Дело №2-135/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Владикавказ 1 февраля 2012 года Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Хадиковой З.Т., с участием помощника прокурора Северо-Западного района г.Владикавказа РСО-Алания Шаталовой Н.В., при секретаре Карелидзе М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания в интересах Слюняевой Евгении Игоревны к АМС г.Владикавказа, Правительству РСО-Алания об обязании АМС г.Владикавказа предоставить Слюняевой Евгении Игоревне отдельную квартиру, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета, установил: Прокурор Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания обратился в суд с иском в интересах Слюняевой Е.И. об обязании Правительство РСО-Алания выделить денежные средства на приобретение для Слюняевой Е.И. жилого помещения и обязании АМС г.Владикавказа предоставить Слюняевой Е.И. отдельную квартиру не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета. В судебном заседании помощник прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания Шаталова Н.В. заявленные требования уточнила и просила обязать АМС г. Владикавказа предоставить Слюняевой Е.И. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета. В обоснование заявленных требований помощник прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания Шаталова Н. пояснила, что Слюняева Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилья. Постановлением Главы АМС г.Владикавказа № от 12 марта 2009 года Слюняева Е.И. принята на квартирный учет как сирота, нуждающаяся в предоставлении жилья. Решением Советского суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ родители Слюняевой Е.И.- ФИО5 и Слюняева-ФИО6 лишены родительских прав в отношении нее. ДД.ММ.ГГГГ мать Слюняевой Е.И.- ФИО13-ФИО6 умерла. Договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью от 21 января 2008 года Слюняева Е.И. передана на воспитание в приемную семью ФИО7 До настоящего времени АМС г.Владикавказа, Правительство РСО-Алания не обеспечили ее жилым помещением, чем нарушены требования ст. 8 ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 57 ЖК РФ. Просила исковые требования удовлетворить. В судебном заседании Слюняева Е.И. заявленные требования поддержала и показала, что решением Советского районного суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ ее родители ФИО5 и ФИО14-ФИО6 лишены родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ ФИО16ФИО6 умерла. Она проживает у своей приемной матери ФИО7, которая является ее бабушкой, в г. Владикавказе по ул. <адрес>. в однокомнатной квартире. В 2007 году она окончила среднюю школу № г.Владикавказа, затем продолжила обучение в профессиональном училище № г.Владикавказа, которое окончила в 2011 году по профессии <данные изъяты>. Постановлением Главы АМС г.Владикавказа № от 12 марта 2009 года она принята на квартирный учет как сирота, нуждающаяся в предоставлении жилья. Однако квартира ей до настоящего времени не предоставлена. Просила удовлетворить исковые требования. В судебном заседании Гиоев Ю.Ю., представляющий интересы АМС г. Владикавказа по доверенности № <адрес> от 10.01.2012 года, исковые требования не признал и показал, что в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения должны предоставляться этой категории граждан из жилищного фонда Российской Федерации или из жилищного фонда РСО-Алания. На АМС г. Владикавказа возложены функции принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье, Слюняева Е.И. должна быть обеспечена жильем за счет средств РСО-Алания. Просил в иске отказать. В судебном заседании представитель Правительства РСО-Алания Гутиев А.Т., действующий на основании доверенности № от 12 сентября 2011 года, требования не признал и пояснил, что в соответствии с Федеральным Законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентировано обеспечение жилой площадью за счет средств республиканского бюджета. Частью 1 статьи 9 указанного Закона установлено, что расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования. В соответствии с данной нормой законодательно установлен порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которым Правительство РСО-Алания не наделено полномочиями по выделению денежных средств непосредственно детям-сиротам. Учитывая изложенное, считает, что Правительство РСО-Алания является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития РСО-Алания Саккаева Р.В., действующая на основании доверенности № от №.01.2012 года, пояснила, что Слюняева Е.И., являясь сиротой, оставшейся без попечения родителей, состоя в очереди на получение жилья, имеет полное право на предъявление данного иска. Считает, что заявленные прокурором исковые требования являются законными и обоснованными, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Собранными по делу доказательствами достоверно установлено, что решением Советского районного суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ родители Слюняевой Е.И. – ФИО5 и ФИО17 ФИО6 лишены родительских прав в отношении нее. ДД.ММ.ГГГГ ФИО18- ФИО6 умерла. Договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью № от 21 января 2008 года Слюняева Е.И. передана на воспитание в приемную семью ФИО7 Из уведомления № (1191) от 16.03.2009 года следует, что Постановлением Главы АМС г.Владикавказа от 12.03.2009 года № Слюняева Е.И. принята на квартирный учет как сирота с 03.12.2008 года с составом семьи один человек. В 2007 году Слюняева Е.И. окончила МОУ среднюю общеобразовательную многопрофильную школу № г.Владикавказа, что подтверждается аттестатом № <адрес>6 от 23 июня 2007 года. Из диплома № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Слюняева Е.И. в 2011 году окончила ГОУ начального профессионального образования Профессиональное училище № г.Владикавказа по профессии <данные изъяты> По данным ГУП «Аланиятехинвентаризация» РСО-Алания и Управления Росреестра по РСО-Алания за Слюняевой Е.И. на праве собственности объекты недвижимого имущества не числятся, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (согласно пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Аналогичное положение закреплено в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законе РСО-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанным законам жилое помещение предоставляется по договору социального найма органом местного самоуправления. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте населенного пункта, откуда выбыл несовершеннолетний, в доме капитального типа, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь размер не менее установленной нормы жилой площади (ст. 7 Закона РСО-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что АМС г. Владикавказа обязана предоставить Слюняевой Е.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение за счет средств республиканского бюджета. Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. В Постановлении Правительства Республики Северная Осетия-Алания № 185 от 3 августа 2007 года «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», указано, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жильем, соответствующим санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, но не более 33 квадратных метров общей площади жилья на одного человека. В связи с чем, суд считает, что размер предоставляемого Слюняевой Е.И. жилого помещения следует определять исходя из социальной нормы, установленной для категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на день исполнения решения суда. Как было указано выше, на органы местного самоуправления РСО-Алания наложены полномочия по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, в установленном Законом РСО-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ порядке. Согласно ст. 9 Закона РСО-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ расходы на реализацию мер по предоставлению жилья этим лицам производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из республиканского бюджета. В ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указаны полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, расходы по реализации мер по предоставлению жилья указанной категории лиц производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетом для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма. При изложенных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания в интересах Слюняевой Е.И. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания в интересах Слюняевой Евгении Игоревны к АМС г.Владикавказа, Правительству РСО-Алания об обязании АМС г.Владикавказа предоставить Слюняевой Евгении Игоревне отдельную квартиру, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета - удовлетворить. Обязать АМС г. Владикавказа предоставить Слюняевой Евгении Игоревне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение месяца. Председательствующий З.Т. Хадикова