о признании права собственности



Дело № 2-1473/11г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 11 ноября 2011 года

Ленинский районный суд г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Панаиотиди И.В.,

при секретаре Хубецовой А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тигиевой Заремы Казбековны к администрации местного самоуправления г.Владикавказа о признании права собственности на возведенную пристройку к квартире,

установил:

Тигиева З.К. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации местного самоуправления г.Владикавказа о признании за ней права собственности на самовольно возведенную пристройку к принадлежащей ей на праве собственности квартире в литере «в17», состоящую из: помещение , жилое, 17.0 кв.м.; помещение , столовая, площадью 10.1 кв.м.; помещение , кухня, площадью 1.6 кв.м.; помещение , коридор, площадью 2.8 кв.м., и помещение , ванная, площадью 3.8 кв.м., расположенной по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, <адрес>.

В судебном заседании представитель истицы Губиева С.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала заявленные требования и пояснила, что ФИО1 на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира, общей площадью 40.7 кв.м., в том числе жилой площадью 26.2 кв.м., расположенная по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, <адрес>. С целью улучшения своих жилищных условий, в связи с тем, что у нее большая семья, было тесно и не было удобств в квартире, она возвела пристройку к квартире. В августе 2011 года истица обратилась в администрацию местного самоуправления г.Владикавказа с просьбой о выдаче разрешения на ввод возведенного объекта в эксплуатацию, однако ей было отказано в удовлетворении просьбы. При возведении пристройки к квартире не были нарушены права и законные интересы соседей, поскольку пристройка выполнена с учетом существующих строительных норм и правил. В связи с изложенным, просила суд признать за Тигиевой З.К. право собственности на самовольно возведенную пристройку к принадлежащей ей на праве собственности квартире в литере «в17», состоящую из: помещение , жилое, 17.0 кв.м.; помещение , столовая, площадью 10.1 кв.м.; помещение , кухня, площадью 1.6 кв.м.; помещение , коридор, площадью 2.8 кв.м., и помещение , ванная, площадью 3.8 кв.м., расположенной по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, <адрес>.

Представитель администрации местного самоуправления г.Владикавказа Каиров М.М., действующий в судебном заседании на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, возражал против удовлетворения исковых требований Тигиевой З.К., поскольку считает, что в компетенцию органов местного самоуправления узаконение самовольно возведенных объектов не входит, в связи с чем возражал против удовлетворения исковых требований Тигиевой З.К. В то же время, подтвердил факт того, что пристройка не нарушает строительных норм и не затрагивает права и интересы граждан.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования Тигиевой Заремы Казбековны подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, Тигиевой З.К. на праве собственности принадлежит <адрес> в <адрес>.

Из копии лицевого счета, выданной управляющей компанией с муниципальным долевым участием ООО «Владикавказское домоуправление » ДД.ММ.ГГГГ за , усматривается, что в состав семьи ФИО1 входят ФИО6 – супруг; ФИО7 – сын; ФИО8 – сын; ФИО9 – сын; ФИО10 – сноха и ФИО11 – племянница. Все указанные лица имеют постоянную прописку в квартире ФИО1

Из кадастрового паспорта квартиры, подготовленного ГУП «Аланиятехинвентаризация» ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что общая площадь возведенной истицей пристройки к принадлежащей ей квартире (литер «в17») составляет 35.3 кв.м.

Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что удовлетворить просьбу ФИО1 об узаконении возведенной пристройки не представляется возможным. При этом, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию ей необходимо представить документы, предусмотренные градостроительным законодательством Российской Федерации.

Судом установлено в ходе разбирательства, что администрацией местного самоуправления г.Владикавказа ни разу не был обследован многоквартирный дом по <адрес> в <адрес>, в котором истицей осуществлена пристройка, каких-либо предписаний в адрес истицы о необходимости снести возведенную постройку и привести территорию общего пользования (двора) в первоначальное состояние никто не направлял.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Согласно статьи 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (части 2 и 3 статьи 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).

Тигиева З.К. воспользовалась в полной мере предоставленным ей конституционным правом на защиту своих прав и интересов.

Частью 1 статьи 218 ГК РФ установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В силу положений ст. 130 и ст. 131 ГК РФ к недвижимым вещам относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно части 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 16 Закона <адрес> «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки ФИО12» предусмотрено, что частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Частью 3 статьи 222 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно выводам строительно-технической экспертизы, сделанным уполномоченным экспертом ФИО13 в заключении от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что принадлежащая на праве собственности ФИО1 <адрес> (лит. «В», «В1») в <адрес> в <адрес> с возведенным помещением (лит. «в17») соответствует действующим нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан при нормальной эксплуатации квартиры и здания в целом.

Из экспертного заключения Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ видно, что реконструкция помещений в лит «в17» в принадлежащей ФИО1 на праве собственности квартире соответствует требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Более того, согласно письма начальника НТО Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по РСО-Алания ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что УГПН МЧС России по РСО-Алания при обследовании пристройки в <адрес> в <адрес> нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара, не выявлено, в связи с чем объект соответствует противопожарным требованиям.

Таким образом, с учетом заключений специалистов судом достоверно установлено, что возведенная Тигиевой З.К. пристройка к своей квартире, которая позволила ей решить вопрос с обустройством элементарных и необходимых условий быта, не нарушает и не ограничивает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Доказательств, подтверждающих тот факт, что ограничение прав ФИО1 на признание за ней права собственности на возведенную пристройку в виде лоджии к своей квартире необходимо администрации местного самоуправления <адрес> в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства представителем ответчика суду представлены не были. Следовательно, не могут быть ущемлены права ФИО1 как гражданина Российской Федерации на владение и пользование своим имуществом.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Представитель администрации местного самоуправления <адрес> не представил в суд доказательств того, что право собственности на возведенную пристройку не может быть признано за ФИО1, поскольку сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п. 26) определено, что иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Факт соответствия спорного объекта недвижимости градостроительным нормам и правилам, а также то, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, достоверно установлено в ходе разбирательства по делу и подтверждается вышеуказанными доказательствами, в том числе и добытыми судом.

В силу п. 31 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда.

Основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

Оценивая в совокупности доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Тигиевой З.К. требований, а также об отсутствии аргументированности в позиции администрации местного самоуправления г.Владикавказа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Тигиевой Заремы Казбековны к администрации местного самоуправления г.Владикавказа о признании права собственности на возведенную пристройку к квартире удовлетворить.

Признать за Тигиевой Заремой Казбековной право собственности на самовольно возведенную пристройку к принадлежащей ей на праве собственности квартире в литере «в17», состоящую из: помещение , жилое, 17.0 кв.м.; помещение , столовая, площадью 10.1 кв.м.; помещение , кухня, площадью 1.6 кв.м.; помещение , коридор, площадью 2.8 кв.м., и помещение , ванная, площадью 3.8 кв.м., расположенной по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, <адрес>, при этом общая площадь пристройки к квартире составила 35.3 кв.м.

Решение является основанием для осуществления государственной регистрации права собственности ФИО1 на самовольно возведенную пристройку к принадлежащей ей на праве собственности квартире в литере «в17», состоящую из: помещение , жилое, 17.0 кв.м.; помещение , столовая, площадью 10.1 кв.м.; помещение , кухня, площадью 1.6 кв.м.; помещение , коридор, площадью 2.8 кв.м., и помещение , ванная, площадью 3.8 кв.м., расположенной по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме.

Судья И.В.Панаиотиди

<данные изъяты>

ФИО16 ФИО15