Дело № 2-91/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Владикавказ 30 января 2012 года Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Климова И.А., при секретаре Лолаевой И.С., с участием помощника прокурора Северо-Западного района г.Владикавказа – Шаталовой Натальи Владиславовны, действующей в интересах Целикашвили Александра Вахтанговича, истца Целикашвили Александра Вахтанговича, представителя ответчика - АМС г. Владикавказа – Каирова Марата Магомедовича, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика - Правительства РСО-Алания – Гутиева Азамата Таймуразовича, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства труда и социального развития РСО-Алания - Батаговой Виктории Борисовны, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северо-Западного района г.Владикавказа в интересах Целикашвили Александра Вахтанговича к Администрации местного самоуправления г.Владикавказа и Правительству РСО-Алания о возложении обязанности на Правительство РСО-Алания выделить АМС г. Владикавказа денежные средства для приобретения Целикашвили Александру Вахтанговичу изолированного, пригодного для проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г. Владикавказе, площадью не ниже установленных социальных норм, установил: Прокурор Северо-Западного района г.Владикавказа в интересах Целикашвили А.В. обратился в суд с иском к АМС г.Владикавказа и Правительству РСО-Алания о возложении обязанности на Правительство РСО-Алания выделить АМС г. Владикавказа денежные средства для приобретения Целикашвили А.В. изолированного, пригодного для проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г. Владикавказе, площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании помощник прокурора Северо-Западного района г.Владикавказа – Шаталова Н.В. исковые требования поддержала и пояснила, что Целикашвили А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилья. На жилищный учет Целикашвили А.В. поставлен решением главы АМС г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ, как лицо, оставшееся без попечения родителей, нуждающийся в предоставлении жилья. Мать Целикашвили А.В. умерла, он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ жил и воспитывался в детском доме <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ года стал проживать с опекуном ФИО7 Отец Целикашвили А.В. лишен родительских прав. Целикашвили А.В. является малоимущим гражданином. Объекты недвижимого имущества за ним не числятся. В состав его семьи входит <данные изъяты> человек. До настоящего времени АМС г. Владикавказа не обеспечила Целикашвили А.В. жилым помещением, чем нарушены требования ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 57 ЖК РФ. Просит иск удовлетворить. Истец Целикашвили А.В. в судебном заседании иск прокурора поддержал, просит его удовлетворить. Представитель ответчика АМС г. Владикавказа – Каиров М.М. иск не признал и показал, что в соответствии со ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения должны предоставляться этой категории граждан из жилищного фонда Российской Федерации или из жилищного фонда РСО-Алания. Предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относится к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с п.п. 24 п.2 ст.26.3 ФЗ №184 от 6.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов обеспечения жильем детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. На АМС г. Владикавказа возложены функции принятия на учет граждан, нуждающихся в жилье, но Целикашвили А.В. должен быть обеспечен жильем за счет средств РСО-Алания, так как АМС г.Владикавказа не наделен полномочиями по исполнению этих обязательств. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика Правительства РСО-Алания – Гутиев А.Т. исковые требования не признал и показал, что расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования. В соответствии с данной нормой законодательно установлен порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которым Правительство РСО-Алания не наделено полномочиями по выделению денежных средств непосредственно детям-сиротам. Считает Правительство РСО-Алания ненадлежащим ответчиком. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства труда и социального развития РСО-Алания Батагова В.В. исковые требования в части предоставления жилья поддержала, возражала против предоставления жилья вне очереди, так как Целикашвили А.В. находится в равных условиях с другими очередниками в очереди детей сирот и жилье должно предоставляться согласно даты постановки на учет в АМС г. Владикавказа. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению. Из паспортных данных и адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Целикашвили А.В. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в общежитии по <адрес> <адрес> в <адрес>. Согласно свидетельству о рождении серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Целикашвили А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе «отец» указан ФИО14 в графе «мать» - ФИО10 В свидетельстве о смерти серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО10 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Согласно распоряжению префекта Северо-Западного МО г.Владикавказа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 назначена попечителем ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им совершеннолетия, что подтверждается удостоверением опекуна. Распоряжением префекта Северо-Западного МО г.Владикавказа № от ДД.ММ.ГГГГ по личному заявлению ФИО16 отбывающего наказание в <данные изъяты> учреждение <данные изъяты> по РСО-Алания о признании им отцовства над несовершеннолетним ФИО11, постановлено разрешить изменение фамилии несовершеннолетнего ФИО11 на фамилию «ФИО13». Согласно свидетельству об установлении отцовства серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 признан отцом ребенка ФИО11, родившегося ДД.ММ.ГГГГ. Решением Советского районного суда г.Владикавказа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15. лишен родительских прав в отношении сына Целикашвили А.В. В справке ФГОУ СПО «Северо-Кавказский строительный техникум» № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Целикашвили А.В. в ДД.ММ.ГГГГ году окончил обучение и получил диплом. Справкой ГОУ Детский дом «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО11 жил и воспитывался в детском доме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как остался без попечения родителей. Письмом Управления Росреестра по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ сообщается, что информация о правах Целикашвили А.В. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует. Согласно справки ГУП «Аланиятехинвентаризация» РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ за Целикашвили А.В. на праве собственности объекты недвижимого имущества в г. Владикавказе не числятся. Целикашвили А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился с письменным заявлением в адрес главы АМС г.Владикавказа с просьбой о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако ответа не получил. Согласно акту проверки жилищных условий Целикашвили А.В. ДД.ММ.ГГГГ установлено, что он занимает койко-место в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> с составом семьи <данные изъяты> человек. Постановлением главы АМС г. Владикавказа № от ДД.ММ.ГГГГ Целикашвили А.В., как <данные изъяты>, принят на квартирный учет с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи <данные изъяты> человек. Согласно заявлению Целикашвили А.В. он просил прокурора Северо-Западного МО г.Владикавказа помочь ему в получении жилья по договору социального найма и обратиться в суд в защиту его интересов. Согласно ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных ч.2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются (согласно пп.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. В Законе РСО-Алания «О бюджетном процессе в Республике Северная Осетия-Алания» № 33-РЗ от 9.07.2008 года предусмотрено, что Правительство РСО-Алания рассматривает и утверждает республиканский бюджет и годовой отчет о его исполнении. Выделенные из республиканского бюджета денежные средства передаются окончательному распорядителю средств. В ч.1 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 6.10.1999 года указаны полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации, расходы по реализации мер по предоставлению жилья указанной категории лиц производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетом для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам социального найма. Согласно п.п. 2 ч.1 ст. 8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статьёй 9 закона РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.05 года «Об обеспечении жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регламентировано, что расходы на реализацию мер по предоставлению жилья этим лицам производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из республиканского бюджета. Право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилья прямо закреплено в Законе РСО-Алания № 26-РЗ от 15.06.2007 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где указано, что детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения. Суд считает установленным, что предоставление жилья Целикашвили А.В. должно осуществляться АМС г.Владикавказа в соответствии с Законом РСО-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за счет средств республиканского бюджета. АМС г.Владикавказа нарушила предусмотренные законом гарантии жилищных прав Целикашвили А.В., не представив сведения в отношении него в Правительство РСО-Алания по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ст. 50 ЖК РФ указано, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В Постановлении Правительства РСО-Алания № 185 от 03.08.2007 года «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жильем, соответствующим санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, но не более 33 квадратных метров общей площади жилья на одного человека. Суд считает, что размер предоставляемого Целикашвили А.В. жилого помещения следует определять, исходя из социальной нормы, установленной для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на день исполнения решения суда. В судебном заседании заявленные требования частично нашли свое подтверждение, поэтому суд считает необходимым обязать АМС г. Владикавказа приобрести Целикашвили А.В. вне очереди изолированное, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г. Владикавказе площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств республиканского бюджета. Исковые требования к Правительству РСО-Алания о возложении обязанности выделить Администрации местного самоуправления г.Владикавказа денежные средства для приобретения Целикашвили А.В. благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм не нашли своего подтверждения, поэтому удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Северо-Западного района г.Владикавказа в интересах Целикашвили Александра Вахтанговича к Администрации местного самоуправления г.Владикавказа и Правительству РСО-Алания о возложении обязанности на Правительство РСО-Алания выделить АМС г. Владикавказа денежные средства для приобретения Целикашвили Александру Вахтанговичу изолированного, пригодного для проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г. Владикавказе, площадью не ниже установленных социальных норм – удовлетворить частично. Возложить обязанность на Администрацию местного самоуправления г.Владикавказа приобрести вне очереди для Целикашвили Александра Вахтанговича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, изолированное, пригодное для проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г. Владикавказе, площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств республиканского бюджета. В части исковых требований прокурора Северо-Западного района г.Владикавказа в интересах Целикашвили Александра Вахтанговича к Правительству РСО-Алания о возложении обязанности выделить Администрации местного самоуправления г. Владикавказа денежные средства для приобретения Целикашвили Александру Вахтанговичу благоустроенного жилого помещения не ниже установленных социальных норм – отказать в связи с необоснованностью. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения. Председательствующий Климов И.А.