Дело № 2-872/2011 год Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Владикавказ 8 августа 2011 года Федеральный судья Ленинского районного суда г.Владикавказа РСО-А Туаева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гатиева Эдуарда Рамазановича об обжаловании действий (бездействия) органа государственной власти, У С Т А Н О В И Л : В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Гатиеву Э.Р. принадлежит на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: РСО-А, <адрес>, <данные изъяты> км, с/т «<данные изъяты>», сады №, № ДД.ММ.ГГГГ Гатиев Э.Р. обратился к Председателю Правительства РСО-Алания с ходатайством о переводе принадлежащего ему земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Заявление о переводе земельного участка обосновано необходимостью организации придорожного сервиса. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Республиканской межведомственной комиссии по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и лесов, находящихся в собственности РСО-А, было принято решение считать целесообразным удовлетворение заявленного ходатайства. ДД.ММ.ГГГГ вышеназванной комиссией решение от ДД.ММ.ГГГГ было отменено и Правительству РСО-А рекомендовано отказать в переводе принадлежащего Гатиеву Э.Р. земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Распоряжением Правительства РСО-А №-р от ДД.ММ.ГГГГ отказано в переводе земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в с/т «<данные изъяты>» <адрес> РСО-А, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Полагая, что действием и бездействием органа государственной власти нарушаются его права, Гатиев Э.Р. обратился в суд с вышеуказанным заявлением. В судебном заседании Гатиев Э.Р. и его представитель Гатиев А.Р., выступающий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования уточнили, просили: 1)признать незаконным бездействие Правительства РСО-А, выразившееся в непринятии решения по решению Республиканской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; 2)признать незаконным решение Республиканской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; 3) признать незаконным и отменить Распоряжение Правительства РСО-А №-р <данные изъяты> года по рассматриваемому вопросу о переводе земельного участка из одной категории в другую и обязать Правительство РСО-А устранить допущенное нарушение его прав, перевести принадлежащий Гатиеву Э.Р. земельный участок в другую категорию. Заявление мотивировали следующими обстоятельствами: Так, принадлежащий Гатиеву Э.Р. земельный участок не относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, запрет на его перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, отсутствует, в связи с чем в обжалуемом им распоряжении Правительства РСО-А отсутствует ссылка на федеральный закон. К ходатайству о переводе Гатиевым Э.Р. были приложены все требуемые документы, в том числе проектное предложение по строительству на Архонской трассе РСО-А автосервиса с кафе, являющегося, по мнению заявителя, объектом социального назначения. С учетом изложенного Гатиев Э.Р. и Гатиев А.Р. просили удовлетворить заявленные требования в полном объеме согласно представленного уточнения. Представитель Правительства РСО-А Галуев А.Д., выступающий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании жалобу Гатиева Э.Р. не признал и пояснил следующее: ДД.ММ.ГГГГ Гатиев Э.Р. обратился к Председателю Правительства РСО-А с ходатайством о переводе принадлежащего ему земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: РСО-А, <адрес>, № км, с/т «<данные изъяты>», из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Требуемый перевод мотивирован необходимостью строительства автосервиса с кафе. ДД.ММ.ГГГГ данное ходатайство было рассмотрено на заседании Республиканской межведомственной комиссией по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и лесов, находящихся в собственности РСО-А, в ходе которого принято решение считать перевод целесообразным. Поскольку данное решение вызывало сомнение в его обоснованности, вопрос по рассмотрению ходатайства Гатиева Э.Р. был вынесен на повторное рассмотрение той же комиссии. ДД.ММ.ГГГГ ранее принятое решение было отменено, а Правительству РСО-А рекомендовано отказать в удовлетворении заявленного ходатайства. Распоряжением Правительства РСО-А №-р от ДД.ММ.ГГГГ в переводе земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: с/т «<данные изъяты>» <адрес> РСО-А, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения отказано. Данное решение обусловлено требованиями пункта 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». При этом, по мнению представителя заинтересованного лица, автосервис с кафе не является объектом социального назначения, обстоятельств, свидетельствующих об исключительности данного случая и отсутствии иных вариантов размещения предполагаемого объекта, не установлено. Республиканская межведомственная комиссия по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и лесов, находящихся в собственности РСО-А, осуществляет свою деятельность на основании соответствующего Положения, утвержденного постановлением Правительства РСО-А № от ДД.ММ.ГГГГ, и является межведомственным общественным органом, созданным для выработки рекомендаций по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Самостоятельным юридическим лицом комиссия не является, а ее члены и председатель осуществляют свою деятельность на общественных началах. Какими-либо нормативными или ненормативными правовыми актами не предусмотрена невозможность повторного рассмотрения данной комиссией того или иного вопроса, относящегося к ее компетенции. Решения, принимаемые комиссией, носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению Правительством РСО-А. С учетом изложенного представитель заинтересованного лица указал об отсутствии нарушений закона и прав Гатиева Э.Р. при рассмотрении его ходатайства и просил отказать в удовлетворении заявленных им требований. Аналогичные пояснения по существу дела дал опрошенный судом в качестве свидетеля секретарь Республиканской межведомственной комиссии по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и лесов, находящихся в собственности РСО-А, Баразгов В.М. Последний, в частности, пояснил, что постановлением Правительства РСО-А № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден новый состав Республиканской межведомственной комиссии по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и лесов, находящихся в собственности РСО-А, в которую он был включен в качестве секретаря Комиссии. В этой связи Баразгову В.М. был передан ряд ранее поступивших обращений, в числе которых находилось ходатайство Гатиева Э.Р. о переводе принадлежащего ему земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный вопрос был вынесен на рассмотрение Комиссии, и на заседании от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о целесообразности требуемого перевода. Впоследствии у некоторых членов комиссии возникли сомнения в обоснованности принятого решения. Положением о Комиссии не запрещено повторное рассмотрение того или иного вопроса, поэтому данное ходатайство было вынесено на повторное рассмотрение и на заседании комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ранее принятое решение отменено, а Правительству РСО-А рекомендовано отказать в переводе. Основанием к отказу послужил комплекс причин: во-первых, требуемый заявителем перевод земельного участка из одной категории земель в другую не был обусловлен исключительными обстоятельствами, поскольку на Архонской трассе имеется значительное количество придорожного сервиса и кафе. Во-вторых, не была установлена невозможность иных вариантов размещения предполагаемого объекта, т.е. строительства его на тех землях, которые бы не относились к категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в ходе проведенной проверки Баразговым В.М. был получен ответ Главы АМС муниципального образования – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого СНО «<данные изъяты>» не утвержден генеральный план застройки. Поскольку решения комиссии носят рекомендательный характер и в Положении, регламентирующем ее деятельность, не лимитирована возможность повторного рассмотрения тех или иных вопросов, комиссия отменила ранее принятое решение и приняла новое решение. При этом ни первое, ни второе решения Комиссии не были обязательны к исполнению Правительством РСО-А, которое часто не соглашается с рекомендациями Комиссии. Выслушав заявителя, представителей и свидетеля, проверив материалы дела, суд полагает заявление Гатиева Э.Р. об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Так, согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с частью 1 статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом установлено, что Гатиеву Э.Р. принадлежит на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: РСО-А, <адрес>, <данные изъяты> км, с/т «<данные изъяты>», сады №, № ДД.ММ.ГГГГ Гатиев Э.Р. обратился к Председателю Правительства РСО-Алания с ходатайством о переводе принадлежащего ему земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Заявление о переводе земельного участка обосновано необходимостью организации придорожного сервиса. Распоряжением Правительства РСО-А №-р от ДД.ММ.ГГГГ отказано в переводе земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в с/т «<данные изъяты>» <адрес> РСО-А, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Оценка принятого решения, а также оспариваемых Гатиевым Э.Р. действий, (бездействия) Правительства РСО-А позволяет суду сделать вывод о том, что перечисленных выше нарушений прав и свобод заявителя, препятствий к осуществлению его прав и свобод или незаконного привлечения к ответственности они не содержат. Правовые основания перевода земель из одной категории в другую регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», статьей 2 которого предусмотрено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель и из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод. Пунктом 9 части 1 статьи 7 Закона установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов. Суд находит обоснованными доводы представителя заинтересованного лица о том, что придорожный сервис, строительством которого обусловлено ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую, не относится к объектам социального, коммунально-бытового назначения, объектам здравоохранения или образования. Кроме того, не установлена невозможность иного варианта размещения этого объекта без перевода земли из одной категории в другую. Каких-либо исключительных обстоятельств для перевода земельного участка не имеется. С учетом изложенного суд считает, что имеются предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона ограничения перевода земельного участка из одной категории в другую, в связи с чем оспариваемые Гатиевым Э.Р. решение Республиканской межведомственной комиссии по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и лесов, находящихся в собственности РСО-А, и распоряжение Правительства РСО-А являются обоснованными и соответствующими требованиям закона. Следовательно, оснований для отмены данных решения и распоряжения не имеется. Кроме того, согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В силу подпункта «д» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется также в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица. По смыслу приведенных норм органы исполнительной и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга, следовательно, суды не вправе предопределять действия органов государственной власти Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в правовые акты, вмешиваться в их нормотворческую деятельность и обязывать принять тот или иной правовой акт, внести в него изменения или дополнения, либо отменить его.( определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-Г10-5). В этой связи требование Гатиева Э.Р. о возложении на Правительство РСО-А обязанность перевести принадлежащий ему земельный участок в другую категорию земель путем издания соответствующего правового акта неправомерно. Далее, Гатиевым Э.Р. заявлено требование о признании незаконным бездействия Правительства РСО-А, выразившегося в непринятии решения по результатам заседания Республиканской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Положения о Республиканской межведомственной комиссии по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и лесов, находящихся в собственности РСО-А, утвержденного постановлением Правительства РСО-А № от ДД.ММ.ГГГГ, данная Комиссия является межведомственным общественным органом, созданным для выработки рекомендаций по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Члены и председатель Комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Решения, принимаемые комиссией, носят рекомендательный характер, не обязательны к исполнению Правительством РСО-А, а запрета на повторное рассмотрение комиссией того или иного вопроса, относящегося к ее компетенции, Положение не содержит. При таких обстоятельствах заявление Гатиева Э.Р. и в части ссылок на бездействие Правительства РСО-А, выразившегося в непринятии решения по результатам рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ республиканской межведомственной комиссией его ходатайства, суд считает необоснованным. В силу части 4 статьи 258 суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Гатиева Эдуарда Рамазановича об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти РСО-А оставить без удовлетворения. Отказать Гатиеву Эдуарду Рамазановичу в признании незаконным бездействия Правительства РСО-А, выразившегося в непринятии решения по решению Республиканской межведомственной комиссии по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и лесов, находящихся в собственности РСО-А, № от ДД.ММ.ГГГГ. Отказать Гатиеву Эдуарду Рамазановичу в признании незаконным решения Республиканской межведомственной комиссии по вопросам использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и лесов, находящихся в собственности РСО-А, от ДД.ММ.ГГГГ. Отказать Гатиеву Эдуарду Рамазановичу в признании незаконным и отмене распоряжения Правительства РСО-А №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения» и о возложении на Правительство РСО-А обязанность устранить допущенное нарушение, перевести земельный участок в из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-А в течение 10 дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ И.А.ТУАЕВА