Дело №2-226/2012 год РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Владикавказ 2 февраля 2012 года Федеральный судья Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания Туаева И.А., при секретаре Гутновой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иристонского района г.Владикавказа в интересах Сафарина Игоря Вячеславовича к Правительству РСО-Алания, АМС г.Владикавказа в порядке требований статьи 45 ГПК РФ о возложении обязанности предоставить отдельную квартиру, установил: Постановлением Главы АМС г.Владикавказа № от ДД.ММ.ГГГГ Сафарин Игорь Вячеславович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на учет в качестве лица, оставшегося без родительского попечения, нуждающегося в предоставлении жилья. Решениями Ленинского районного суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ и Промышленного районного суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ родители Сафарина И.В. – Сафарина М.А. и Сафарин В.А. лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ Сафарин И.В. проживал и воспитывался в Республиканском детском доме «Хуры тын». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сафарин И.В. обучался в государственном образовательном учреждении НПО Профессиональный лицей №. Согласно данных Управления Росреестра по РСО-А и ГУП «Аланиятехинвентаризация» жилое помещение на праве собственности за Сафариниым И.В. не значится. Прокурор Иристонского МО г.Владикавказа обратился в суд с вышеуказанным иском в порядке требований статьи 45 ГПК РФ. В судебном заседании заявленные требования поддержал, мотивировав их следующими обстоятельствами: Сафарин И.В. являющийся ребенком, оставшимся без родительского попечения, в установленном законом порядке был принят на квартирный учет в ДД.ММ.ГГГГ году. В соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В силу статьи 1 Закона РСО-А от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают необходимые меры к обеспечению жильем указанной категории граждан путем сохранения имеющегося у них жилья, предоставления освободившихся жилых помещений, предоставления помещений по договорам социального найма. Между тем, до настоящего времени жилое помещение Сафарину И.В.не предоставлено, что, по мнению прокурора, нарушает его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации. С учетом изложенного прокурор просил удовлетворить заявленные требования и обязать АМС г. Владикавказа предоставить Сафарину И.В. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета Сафарин И.В. в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие и удовлетворить исковые требования. Представитель АМС г.Владикавказа Ряшко И.В., выступающий по доверенности № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 8 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», жилые помещения данной категории граждан предоставляются за счет средств республиканского бюджета по мере их выделения. На АМС г. Владикавказа возложена обязанность принятия лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на соответствующий учет. Сафарин И.В. значится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, по Иристонскому района г.Владикавказа под № № и подлежит обеспечению жильем в порядке очередности при выделении денежных средств из бюджета РСО-Алания. С учетом изложенного представитель АМС г.Владикавказа просил в иске отказать. Представитель Правительства РСО-Алания Гутиев А.Т., выступающий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебном заседании требования не признал и пояснил, что Правительство РСО-Алания в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ № РЗ «О бюджетном процессе в РСО-Алания наделено полномочиями по обеспечению составления проекта республиканского бюджета РСО-Алания. В соответствии с ч. 2 ст. 6 указанного закона рассмотрение и утверждение республиканского бюджета и годового отчета об его исполнении относится к полномочиям Парламента РСО-Алания, исполнение республиканского бюджета организует Министерство финансов РСО-Алания, но в рамках лимитов, установленных законом о республиканском бюджете. В этой связи выделение денежных средств для внеочередного предоставления жилья Сафарину И.В., по мнению представителя Правительства РСО-Алания, противоречит Закону РСО-А об утверждении бюджета РСО-А, кроме того Правительство РСО-А не является надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. <данные изъяты> <данные изъяты> Выслушав стороны, представителей и проверив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Иристонского района г.Владикавказа обоснованными подлежащими удовлетворению. Так, из материалов дела следует, что Постановлением Главы АМС г.Владикавказа № от ДД.ММ.ГГГГ Сафарин Игорь Вячеславович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на учет в качестве лица, оставшегося без родительского попечения, нуждающегося в предоставлении жилья. В соответствии исследованным судом списком выпускников детских домов и сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в Иристонской префектуре в качестве нуждающихся в получении жилых помещений Сафарин И.В. значится в нем под № № Решениями Ленинского районного суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ и Промышленного районного суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ родители Сафарина И.В. – Сафарина М.А. и Сафарин В.А. лишены родительских прав. Как следует из справки Министерства образования и науки РСО-А, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сафарин И.В. проживал и воспитывался в Республиканском детском доме «Хуры тын». С № по № г. Сафарин И.В. обучался в государственном образовательном учреждении НПО Профессиональный лицей №. Согласно данных Управления Росреестра по РСО-А и ГУП «Аланиятехинвентаризация» жилое помещение на праве собственности за Сафариниым И.В. не значится. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Часть 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантирует на территории Республики Северная Осетия –Алания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет право на жилье. Вне очереди обеспечиваются жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения (часть 1 статьи 6). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 8). Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что для предоставления жилья в порядке п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ необходима совокупность нескольких условий: 1. наличие у лица определенного статуса – ребенка-сироты или лица из их числа; 2. отсутствие закрепленного жилого помещения, отсутствие жилья на момент лишения родительского попечения; 3.наступление юридического факта, а именно: прекращение попечительства в связи с достижением совершеннолетия, окончание пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончание пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончание обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончание срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом Предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте населенного пункта, откуда выбыл несовершеннолетний, в доме капитального типа, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь размер не менее установленной нормы жилой площади (ст. 7 Закона РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ). Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. В Постановлении Правительства Республики Северная Осетия-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», указано, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жильем, соответствующим санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, но не более 33 квадратных метров общей площади жилья на одного человека. Таким образом, размер предоставляемого Сафарину И.В. жилого помещения следует определять исходя из социальной нормы, установленной для категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на день исполнения решения суда. Полномочия по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, в установленном Законом РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ порядке возложены на органы местного самоуправления. Так, согласно ст. 9 Закона РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ расходы на реализацию мер по предоставлению жилья этим лицам производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из республиканского бюджета. В ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указаны полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, расходы по реализации мер по предоставлению жилья указанной категории лиц производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетом для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма. В обзоре судебной практики Верховного Суда РФ по рассмотрению гражданских дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей указано, что в силу требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. При изложенных обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора Иристонского района г.Владикавказа, заявленные в порядке требований статьи 45 ГПК РФ интересах Сафарина И.В. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Иристонского района г.Владикавказа в порядке требований статьи 45 ГПК РФ в интересах Сафарина Игоря Вячеславовича к АМС г. Владикавказа, Правительству РСО-А удовлетворить. Обязать АМС г. Владикавказа предоставить Сафарину Игорю Вячеславовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма вне очереди изолированное, благоустроенное, жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РСО-Алания в течение 1 месяца. Председательствующий И.А. Туаева Решение вступило в законную силу «___»________________ 20 г. Судья Туаева И.А.