Дело №2-71/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Владикавказ 23 января 2012 года Федеральный судья Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания Туаева И.А., при секретаре Гутновой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Затеречного района г.Владикавказа в интересах Бугулова Виталия Валерьевича к Правительству РСО-Алания, АМС г.Владикавказа, Министерству труда и социального развития РСО-А в порядке требований статьи 45 ГПК РФ о возложении обязанности предоставить отдельную квартиру, установил: Бугулов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом третьей группы с детства бессрочно. Его отец Бугулов В.И. ДД.ММ.ГГГГ скончался, а мать - Бугулова З.Х. решением Советского районного суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ Бугулова З.Х. лишена родительских прав. Решением Главы АМС г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ Бугулов Виталий Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на учет в качестве лица, оставшегося без родительского попечения, нуждающегося в предоставлении жилья. Согласно данных Управления Росреестра по РСО-А и ГУП «Аланиятехинвентаризация» жилое помещение на праве собственности за Бугуловой З.Х. не значится, а Бугулову В.В. принадлежит на праве собственности <данные изъяты> доли однокомнатной квартиры № 7 по ул. Митькина, 22 в <адрес>, общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м. Прокурор Затеречного района г.Владикавказа обратился в суд с вышеуказанным иском в порядке требований статьи 45 ГПК РФ. В судебном заседании заявленные требования поддержал, мотивировав их следующими обстоятельствами: Бугулов В.В. являющийся инвалидом <данные изъяты> группы с детства, ребенком, оставшимся без родительского попечения, в установленном законом порядке администрацией местного самоуправления был принят на квартирный учет в <данные изъяты> году. В соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу статьи 1 Закона РСО-А от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают необходимые меры к обеспечению жильем указанной категории граждан путем сохранения имеющегося у них жилья, предоставления освободившихся жилых помещений, предоставления помещений по договорам социального найма. Между тем, до настоящего времени жилое помещение Бугулову В.В. не предоставлено, что, по мнению прокурора, нарушает его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации. С учетом изложенного прокурор просил удовлетворить заявленные требования и обязать АМС г. Владикавказа предоставить Бугулову В.В. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета Представитель Бугулова В.В. – Бугулова С.И., выступающая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании иск прокурора Затеречного района г.Владикавказа поддержала и пояснила, что являлась опекуном своих <данные изъяты> несовершеннолетних племянников Бугулова В.В., <данные изъяты> года рождения, и Бугулова Б.В., <данные изъяты> года рождения, отец которых умер, а мать Бугулова З.Х. лишена родительских прав. Она со своей матерью Аликовой Б.Д., Бугуловым В.В. и Бугуловым Б.В. зарегистрированы и проживают в однокомнатной квартире по <адрес> в <адрес>, общая площадь которой составляет № кв.м. В № году при приватизации данного жилого помещения по настоянию органа опеки и попечительства несовершеннолетние Бугулов В.В. и Бугулов Б.В. были включены в договор приватизации, вследствие чего за ними на праве собственности значится по № доли данной квартиры. Другого жилья у них нет, а имеющееся жилое помещение не отвечает социальным нормам. Представитель АМС г.Владикавказа Тадеева А.В., выступающая по доверенности № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со ст. 8 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения данной категории граждан предоставляются за счет средств республиканского бюджета по мере их выделения. На АМС г. Владикавказа возложена обязанность принятия лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на соответствующий учет. Бугулов В.В. значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье и подлежит обеспечению жильем в порядке очередности при выделении денежных средств из бюджета РСО-Алания, кроме того ему на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доли <адрес> в <адрес>. С учетом изложенного представитель АМС г.Владикавказа просила в иске отказать. Представитель Правительства РСО-Алания Гутиев А.Т., выступающий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что Правительство РСО-Алания в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ № РЗ «О бюджетном процессе в РСО-Алания наделено полномочиями по обеспечению составления проекта республиканского бюджета РСО-Алания. В соответствии с ч. 2 ст. 6 указанного закона рассмотрение и утверждение республиканского бюджета и годового отчета об его исполнении относится к полномочиям Парламента РСО-Алания, исполнение республиканского бюджета организует Министерство финансов РСО-Алания, но в рамках лимитов, установленных законом о республиканском бюджете. С учетом требований действующего законодательства заявленные прокурором Затеречного района РСО-А требований о предоставлении Бугулову В.В. жилого помещения за счет средств республиканского бюджета являются обоснованным и подлежат удовлетворению. Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - УСЗН по Затеречному МО г. Владикавказа, и Министерства труда и социального развития РСО-А – Саккаева Р.В., выступающая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что Бугулов В.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилья, в связи с чем имеет право на предоставление ему соответствующего жилого помещения вне очереди. Выслушав стороны, представителей и проверив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Затеречного района г.Владикавказа обоснованными подлежащими удовлетворению. Бугулов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом третьей группы с детства бессрочно. Отец Бугулова В.В. – Бугулов В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать Бугулова З.Х. решением Советского районного суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Решением Главы АМС г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ Бугулов Виталий Валерьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на учет в качестве лица, оставшегося без родительского попечения, нуждающегося в предоставлении жилья. Согласно данных Управления Росреестра по РСО-А и ГУП «Аланиятехинвентаризация» жилое помещение на праве собственности за Бугуловой З.Х. не значится, а Бугулову В.В. принадлежит на праве собственности № доли однокомнатной квартиры № 7 по ул. Митькина, 22 в <адрес>, общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м. на основании договора о ДД.ММ.ГГГГ о передаче жилья в собственность граждан. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Часть 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантирует на территории Республики Северная Осетия –Алания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет право на жилье. Вне очереди обеспечиваются жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения (часть 1 статьи 6). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 8). Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что для предоставления жилья в порядке п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ необходима совокупность нескольких условий: 1. наличие у лица определенного статуса – ребенка-сироты или лица из их числа; 2. отсутствие закрепленного жилого помещения, отсутствие жилья на момент лишения родительского попечения; 3.наступление юридического факта, а именно: прекращение попечительства в связи с достижением совершеннолетия, окончание пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончание пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончание обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончание срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом Предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте населенного пункта, откуда выбыл несовершеннолетний, в доме капитального типа, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь размер не менее установленной нормы жилой площади (ст. 7 Закона РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ). Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. В Постановлении Правительства Республики Северная Осетия-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», указано, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жильем, соответствующим санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, но не более 33 квадратных метров общей площади жилья на одного человека. Таким образом, размер предоставляемого Бугулову В.В. жилого помещения следует определять исходя из социальной нормы, установленной для категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на день исполнения решения суда. Полномочия по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, в установленном Законом РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ порядке возложены на органы местного самоуправления. Так, согласно ст. 9 Закона РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ расходы на реализацию мер по предоставлению жилья этим лицам производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из республиканского бюджета. В ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указаны полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, расходы по реализации мер по предоставлению жилья указанной категории лиц производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетом для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма. В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ по рассмотрению гражданских дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей указано, что в силу требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. При изложенных обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора Затеречного района г.Владикавказа, заявленные в порядке требований статьи 45 ГПК РФ интересах Бугулова В.В. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Затеречного района г.Владикавказа в порядке требований статьи 45 ГПК РФ в интересах Бугулова Виталия Валерьевича к АМС г. Владикавказа, Правительству РСО-А, Министерству труда и социального развития РСО-А удовлетворить. Обязать АМС г. Владикавказа предоставить Бугулову Виталию Валерьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РСО-Алания в течение 1 месяца. Председательствующий И.А. Туаева