об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2-723/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владикавказ 25 мая 2011 года

Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе

председательствующего судьи Дзуцевой Ф.Б.,

при секретаре Джиоевой Б.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербининой Карины Сергеевны к Администрации местного самоуправления г. Владикавказа о признании незаконным отказа в предоставлении вне очереди жилья по договору социального найма, обязании предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Щербинина К.С. обратилась в суд с указанным иском. В судебном заседании свои требования поддержала и в их обоснование пояснила, что является круглой сиротой, оставшейся без попечения родителей и воспитанницей детского дома «Хурытын» г.Владикавказа, откуда выпустилась 04.09.2001 года. До настоящего времени проживает на съемных квартирах, имеет двух малолетних детей, которые находятся на ее полном иждивении, в браке не состоит, временно не работает. По личному заявлению 12.05.2008 года была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в АМС г.Влавдикавказа. В связи с крайне тяжелыми жилищными условиями обратилась с заявлением в жилищный отдел АМС с просьбой подтвердить ее очередность на получение жилья и получила ответ № 3426 от 08.11.10 года за подписью начальника отдела по жилищным вопросам <данные изъяты>, из которого следует, что АМС гор. Владикавказа не имеет правовых оснований для решении ее жилищного вопроса вне очереди. Обеспечение жилой площадью будет осуществляться в соответствии с жилищным законодательством согласно очередности. Аналогичные ответы ею были получены на обращения в министерство труда и социального развития РСО-Алания и администрацию Главы РСО-Алания и Правительства РСО-Алания.

Считает отказ ответчика в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди - необоснованным, нарушающим ее жилищные и социальные права, поскольку, согласно ст. 57 ч. 2 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам вне очереди по договорам социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Поскольку до настоящего времени не обеспечена жильем, просила удовлетворить ее исковые требования, признав отказ АМС г.Владикавказа № 3426 от 08.11.10 года в предоставлении ей жилья незаконным и обязать АМС г.Владикавказа предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Представитель истца Чопикашвили Г.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования своей доверительницы поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика АМС г.Владикавказа Чеджемова Н.Э., действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения должны предоставляться этой категории граждан из жилищного фонда Российской Федерации или из жилищного фонда РСО-Алания. Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относится к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с п.п. 24 п.2 ст.26.3 ФЗ №184 от 6.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. На АМС г. Владикавказа возложены функции принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье, но Щербинина К.С. должна быть обеспечена жильем за счет средств РСО-Алания, так как АМС г. Владикавказа не наделена полномочиями по исполнению этих обязательств. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель Правительства РСО-Алания, привлеченного судом в качестве третьего лица без самостоятельных требований, Галуев А.Д. заявленные требования оставил на усмотрение суда и пояснил, что у истицы имеется право на внеочередное получение жилья по договору социального найма, которым ее должен обеспечить орган местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета. В настоящее время из-за отсутствия финансирования указанной программы, продвигается медленно.

Представитель детского ГОУ детский дом «Хуры тын», привлеченный судом в качестве третьего лица, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.

Из материалов дела следует, что Щербинина К.С.,ДД.ММ.ГГГГ, уроженка <адрес>, осталась без попечения родителей и является выпускницей детского дома «Хуры тын», откуда выпустилась в соответствии с приказом №88 от 04.09.2001 года<данные изъяты> На жилищный учет своевременно администрацией детского дома поставлена не была.

Из материалов жилищно-учетного дела Щербининой К.С. следует, что она поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно постановлению АМС г.Владикавказа №541 от 05.06.2008 года по ее личному заявлению.

Из паспорта истицы Щербининой К.С. следует, что она зарегистрирована в <данные изъяты> по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. С ее слов фактически проживает на съемной квартире по адресу: <адрес> Имеет двоих несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке директора детского дома «Хуры тын» от ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи Щербининой К.С. входят двое ее детей. Истица разведена с бывшим супругом ФИО8 согласно решению мирового судьи судебного участка №20 Промышленного МО г.Владикавказа РСО-Алания. На момент обращения в суд истица собственного жилья на праве собственности не имеет согласно справке Росреестра по РСО-Алания №09/117/2011-318 от 19.05.2011 года.

Согласно справке отдела по жилищным вопросам АМС г.Владикавказа №3426 от 08.11.2010 года Щербинина К.С. состоит на учете в Промышленной префектуре г.Владикавказа в списках очередности выпускников детских домов и сирот, оставшихся без попечения родителей, в общегородском списке очередности значится под номером 106. В ответе также указано, что АМС г.Владикавказа не имеет правовых оснований для рассмотрения жилищного вопроса Щербининоф К.С. вне очереди. Из письма АМС №15147 от 19.01.2011 года в адрес Щербининой К.С. следует, что она состоит в общегородском списке очередников под №97. С данным отказом истица не согласна и обжаловала его в суд.

Обсуждая заявленные требования, суд исходит из того, что согласно п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, что закреплено в Федеральном законе № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

В Законе РСО-Алания «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания» № 33-РЗ от 9.07.2008 года указано, что Правительство РСО-Алания рассматривает и утверждает республиканский бюджет и годовой отчет о его исполнении. Выделенные из республиканского бюджета денежные средства передаются окончательному распорядителю средств.

Согласно ч.1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 6.10.1999 года - полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, расходы по реализации мер по предоставлению жилья указанной категории лиц производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетом для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма.

Предоставление жилья Щербининой К.С. должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года и Законом РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п.п. 2 ч.1 ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года «Об обеспечении жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентировано обеспечение жилой площадью за счет средств республиканского бюджета.

Право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилья прямо закреплено в Законе РСО-Алания № 26-РЗ от 15.06.2007 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где указано, что детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения.

Как усматривается из ст. 50 ЖК РФ - нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

На органы местного самоуправления РСО-Алания возложены полномочия по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 23 лет, в установленном порядке – Законом РСО-Алания №68-РЗ от 22.12.2005 года, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В Постановлении Правительства Республики Северная Осетия-Алания № 185 от 03.08.2007 года «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жильем, соответствующим санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, но не более 33 квадратных метров общей площади жилья на одного человека. Таким образом, отказ АМС г.Владикавказа в предоставлении истице вне очереди благоустроенного жилого помещения является незаконным, противоречащим действующему законодательству. Суд считает, что жилищные права Щербининой К.С. предусмотренные законом были нарушены. После окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении она не только не была обеспечена вне очереди жилой площадью, но даже не была поставлена на жилищный учет руководством образовательного учреждения-детского дома. После постановки на жилищный учет самостоятельно в 2008 году Щербинина К.С. до настоящего времени продолжает оставаться необеспеченной жилой площадью.

Суд считает, что размер предоставляемого Щербининой К.С. жилого помещения следует определять исходя из социальной нормы, установленной для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на день исполнения решения суда.

Согласно ст. 9 Закона РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года - расходы на реализацию мер по предоставлению жилья этим лицам производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из республиканского бюджета, поэтому надлежащим ответчиком в данном спорном правоотношении должна выступать АМС г.Владикавказа.

Суд приходит к выводу, что для восстановления нарушенных прав истицы необходимо признать отказ АМС г.Владикавказа о внеочередном предоставлении Щербининой К.С. жилья незаконным и обязать АМС г. Владикавказа предоставить ей по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, имеющее размер не менее установленной нормы жилой площади.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Щербининой Карины Сергеевны к Администрации местного самоуправления г. Владикавказа удовлетворить

Признать незаконным отказ АМС г.Владикавказа в предоставлении Щербининой Карине Сергеевне вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Обязать АМС г.Владикавказа предоставить вне очереди Щербининой Карине Сергеевне, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней.

Председательствующий Дзуцева Ф.Б.