2-73 о взыскании суммы



Дело № 2-73/2011 РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Владикавказ 15 марта 2011 года

Ленинский районный суд г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего судьи Дзуцевой Ф.Б., при секретаре Джиоевой Б.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черджиева Казбека Лактемировича, Есиевой Фатимы Исраиловны к министерству финансов РФ, министерству финансов РСО-Алания, Правительству РСО-Алания о взыскании суммы материального ущерба, причиненного в результате террористического акта,

у с т а н о в и л :

Черджиев К.Л. и Есиева Ф.И. обратились в суд с указанными требованиями. В судебном заседании Черджиев К.Л., одновременно представляющий интересы Есиевой Ф.И. на основании доверенности, заявленные требования поддержал и в их обоснование пояснил, что 06.11.2008 года на ул.Куйбышева в г.Владикавказ в результате террористического акта автомобилю ГАЗель с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, принадлежащему на праве собственности его супруге Есиевой Ф.И., были причинены повреждения, вследствие которых автомобиль не подлежит восстановлению. В рамках возбужденного уголовного дела по данному факту 03.04.2009 года в соответствии с постановлением следователя ГСУ СК при прокуратуре РФ по ЮФО он был признан потерпевшим, так как ему был причинен имущественный вред. Черджиев К.Л., действующий от имени Есиевой Ф.И. неоднократно обращался в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в адрес Президента РФ по поводу возмещения материального ущерба в соответствии со ст.18 Закона РФ «О противодействию терроризму» и Постановлением Правительства РФ №750 от 13.10.2008 года «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Однако обращения никаких результатов не дали, ему было рекомендовано обратиться в суд. В связи с бездействием государственных органов Есиева Ф.И. лишена возможности получить компенсационную выплату в размере <данные изъяты>, которые он просил взыскать в свою пользу солидарно с ответчиков за счет казны РФ и казны РСО-Алания. Кроме этого, он являлся индивидуальным предпринимателем и занимался частным извозом, используя автомашину ГАЗель по доверенности от имени Есиевой Ф.И. В связи с утратой автомобиля он прекратил предпринимательскую деятельность, в результате чего ему также причинен материальный ущерб в виде упущенной выгоды в размере <данные изъяты>, которые он просил взыскать в свою пользу с ответчиков в солидарном порядке.

Представитель истцов Есиевой Ф.И. и Черджиева К.Л.- адвокат Мильдзихов О.О., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании требования своих доверителей поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика- министерства финансов РСО-Алания- Сугаров С.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования истцов в части требований к казне РСО-Алания не признал и пояснил, что постановление Правительства РФ №750 от 13.10.2008 года, предусматривающее порядок осуществления компенсационных выплат пострадавшим в результате террористического акта в качестве источника финансирования предусматривает резервный фонд Правительства РФ, соответственно, обязательства по выплате компенсаций из республиканского бюджета РСО-Алания отсутствуют. Представитель также сообщил суду, что министерство финансов РСО-Алания не обращалось в Правительство РФ с просьбой выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат пострадавшим в террористическом акте, произошедшем 6.11.2008 года возле Центрального рынка г.Владикавказ. Республика самостоятельно, за счет средств резервного фонда Главы РСО-Алания в и Правительства РСО-Алания осуществила единовременные выплаты семьям погибших и пострадавших в результате террористического акта на основании постановления Правительства РСО-Алания от 07.11.2008 года №251-р. Работу в соответствии с данным постановлением осуществляло министерство труда и социального развития РСО-Алания.

Представитель также пояснил, что Законом «О противодействии терроризму» и Постановлением Правительства РФ №750 от 13.10.2008 года не предусмотрено осуществление государством компенсационных выплат в счет возмещения упущенной выгоды. Действующим законодательством также не предусмотрено наступление солидарной ответственности нескольких публично правовых образований, в связи с чем требования истца в этой части необоснованны. Кроме того, по мнению представителя минфина РСО-Алания, истцы пропустили трехмесячный срок для обращения в суд.

Представитель ответчика- Правительства РСО-Алания- Галуев А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования истцов к Правительству и Министерству финансов РСО-Алания также не признал и пояснил, что в соответствии со ст.18 ФЗ от 06 марта 2006 года №35-ФЗ « О противодействии терроризму» компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым причинен ущерб в результате террористического акта, осуществляется государством в порядке, установленном Правительством РФ. Из смысла указанной статьи следует, что возмещение вреда, причиненного в результате теракта, осуществляется за счет средств федерального бюджета. В связи с этим считает, что органы исполнительной власти РСО-Алания, в том числе Правительство и министерство финансов, не являются надлежащими ответчиками по делу. Кроме того, представитель считает, что по делу истек 3 месячный срок для обращения в суд, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, поскольку в данном случае, фактически оспариваются действия (бездействие) органов государственной власти. Представитель также пояснил, что требование истцов о возмещении упущенной выгоды являются необоснованными, поскольку Законом о противодействии терроризму предусмотрено возмещение лишь материального ущерба.

Представитель ответчика -Министерства финансов РФ - Арчинова В.И., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования Черджиева и Есиевой к казне РФ не признала и пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства РСО-Алания №251-р от 07.11.2008 года министерство труда и социального развития РСО-Алания производило выплаты пострадавшим и членам семей погибших в результате террористического акта 6.11.2008 года. Таким образом, обязанность по выплате сумм компенсаций пострадавшим лежала на государственных органах власти субъекта ( министерство труда и социального развития РСО-Алания), то есть является расходным обязательством субъекта РФ (РСО-Алания). Истцами суду не представлено доказательств, подтверждающих незаконность действий( бездействия) федеральных органов исполнительной власти. Требования истцов о солидарном взыскании денежных средств с ответчиков не соответствует ст.322 ГК РФ и ст.31 Бюджетного кодекса РФ. В связи с чем просила суд в иске к казне РФ отказать. По мнению представителя, истцы также пропустили трехмесячный срок обращения в суд.

Представитель Главного управления МС России по РСО-Алания, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований – Джиоев В.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ №750 от 13 октября 2008 года (п.6) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта РФ в течение 1 месяца представляют в МЧС России документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований. По результатам рассмотрения обосновывающих документов МЧС России вносит в Правительство РФ соответствующие предложения. В составлении списков пострадавших и других мероприятиях по теракту 6.11.2008 года Управление МЧС по РСО- Алания участия не принимало. По имеющимся в Управлении сведениям списки пострадавших формировались в Следственном комитете при прокуратуре РФ по РСО-Алания, а компенсационные выплаты пострадавшим осуществлялись Правительством РСО-Алания. В дальнейшем в суд не явился, оставив решение вопроса по существу на усмотрение суда.

Представитель Министерства труда и социального развития РСО-Алания, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований – Гацалова А.Б., действующая на основании доверенности, пояснила, что после теракта 6.11.2008 года по запросу министерства труда и социального развития РСО-Алания из Следственного комитета при прокуратуре РФ поступил список пострадавших в теракте. На основании этого списка был направлен запрос в бюро судебно-медицинской экспертизы для получения сведений о степени тяжести телесных повреждений, полученных пострадавшими. По общему порядку эти списки должны были утверждаться Правительством РСО-Алания и направляться на согласование в минздравсоцразвития РФ, а затем в Минфин РФ для выделения соответствующих средств. По данному теракту после формирования соответствующих списков пострадавших компенсационные денежные средства были выделены Правительством РСО-Алания. Представитель минтруда РСО-Алания также пояснила, что денежная компенсация была выплачена только лицам, получившим вред здоровью и родственникам погибших в теракте. За причинение материального ущерба компенсационные выплаты не осуществлялись, поскольку не были предусмотрены постановлением Правительства РСО-Алания. В дальнейшем в суд не явилась, оставив решение вопроса по существу иска на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст.18 Закона РФ «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 06.03.2006 года государство осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта осуществляется за счет лиц, его совершивших.

Порядок осуществления компенсационных выплат пострадавшим в террористическом акте на момент возникновения спорных правоотношений регулировался «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных постановлением Правительства РФ №750 от 13 октября 2008 года.

В соответствии с п.3 указанных Правил федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями. В соответствии с п.8 Правил основанием для выделения бюджетных ассигнований является решение Правительства РФ, в котором указывается общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. Согласно п.10 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, в том числе оказание финансовой помощи в связи с с полной утратой имущества гражданам-до 100 тысяч рублей на семью (п.п. «д»).

Судом с достоверностью установлено, что 06.11.2008 года в 14 часов 27 минут в результате совершенного террористического, совершенного неустановленным лицом возле Центрального рынка г.Владикавказа, во время которого не менее 13 человек и получили ранения 47 человек, в результате взрыва автомобилю «Газель» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> были причинены повреждения, в следствии чего автомобиль не подлежит восстановлению. Как установлено судом, согласно паспорту транспортного средства, данный автомобиль принадлежал Есиевой Фатиме Исраиловне.

В рамках возбужденного уголовного дела по факту террористического акта в качестве потерпевшего был признан супруг Есиевой Ф.И.-Черджиев К.Л. на основании постановления следователя ГСУ СК при прокуратуре РФ по ЮФО от 03.04.2009 года, как лицо, которому был причинен имущественный вред.

Судом также установлено, что Черджиев К.Л. со дня совершения теракта неоднократно обращался в различные государственные органы по вопросу возмещения ему имущественного вреда, причиненного в результате теракта, в том числе в АМС г.Владикавказа, Правительство РСО-Алания, к Президенту Российской Федерации. При этом ни один из указанных органов не ответил заявителю отказом, однако вопрос так и остался не разрешенным, после чего ему было рекомендовано обратиться в суд.

Согласно отчету №03-03-11Т об определении рыночной стоимости транспортного средства ГАЗ 2705 государственный регистрационный знак по состоянию на 5 ноября 2008 года ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащего Есиевой Ф.И., проведенного ООО «Госоценка», стоимость утраченного в результате теракта транспортного средства составляла <данные изъяты> Поскольку подпунктом «д» п.10 Постановления Правительства РФ предусмотрено оказание финансовой помощи в связи с полной утратой имущества до 100 тысяч рублей на семью, взысканию в пользу собственника автомашины Есиевой Ф.И. подлежит <данные изъяты> В этой связи доводы представителей ответчиков о том, что Есиева Ф.И. не признавалась потерпевшей по уголовному делу не имеет правового значения, поскольку как супруга Черджиева К.А., является членом его семьи и подпадает под действие п.10 Правил.

По мнению суда, не имеет правового значения и тот факт, что Черджиев К.А. был признан потерпевшим спустя 5 месяцев после террористического акта, поскольку о причинении повреждений автомашине ГАЗель с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> следственным органам должно было стать известно 6.11.2008 года при осмотре места происшествия. Установление числа пострадавших от террористического акта и всех обстоятельств дела уголовно-процессуальным законодательством возложено на следственно- оперативные органы. Законом также не ограничено время, в течение которого гражданин может быть признан в качестве потерпевшего.

На неоднократные запросы суда в адрес Правительства РСО-Алания о предоставлении информации по поводу обращения органов исполнительной власти субъекта РФ- РСО-Алания в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, письменный ответ в суд не поступил. Однако представители Правительства РСО-Алания и министерства финансов РСО-Алания в судебном заседании пояснили, что с таким запросом органы исполнительной власти субъекта в Правительство РФ не обращались.

Правительством РСО-Алания было принято распоряжение №251-р от 07.11.2008 года «Об оказании единовременной материальной помощи семьям погибших и пострадавших в результате террористического акта в г.Владикавказ 6 ноября 2008 года. В соответствии с указанным распоряжением министерству финансов РСО-Алания было предписано выделить министерству труда и социального развития РСО-Алания из резервного фонда Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания финансовые средства для осуществления выплаты единовременной материальной помощи семьям погибших (умерших) и пострадавшим в результате теракта.

Исследовав данное распоряжение, суд приходит к выводу о том, что им не предусмотрены компенсационные выплаты как указано в Постановлении Правительства РФ №750, а предусмотрено лишь оказание материальной помощи пострадавшим в теракте. Кроме того, оно распространялось лишь на лиц, получивших телесные повреждения, либо погибших в результате теракта. Материальная помощь либо компенсации лицам, которым был причинен имущественный ущерб, указанным распоряжением Правительства РСО-Алания не предусматривалось.

Из письма ГСУ по СКФО следственного комитета России от 22.02.2011 года следует, что кроме запроса министерства труда и социального развития РСО-Алания от 18.11.2008 года о предоставлении списка пострадавши, получивших ранения в теракте 6.11.2008 года, других запросов аналогичного характера в следственный орган по данному теракту не поступало.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти РСО-Алания в соответствии с п.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №750 от 13.11.2009 года, в Правительство РФ с просьбой о выделении средств для осуществления компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта 6.11.2008 года в г.Владикавказе, не обращались. Тем самым, государственными органами не было предпринято мер, предусмотренных законом «О противодействии терроризму», а также постановлением Правительства РФ №750 от 13.10.2008 года для осуществления компенсационной выплаты лицам, которым был причинен имущественный вред в результате террористического акта.

Бездействием государственных органов истице Есиевой Ф.И. был причинен имущественный ущерб, который подлежит возмещению в соответствии с законом.

Законом РФ « О противодействии терроризму» возмещение ущерба, причиненного гражданину в результате террористического акта возложено на государство. Основанием для выделения бюджетных ассигнований в соответствии с Правилами(п.8), утвержденными постановлением Правительства РФ №750 является решение Правительства РФ. Тем самым, возмещение вреда подлежит за счет казны РФ. Нормы международного права также устанавливают ответственность государства по возмещению вреда, причиненного в результате террористического акта.

Так, согласно Европейской конвенции о возмещении вреда жертвам насильственных преступлений ( заключена 24 ноября 1983 года) в случаях, когда возмещение ущерба не может быть обеспечено из других источников, государство должно взять на себя эту обязанность (ст.2), устанавливая необходимые пределы, условия и порядок его выплаты(ст.2-9).

Требования истцов в части солидарной ответственности ответчиков не соответствует требованиям гражданского и бюджетного законодательства. Так, в ст.31 Бюджетного кодекса РФ закрепляет принцип самостоятельности бюджетов всех уровней, а ст. 196 ГК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Есиевой Фатимы Исраиловны к министерству финансов Российской Федерации, министерству финансов РСО-Алания, Правительству РФ, удовлетворить частично.

Взыскать с министерства финансов РФ за счет средств казны РФ в пользу Есиевой Фатимы Исраиловны сумму материального ущерба, причиненного в результате террористического акта в размере <данные изъяты>

В остальной части исковых требований Есиевой Фатимы Исраиловны в части солидарной ответственности казны РСО-Алания по денежному обязательству, возникшему вследствие причинения материального ущерба в результате террористического акта- отказать в связи с необоснованностью.

Отказать в удовлетворении исковых требований Черджиева Казбека Лактемировича о взыскании солидарно с министерства финансов РФ, министерства финансов РСО-Алания, Правительства РСО-Алания упущенной выгоды, причиненной в результате террористического акта в сумме <данные изъяты> в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.

Председательствующий Дзуцева Ф.Б.

Решение вступило в законную силу «_____»»__________________201___г.

Судья Дзуцева Ф.Б.