Дело №2-704/2012
Решение
именем Российской Федерации
11 июля 2012 года г.Владикавказ
Ленинский районный суд г.Владикавказ РСО- Алания в составе председательствующего судьи Дзуцевой Ф.Б. при секретаре Джиоевой Б.Н.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РСО - Алания к некоммерческой организации «Фонд милосердие» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л :
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по РСО - Алания обратилось в суд с иском о ликвидации некоммерческой организации «Фонд милосердие».
В судебном заседании Багаева М.Ю., представляющая интересы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РСО - Алания по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержала и пояснила, некоммерческая организация «Фонд милосердие» 21.08. 1998 года зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Иристонского муниципального округа за №.
В единый государственный реестр юридических лиц Фонд внесен ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным номером <данные изъяты> ведомственный регистрационный номер <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Учредители Фонда –Саркисов-Бабаянц В.М. и Саркисова-Бабаянц И.Ф.
Ответчик в нарушение ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с момента государственной регистрации не представил в Управление отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, хотя ежегодно обязан представлять такую нформацию.
В адрес организации неоднократно были направлены предупрежденияс предложением устранить нарушения действующего законодательства, однако они остались без реагирования
Неоднократное непредставление в установленный срок указанной информации в соответствии с подп. 10 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для принятия судом решения о ликвидации некоммерческой организации на основании заявления уполномоченного органа, в связи с чем просила суд ликвидировать некоммерческую организацию «Фонд милосердие» и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель некоммерческой организации «Фонд милосердие» извещался по известному суду адресу, указанному в Уставе Фонда, однако в суд поступило сообщение о том, что по указанному адресу такая организация не существует. Никто от организации в суд не явился.
Судом также извещались учредители организации Саркисов-Бабаянц В.М. и Саркисова-Бабаянц И.Ф, которые будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица- МРИ ФНС по г.Владикавказу в суд не явился, был извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица –УФНС России по РСО-Алания Кесаев З.С., действующий на основании доверенности, судебном заседании возражал против удовлетворения иска в части исключения ответчика из ЕГРЮЛ, поскольку это сделает невозможным удовлетворение имущественных требований, вытекающих из долгов организации, образовавшихся в период ее существования, в том числе по налогам, обязательным платежам в бюджет и т.д. В остальной части требований о ликвидации организации вопрос оставил на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующем основаниям.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 ГК Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе средств, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
На основании п. 81 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту РФ, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Фс дсрации от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление Министерства юстиции РФ по Республике Северная Осетия-Алания является органом, уполномоченный' на обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональныхотделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений иих структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, с заявлением о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Как видно из содержания искового заявления, пояснений представителя истца, в данном случае Управление ставит вопрос перед судом о ликвидации организации в связи с прекращением ее деятельности.
Как следует из представленных суду документов, Управлением Министерства юстиции РФ по РСО-Алания в лице его руководителя Элдзаровой М.Б. в адрес постоянно действующего руководящего органа организации четырежды направлялись предупреждения о необходимости предоставления информации, указанной в ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Материалами дела установлено, что некоммерческая организация «Фонд милосердие» 21.08. 1998 года зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Иристонского муниципального округа за №.
В единый государственный реестр юридических лиц Фонд внесен ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным номером <данные изъяты>, ведомственный регистрационный номер <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Учредители Фонда –Саркисов -Бабаянц В.М. и Саркисова-Бабаянц И.Ф. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ некоммерческая организация «Фонд милосердие» является действующей организацией.
Также установлено, что с момента регистрации организации до настоящего времени ответчиком в уполномоченный орган - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по РСО - Алания ни разу не были представлены отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также другие необходимые сведения.
Руководствуясь положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и ст.21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о ликвидации ответчика.
Доводы представителя третьего лица Кесаева З.С. о невозможности удовлетворения требования истца об исключении из ЕГРЮЛ сведений о ликвидируемой организации не основаны на законе и не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
По смыслу ст. 61 - 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица возможна несколькими способами, при этом она считается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Положения ст. 61 - 63 ГК РФ содержат лишь общие правила о ликвидации юридических лиц, которые, исходя из их статуса, более подробно регламентированы в специальных законах. При этом процедуру государственной регистрации юридических лиц, в том числе в связи с их ликвидацией, Гражданский кодекс РФ не регулирует.
Эти вопросы урегулированы в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Исходя из положений ст. 1 - 11 данного Закона, по общему правилу именно налоговые органы являются регистрирующими органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, в том числе в связи с их ликвидацией, посредством внесения соответствующих сведений об этом в ЕГРЮЛ.
Однако в отношении отдельных видов юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации (ст. 10 - 11 Закона). Согласно этого порядка, налоговые органы только технически вносят соответствующие сведения в ЕГРЮЛ в отношении таких лиц. Основанием же для внесения ими этих сведений являются решения иного, уполномоченного законом органа исполнительной власти, о проведении их государственной регистрации (в том числе в связи с их ликвидацией).
Некоммерческие организации (за некоторым исключением), как следует из содержания статьи 13.1 Федерального района "О некоммерческих организациях" подлежат государственной регистрации именно в специальном порядке, когда основанием для внесения в ЕГРЮЛ сведений о них (в том числе в связи с их ликвидацией) является отдельное решение о проведении такой государственной регистрации, принятое уполномоченным в этой сфере органом исполнительной власти - Министерством юстиции РФ, действующим через свои территориальные органы.
Соответственно, если решение о ликвидации некоммерческой организации по заявлению территориального органа Минюста РФ принимает суд, то в этом решении сразу должно быть указано на необходимость государственной регистрации ликвидированного юридического лица путем исключения сведений о нем из ЕГРЮЛ, поскольку как уже было указано выше, налоговые органы не уполномочены принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций в связи с их ликвидацией.
Установив признаки недействующего юридического лица, налоговый орган вправе был, начиная с 2009 года, применить к ответчику упрощенную процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Федерального закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", однако этого сделано не было.
В то же время, это не исключает права территориального органа Минюста РФ обратиться в суд с самостоятельным иском о ликвидации Учреждения по иным основаниям, что он и сделал. В данном деле имеет место спор между некоммерческой организацией и территориальным органом Минюста РФ по поводу осуществления данной организацией деятельности, систематически сопровождающейся несоблюдением требований, установленных специальным законом, влекущем возможность ликвидации такого юридического лица в судебном порядке без исследования вопросов о финансовом положении ответчика.
Поэтому удовлетворение иска о ликвидации некоммерческой организации означает принятие судом и решения об осуществлении соответствующей государственной регистрации путем исключения сведений об ответчике из ЕГРЮЛ именно в связи с его ликвидацией. Соответственно, регистрационные действия будут выполняться налоговым органом на основании судебного решения, а не в порядке ст. 21.1 указанного Закона, разделяющего эти процедуры как самостоятельные по отношению друг к другу и устанавливающего разный порядок государственной регистрации в зависимости от того, по какому основанию и в каком порядке прекращена деятельность юридического лица.
Так, приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. N 343 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.12.2010 N 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п. 12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
Таким образом, удовлетворению подлежат требования истца в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РСО - Алания к некоммерческой организации «Фонд милосердие» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать некоммерческую организацию «Фонд милосердие».
Исключить сведения о некоммерческой организации «Фонд милосердие» из единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 1 месяца.
Председательствующий Дзуцева Ф.Б.
Решение вступило в законную силу «_____»_ _ 2012 г._
Судья Дзуцева Ф.Б._