Дело №2-137/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Владикавказ 15 февраля 2012 года Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Хадиковой З.Т., с участием помощника прокурора Северо-Западного района г.Владикавказа РСО-Алания Шаталовой Н.В., при секретаре Карелидзе М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания в интересах Дзусовой Марины Таймуразовны к АМС г.Владикавказа, Правительству РСО-Алания об обязании АМС г.Владикавказа предоставить Дзусовой Марине Таймуразовне отдельную квартиру, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета, установил: Прокурор Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания обратился в суд с иском в интересах Дзусовой М.Т. об обязании Правительство РСО-Алания выделить денежные средства на приобретение для Дзусовой М.Т. жилого помещения и обязании АМС г.Владикавказа предоставить Дзусовой М.Т. отдельную квартиру не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета. В судебном заседании помощник прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания Шаталова Н.В. заявленные требования уточнила и просила обязать АМС г. Владикавказа предоставить Дзусовой М.Т. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета. В обоснование заявленных требований помощник прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания Шаталова Н. пояснила, что Дзусова М.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилья. Постановлением Главы АМС г.Владикавказа № от 28 мая 2010 года Дзусова М.Т. принята на квартирный учет как сирота, нуждающаяся в предоставлении жилья. Распоряжением префекта Северо-Западного округа г.Владикавказа № от 27.06.2003 года ФИО7 назначена опекуном несовершеннолетней Дзусовой М.Т., так как ее родители –ФИО3 и ФИО4 умерли. До настоящего времени АМС г.Владикавказа, Правительство РСО-Алания не обеспечили ее жилым помещением, чем нарушены требования ст. 8 ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 57 ЖК РФ. Просила исковые требования удовлетворить. В судебном заседании Дзусова М.Т. заявленные требования поддержала и показала, что ее родители умерли: отец – ФИО3 в 2001 году, мать - ФИО4 – в 2003 году. Она с братом ФИО11 и сестрой ФИО12 проживает вместе с семьей своего опекуна ФИО7 в г. Владикавказе по ул. <адрес>. В 2005 году она окончила среднюю школу № г.Владикавказа, затем продолжила обучение в профессиональном лицее № г.Владикавказа, который окончила в 2009 году по профессии <данные изъяты>». Решением АМС г.Владикавказа № от 28 мая 2010 года она принята на квартирный учет как сирота, нуждающаяся в предоставлении жилья. Однако квартира ей до настоящего времени не предоставлена. Просила удовлетворить исковые требования. В судебном заседании Каиров М.М., представляющий интересы АМС г. Владикавказа по доверенности № <адрес> от 10.01.2012 года, исковые требования не признал и показал, что в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения должны предоставляться этой категории граждан из жилищного фонда Российской Федерации или из жилищного фонда РСО-Алания. На АМС г. Владикавказа возложены функции принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье, Дзусова М.Т. должна быть обеспечена жильем за счет средств РСО-Алания. Просил в иске отказать. В судебном заседании представитель Правительства РСО-Алания Гутиев А.Т., действующий на основании доверенности № от 12 сентября 2011 года, требования не признал и пояснил, что в соответствии с Федеральным Законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентировано обеспечение жилой площадью за счет средств республиканского бюджета. Частью 1 статьи 9 указанного Закона установлено, что расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования. В соответствии с данной нормой законодательно установлен порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которым Правительство РСО-Алания не наделено полномочиями по выделению денежных средств непосредственно детям-сиротам. Учитывая изложенное, считает, что Правительство РСО-Алания является ненадлежащим ответчиком по данному делу. В судебном заседании представитель Министерства труда и социального развития РСО-Алания Батагова В.Б., действующая на основании доверенности № от 17.01.2012 года, пояснила, что Дзусова М.Т., являясь сиротой, оставшейся без попечения родителей, состоя в очереди на получение жилья, имеет полное право на предъявление данного иска. Считает, что заявленные прокурором исковые требования являются законными и обоснованными, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Собранными по делу доказательствами достоверно установлено, что Дзусова М.Т. является ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей. Мать Дзусовой М.Т. – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Отец – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением префекта Северо-Западного округа г.Владикавказа № от 27.06.2003 года опекуном несовершеннолетней Дзусовой М.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена ФИО7 Из выписки из решения АМС г.Владикавказа от 31.05.2010 года следует, что решением АМС г.Владикавказа от 28.05.2010 года № Дзусова М.Т. принята на квартирный учет как сирота с 11.05.2010 года с составом семьи один человек. В 2005 году Дзусова М.Т. окончила МОУ среднюю общеобразовательную школу № г.Владикавказа, что подтверждается аттестатом № от 16 июня 2005 года. Из диплома № <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Дзусова М.Т. в 2009 году окончила ГОУ НПО Профессиональный лицей № г.Владикавказа по профессии <данные изъяты> Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУП «Аланиятехинвентаризация» РСО-Алания, следует, что за Дзусовой М.Т. на праве собственности объекты недвижимого имущества в г.Владикавказе не числятся. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Управлением Росреестра по РСО-Алания, Дзусовой М.Т. на праве общей долевой собственности принадлежит домовладение № по <адрес> в <адрес> РСО-Алания. Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного межведомственной комиссией, назначенной постановлением АМС <адрес>, жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (согласно пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Аналогичное положение закреплено в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законе РСО-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанным законам жилое помещение предоставляется по договору социального найма органом местного самоуправления. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте населенного пункта, откуда выбыл несовершеннолетний, в доме капитального типа, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь размер не менее установленной нормы жилой площади (ст. 7 Закона РСО-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что АМС г. Владикавказа обязана предоставить Дзусовой М.Т. вне очереди благоустроенное жилое помещение за счет средств республиканского бюджета. Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. В Постановлении Правительства Республики Северная Осетия-Алания № 185 от 3 августа 2007 года «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», указано, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жильем, соответствующим санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, но не более 33 квадратных метров общей площади жилья на одного человека. В связи с чем, суд считает, что размер предоставляемого Дзусовой М.Т. жилого помещения следует определять исходя из социальной нормы, установленной для категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на день исполнения решения суда. Как было указано выше, на органы местного самоуправления РСО-Алания наложены полномочия по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, в установленном Законом РСО-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ порядке. Согласно ст. 9 Закона РСО-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ расходы на реализацию мер по предоставлению жилья этим лицам производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из республиканского бюджета. В ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указаны полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, расходы по реализации мер по предоставлению жилья указанной категории лиц производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетом для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма. При изложенных обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания в интересах Дзусовой М.Т. подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Северо-Западного района г. Владикавказа РСО-Алания в интересах Дзусовой Марины Таймуразовны к АМС г.Владикавказа, Правительству РСО-Алания об обязании АМС г.Владикавказа предоставить Дзусовой Марине Таймуразовне отдельную квартиру, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета - удовлетворить. Обязать АМС г. Владикавказа предоставить Дзусовой Марине Таймуразовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств республиканского бюджета. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РСО-Алания в течение месяца. Председательствующий З.Т. Хадикова Решение вступило в законную силу « ______ « _______________ 2012 года Судья З.Т.Хадикова