Р Е Ш Е Н И Е г.Владикавказ 21 ноября 2011 года Ленинский районный суд г.Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания в составе: председательствующего судьи Панаиотиди И.В., при секретаре Хубецовой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Анны Ивановны к администрации местного самоуправления г.Владикавказа о признании незаконным решения об отказе в постановке ее на учет по улучшению жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, об обязании осуществить постановку на квартирный учет и включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установил: Алексеева А.И. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации местного самоуправления г.Владикавказа о признании незаконным решения об отказе в постановке ее на учет по улучшению жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, об обязании осуществить постановку на квартирный учет и включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Истица в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление о рассмотрении поданного ею искового заявления в ее отсутствие, при участии ее представителя. Суд, руководствуясь положением ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истицы Макарова Г.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, полностью поддержала заявленные требования и пояснила, что Алексеева А.И. является ветераном – участником Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы. На праве личной собственности ей на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит двухкомнатная квартира общей площадью 36.36 кв.м., расположенная по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, <адрес>. В указанной квартире истица проживает вместе с внучкой ФИО1, 1979 года рождения, которая зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ, внуком ФИО2, 1985 года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ и правнучкой ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ внучка ФИО1, внук ФИО2 и правнучка ФИО3 были признаны членами семьи ФИО5. В настоящее время семья истицы, состоящая из четырех человек, нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением на имя Главы АМС <адрес> ФИО8 о постановке ее на учет по улучшению жилищных условий, как ветерана ВОВ, т.к. условия ее проживания не соответствуют действующей учетной норме площади жилого помещения в <адрес>, установленной решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, и о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения как ветерану ВОВ, имеющему право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О ветеранах», и приложила все необходимые документы. Согласно ответа АМС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника отдела по жилищным вопросам ФИО12 следует, что ее обращение по жилищному вопросу было рассмотрено. ДД.ММ.ГГГГ учетное дело было вынесено на рассмотрение комиссии по организации работы по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Протокольным решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 54 ЖК РФ по причине представления документов, которые не подтверждают ее права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Считает отказ АМС г.Владикавказа в постановке истицы - участника ВОВ на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и нарушающим ее жилищные права. Федеральным законодательством установлено, что участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Для получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах" главным условием является наличие нуждаемости участников ВОВ в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения в городе Владикавказе» установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения по городу Владикавказу в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере не более 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Несмотря на то, что истица является собственником двухкомнатной квартиры по <адрес>, общей площадью 36.36 кв.м., ее семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере 9.09 кв.м., т.е на каждого члена ее семьи, в том числе и на нее – на ветерана ВОВ, приходится общей площади жилого помещения менее учетной нормы - в размере меньше 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи, в связи с чем, она, как ветеран ВОВ, имеет законное право на постановку АМС <адрес> на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с изложенным, просила суд признать незаконным решение комиссии администрации местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания комиссии №) по организации работы по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части дачи отказа ФИО5 как ФИО4 войны в постановке на квартирный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию местного самоуправления <адрес> осуществить постановку на квартирный учет участника Великой Отечественной войны ФИО5 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить ее в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Представитель администрации местного самоуправления г.Владикавказа Сланова А.Т., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, в судебном заседании исковые требования ФИО5 не признала и пояснила, что на обращение истицы в АМС г.Владикавказа по вопросу постановки ее на квартирный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ей был дан ответ начальником отдела по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого следует, что правовых оснований для положительного решения жилищного вопроса ФИО5 в настоящее время у городской администрации не имеется. Данную позицию в судебном заседании полностью поддержала представитель ответчика, в связи с чем просила суд отказать истице в удовлетворении ее исковых требований. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд считает исковые требования ФИО5 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Согласно статьи 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (части 2 и 3 статьи 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. ФИО5 воспользовалась в полной мере предоставленным ей конституционным правом на защиту своих прав и интересов. Как достоверно установлено судом, ФИО5 является ветераном – ФИО4 войны, что подтверждается соответствующим удостоверением ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО5 - инвалид второй группы. Алексеевой А.И. на праве личной собственности принадлежит двухкомнатная квартира общей площадью 36.36 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>-Алания, <адрес>, что усматривается из договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и регистрационным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ № К-985. Из домовой книги на указанную квартиру видно, что в квартире зарегистрированы: ФИО5, 1923 года рождения, ФИО1, 1979 года рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, 1985 года рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ, то есть все лица зарегистрированы более пяти лет назад, за исключением малолетнего ребенка, который только родился в апреле 2009 года. Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, внучка ФИО5 – ФИО1, 1979 года рождения, внук ФИО2, 1985 года рождения, и правнучка ФИО3, 2009 года рождения, были признаны членами ее семьи. Факт того, что указанные лица входят в состав семьи ФИО10 и проживают вместе с ней в <адрес> подтверждается также справкой ВМАУ «Владтехконтроль» от ДД.ММ.ГГГГ о составе семьи. К тому же, в решении указано, что признание членами семьи внуков и правнучки необходимо ФИО5 для постановки на учет по улучшению жилищных условий. Из представленных в суд документов из регистрирующих органов следует, что у членов семьи ФИО5 – ФИО1, ФИО2 и ФИО3 объекты недвижимого имущества на праве собственности отсутствуют. После этого, Алексеева А.И. обратилась к главе администрации местного самоуправления <адрес> с просьбой поставить ее на учет по улучшению жилищных условий, при этом, приложила все подтверждающие необходимость решения ее вопроса документы, о чем свидетельствует корешок от ДД.ММ.ГГГГ №. На свое обращение Алексеева А.И. ДД.ММ.ГГГГ получила ответ начальника отдела городской администрации по жилищным вопросам ФИО12, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ее учетное дело было вынесено на рассмотрение комиссии по организации работы по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Протокольным решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5 было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 54 ЖК РФ по причине представления документов, которые не подтверждают ее права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. В связи с этим, городская администрация считает, что правовых оснований для положительного решения жилищного вопроса ФИО5 в настоящее время у них не имеется. Как усматривается из представленной в суд выписки из протокола № заседания комиссии АМС г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ по организации работы по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» Алексеевой А.И. было отказано в постановке на квартирный учет в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанную позицию городской администрации и ее правомерность подтвердила допрошенная в судебном заседании специалист отдела по жилищным вопросам ФИО11 Она показала, что правовых оснований для постановки ФИО5 на квартирный учет в качестве нуждающейся, несмотря на то, что она является ветераном ВОВ, у городской администрации не имеется, поскольку ей на праве собственности принадлежит квартира в <адрес>. Судом установлено, что право Алексеевой А.И. как ветерана – участника Великой Отечественной войны на предоставление такой меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как нуждающейся в улучшении жилищных условий закреплено в п.п. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов - участников Великой Отечественной войны, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Отдавая дань глубокого уважения ветераном войны Президент Российской Федерации в своем указе от ДД.ММ.ГГГГ № поставил задачу перед федеральными органами государственной власти, а также перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом «О ветеранах». При этом, необходимость признания ветеранов ВОВ малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу положений ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Как усматривается из п. 1 решения Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения по <адрес> в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях – в размере не более 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Ч. 7 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Тем самым, учитывая те обстоятельства, что у Алексеевой А.И. имеется на праве собственности двухкомнатная квартира общей площадью 36.36 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>-Алания, <адрес>, а также, что в состав ее семьи входят четыре человека, исходя из установленной учетной нормы, ей положено 40 кв.м. общей площади жилого помещения. Следовательно, Алексеева А.И. и члены ее семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, что позволяет суду прийти к выводу о необходимости признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на соответствующий учет. Судом установлено, что вынесение вопроса истицы на рассмотрение комиссии городской администрации по организации работы по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» является неправомерным, поскольку право на улучшение жилищных условий в рамках указанной программы, а также подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не распространяется на такую категорию граждан как ФИО4 – ветераны ФИО4 войны, в связи с чем отказ администрации местного самоуправления <адрес> в постановке ФИО5 на квартирный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий при вышеизложенных обстоятельствах является необоснованным и незаконным. Таким образом, лишение Алексеевой А.И. права на обеспечение жилищными условиями является прямым нарушением ее жилищных прав и законных интересов, что является, как с правовой, так и с моральной точки зрения недопустимым. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Алексеевой Анны Ивановны к администрации местного самоуправления г.Владикавказа о признании незаконным решения об отказе в постановке ее на учет по улучшению жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, об обязании осуществить постановку на квартирный учет и включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем удовлетворить. Признать незаконным решение комиссии администрации местного самоуправления г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания комиссии №) по организации работы по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в части дачи отказа ветерану - участнику Великой Отечественной войны Алексеевой Анне Ивановне в постановке на квартирный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признать ветерана - участника Великой Отечественной войны Алексееву Анну Ивановну нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию местного самоуправления г.Владикавказа осуществить постановку на квартирный учет ветерана - участника Великой Отечественной войны Алексееву Анну Ивановну в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию местного самоуправления г.Владикавказа включить ветерана - участника Великой Отечественной войны Алексееву Анну Ивановну, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение десяти дней с момента его принятия в окончательной форме. Судья И.В.Панаиотиди <данные изъяты> <данные изъяты>