоев Ю.Ю. иск не признал и показал, что в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения должны предоставляться этой категории граждан из жилищного фонда Российской Федерации или из жилищного фонда РСО-Алания. Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относится к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с п.п. 24 п.2 ст.26.3 ФЗ №184 от 6.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. На АМС г. Владикавказа возложены функции принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье, но Белеванцева Н.Р. должна быть обеспечена жильем за счет средств РСО-Алания, так как АМС г. Владикавказа не наделен полномочиями по исполнению этих обязательств. Просит отказать в удовлетворении исковых требований, касающихся АМС г. Владикавказа.

Представитель ответчика Правительства РСО-Алания – Гутиев А.Т. заявленные требования не признал и пояснил, что Правительство РСО-Алания не имеет возможности предоставить жилье во внеочередном порядке, в связи с тем, что жилье выделяется согласно представленному списку. В настоящее время из-за отсутствия финансирования указанной программы, продвигается медленно. Неправомерно обязывать Правительство РСО-Алания предоставлять жилье, так как за счет средств республиканского бюджета жилье предоставляется через органы местного самоуправления.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Белеванцевой Н.Р. указано, что её матерью является ФИО7, в графе «отец» указан ФИО8

Из свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Белеванцева Н.Р. жила и воспитывалась в Республиканском детском доме «Хуры тын» с ДД.ММ.ГГГГ год.

Из копии паспорта следует, что Белеванцева Н.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по месту жительства в Республиканском детском доме «Хуры тын» по <адрес> в <адрес>.

Из заявления в АМС г. Владикавказа усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Белеванцева Н.Р. обратилась по вопросу постановки в очередь на получении жилья.

Согласно выписки из постановления АМС г. Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ, Белеванцева Н.Р. принята на квартирный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По данным ГУП «Аланиятехинвентаризация» за Белеванцевой Н.Р. на праве собственности квартиры и домовладения не числятся, что подтверждается справками № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением АМС г. Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ Белеванцева Н.Р. определена в Республиканский детский дом смешанного типа.

Обсуждая заявленные требования суд исходит из того, что согласно п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных ч.2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (согласно пп.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, что закреплено в Федеральном законе № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В Законе РСО-Алания «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания» № 33-РЗ от 9.07.2008 года предусмотрено, что Правительство РСО-Алания рассматривает и утверждает республиканский бюджет и годовой отчет о его исполнении. Выделенные из республиканского бюджета денежные средства передаются окончательному распорядителю средств.

В ч.1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 6.10.1999 года указаны полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, расходы по реализации мер по предоставлению жилья указанной категории лиц производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетом для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма.

Предоставление жилья Белеванцевой Н.Р. должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года и Законом РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п.п. 2 ч.1 ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.05 года «Об обеспечении жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентировано обеспечение жилой площадью за счет средств республиканского бюджета.

Право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилья прямо закреплено в Законе РСО-Алания № 26-РЗ от 15.06.2007 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где указано, что детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения.

И.о. прокурора Промышленного МО г.Владикавказа обратился в суд в интересах Белеванцевой Н.Р. с иском к Правительству РСО-Алания, АМС г.Владикавказа о возложении обязанности на Правительство РСО-Алания выделить АМС г. Владикавказа денежные средства, а АМС г. Владикавказа приобрести на данные средства и предоставить Белеванцевой Н.Р. вне очереди изолированное, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г. Владикавказе площадью не ниже установленных социальных норм.

В ст. 50 ЖК РФ указано, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

В Постановлении Правительства Республики Северная Осетия-Алания № 185 от 03.08.2007 года «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жильем, соответствующим санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, но не более 33 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.

Суд считает, что размер предоставляемого Белеванцевой Н.Р. жилого помещения следует определять исходя из социальной нормы, установленной для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на день исполнения решения суда.

В судебном заседании заявленные требования нашли свое подтверждение, поэтому суд считает, что на Правительство РСО-Алания следует возложить обязанность по выделению денежных средств АМС г. Владикавказа для приобретения Белеванцевой Н.Р. вне очереди изолированного, пригодного для проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилого помещения в г. Владикавказе площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме этого суд считает необходимым обязать АМС г. Владикавказа, после выделения денежных средств Правительством РСО-Алания, приобрести Белеванцевой Н.Р. вне очереди изолированное, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г. Владикавказе площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Промышленного муниципального округа г.Владикавказа в интересах Белеванцевой Натальи Руслановны к Правительству РСО-Алания и Администрации местного самоуправления г.Владикавказа о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета – удовлетворить.

Возложить обязанность на Правительство РСО-Алания выделить Администрации местного самоуправления г. Владикавказа денежные средства для приобретения Белеванцевой Наталье Руслановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета.

Возложить обязанность на Администрацию местного самоуправления <адрес>, после выделения денежных средств Правительством РСО-Алания, приобрести для Белеванцевой Натальи Руслановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд РСО-А в течение 10 дней.

Председательствующий Климов И.А.