на неправомерные действия органа местного самоуправления



Дело № 2-686/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владикавказ 15 июля 2010 года

Ленинский районный суд г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания в составе: председательствующего судьи Цаголова З.М.,

при секретаре Цидаевой Ж.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Грибанова Валерия Викторовича на неправомерные действия органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

Грибанов В.В. обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации местного самоуправления г. Владикавказа в заключении договора социального найма на жилое помещение незаконным, и просил обязать АМС г. Владикавказа заключить с ним договор социального найма.

Свои требования Грибанов В.В. обосновал тем, что является военнослужащим и состоит на действительной военной службе по контракту в Северо-Кавказском военном институте внутренних войск МВД России. В соответствии с очередностью решением жилищно-бытовой комиссии СКВИ № от ДД.ММ.ГГГГ ему на семью из четырех человек была выделена <адрес>, корпус 2 по <адрес> в г. Владикавказе РСО-Алания. Он вселился в квартиру, однако не может в ней зарегистрироваться в связи с тем, что АМС г. Владикавказа отказывает ему в заключении договора социального найма. Просил признать незаконным отказ АМС г. Владикавказа в заключении договора социального найма, и обязать АМС г. Владикавказа заключить с ним договор социального найма на квартиру выделенную ему жилищно-бытовой комиссией СКВИ.

В ходе судебного разбирательства Гагиева И.И., представляющая интересы заявителя Грибанова В.В. на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования заявителя поддержала, и пояснила, что несколько лет Грибанов В.В. с семьей проживал в общежитии СКВИ, и состоял на учете лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением жилищно-бытовой комиссии СКВИ от ДД.ММ.ГГГГ заявителю была выделена двухкомнатная <адрес>, корпус 2 по <адрес> в г. ФИО7. Ранее указанную квартиру занимал военнослужащий ФИО4, освободивший ее в связи с выездом к новому месту службы. Командование военного института неоднократно обращалось в АМС г. ФИО7 и Правительство РСО-Алания с просьбой урегулировать вопрос в досудебном порядке. Администрация города в этом отказала.

Представитель ответчика - АМС г. Владикавказа Хестанов А.С., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования Грибанова В.В. не признал, и в судебном заседании пояснил, что спорная квартира находится в муниципальной собственности, и право распоряжения муниципальной собственностью принадлежит исключительно АМС г. ФИО9. При таких обстоятельствах жилищно-бытовая комиссия СКВИ ВВ МВД России не вправе распоряжаться спорной квартирой. Просил суд в удовлетворении заявленных Грибановым В.В. требований отказать.

Представитель ответчика – АМС г. ФИО7, главный специалист Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами АМС г. ФИО7 Гучмазова И.Г., действующая на основании постоянной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № исх. 10, требования заявителя также не признала и пояснила, что спорная квартира принадлежит муниципалитету, и только он может решать вопрос о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, и выделять гражданам муниципальное жилье в порядке очереди. Все это указано в ответе первого заместителя главы АМС г. Владикавказа ФИО10 Тамаева от ДД.ММ.ГГГГ №. Также просила суд отказать заявителю в удовлетворении его требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением жилищно-бытовой комиссии Северо-Кавказского военного института внутренних войск МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № подполковнику Грибанову Валерию Викторовичу на состав семьи из четырех человек выделена отдельная двухкомнатная квартира в г. ФИО7 по <адрес>, корпус 2, <адрес>.

До военнослужащего – подполковника Грибанова В.В., указанную квартиру занимал военнослужащий полковник ФИО4, который освободил ее ДД.ММ.ГГГГ, и сдал по акту приема-передачи командованию института.

В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

При этом обеспечение военнослужащих жилыми помещениями на названных условиях являлось предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и в Верховном суде Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года № 453-О вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Аналогичной является позиция Верховного Суда Российской Федерации, которая была отражена в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2007 года.

В вышеназванном Обзоре Верховного Суда РФ (ответ на вопрос №7) указано, что за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.

Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений статьи 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.

При это необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать отказ администрации местного самоуправления г. ФИО7 в заключении договора социального найма на жилье, расположенное по адресу: РСО-Алания, г. ФИО7, <адрес>, корпус 2, <адрес> Грибановым Валерием Викторовичем незаконным;

Обязать администрацию местного самоуправления г. ФИО7 заключить с Грибановым Валерием Викторовичем договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: РСО-Алания, г. ФИО7, <адрес>, корпус 2, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия – Алания в течение 10 дней.

Представительствующий судья Цаголов З.М.