Дело №2-914/2012
Решение
именем Российской Федерации
05 июля 2012 года г.Владикавказ
Ленинский районный суд г.Владикавказ РСО- Алания в составе председательствующего судьи Дзуцевой Ф.Б. при секретаре Джиоевой Б.Н.,рассмотрев в открытом судебном заседании цело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РСО - Алания к Негосударственному образовательному учреждению «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л :
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по РСО - Алания обратилось в суд с иском о ликвидации Негосударственного образовательного учреждения «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража».
В судебном заседании Исмаилова М.С., представляющая интересы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РСО - Алания по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержала и пояснила, что Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ФНС России № по <адрес> РСО-Алания и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером <данные изъяты> ведомственный регистрационный <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе плановой документарной проверки Учреждения, проведенной Управлением юстиции, установлено, что с 2009 года некоммерческая организация не осуществляет уставную деятельность. В ходе анализа учетного дела выявлены следующие нарушения действующего законодательства:
За 2009-2011 годы ответчик в нарушение ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не представил в Управление отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, хотя ежегодно обязан представлять такую нформацию.
В нарушение пункта 3.2. статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Учреждение не разместило в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (не предоставило средствам массовой информации для опубликования) отчет о своей деятельности.В адрес организации неоднократно были направлены предупрежденияс предложением устранить нарушения действующего законодательства, однако они остались без реагирования. В нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О некоммерческих организациях» Учреждение использует эмблему, не зарегистрированную в установленном законом порядке.
Неоднократное непредставление в установленный срок указанной информации в соответствии с подп. 10 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для принятия судом решения о ликвидации некоммерческой организации на основании заявления уполномоченного органа, в связи с чем просила суд ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель негосударственного образовательного учреждения «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража» Ясешвили Л.А. в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом. В адресованном суду письменном заявлении указал, что Учреждение с 2009 года уставную деятельность не осуществляет, практически прекратило свою деятельность. Против ликвидации Учреждения в судебном порядке и исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц не возражает. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица-УФНС по РСО-Алания Кесаев З.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска в части исключения ответчика из ЕГРЮЛ, поскольку это сделает невозможным удовлетворение имущественных требований, вытекающих из долгов организации, образовавшихся в период ее существования, в том числе по налогам, обязательным платежам в бюджет и т.д. В остальной части требований о ликвидации организации вопрос оставил на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующем основаниям.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 ГК Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе средств, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
На основании п. 81 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту РФ, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление Министерства юстиции РФ по Республике Северная Осетия-Алания является органом, уполномоченным на обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональныхотделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, с заявлением о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Как видно из содержания искового заявления, пояснений представителя истца, в данном случае Управление ставит вопрос перед судом о ликвидации организации в связи с прекращением ее деятельности.
Как следует из представленных суду документов, Управлением Министерства юстиции РФ по РСО-Алания в лице его руководителя Элдзаровой М.Б. в адрес постоянно действующего руководящего органа организации трижды направлялись предупреждения о необходимости предоставления информации, указанной в ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Материалами дела установлено, что Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ФНС России № по <адрес> РСО-Алания и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 1051500421202, ведомственный регистрационный номер 1514050004 от ДД.ММ.ГГГГ.
_В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ _ Негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража» является действующей организацией.__
Также установлено, что с 2009 года до настоящего времени ответчиком в уполномоченный орган - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по РСО - Алания ни разу не были представлены отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также другие необходимые сведения.
В материалах дела имеется письмо директора Негосударственного образовательного учреждения «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что организация не имеет лицензии на осуществление уставной деятельности, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ деятельность не осуществляет. В банках расчетные счета не открывались, соответственно, движения денежных средств не было.
Из сообщения Межрайонной ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что выездная налоговая проверка негосударственного образовательного учреждения «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не проводилась, согласно данным ЕГРП за организацией сведений об открытых счетах нет, задолженности по налогам и сборам на ДД.ММ.ГГГГ нет, что само по себе свидетельствует о том, что организация фактически прекратила свою деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Руководствуясь положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и ст.21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о ликвидации ответчика.
Доводы представителя третьего лица Кесаева З.С. о невозможности удовлетворения требования истца об исключении из ЕГРЮЛ сведений о ликвидируемой организации не основаны на законе и не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
По смыслу ст. 61 - 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица возможна несколькими способами, при этом она считается завершенной после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Положения ст. 61 - 63 ГК РФ содержат лишь общие правила о ликвидации юридических лиц, которые, исходя из их статуса, более подробно регламентированы в специальных законах. При этом процедуру государственной регистрации юридических лиц, в том числе в связи с их ликвидацией, Гражданский кодекс РФ не регулирует.
Эти вопросы урегулированы в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Исходя из положений ст. 1 - 11 данного Закона, по общему правилу именно налоговые органы являются регистрирующими органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, в том числе в связи с их ликвидацией, посредством внесения соответствующих сведений об этом в ЕГРЮЛ.
Однако в отношении отдельных видов юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации (ст. 10 - 11 Закона). Согласно этого порядка, налоговые органы только технически вносят соответствующие сведения в ЕГРЮЛ в отношении таких лиц. Основанием же для внесения ими этих сведений являются решения иного, уполномоченного законом органа исполнительной власти, о проведении их государственной регистрации (в том числе в связи с их ликвидацией).
Некоммерческие организации (за некоторым исключением), как следует из содержания статьи 13.1 Федерального района "О некоммерческих организациях" подлежат государственной регистрации именно в специальном порядке, когда основанием для внесения в ЕГРЮЛ сведений о них (в том числе в связи с их ликвидацией) является отдельное решение о проведении такой государственной регистрации, принятое уполномоченным в этой сфере органом исполнительной власти - Министерством юстиции РФ, действующим через свои территориальные органы.
Соответственно, если решение о ликвидации некоммерческой организации по заявлению территориального органа Минюста РФ принимает суд, то в этом решении сразу должно быть указано на необходимость государственной регистрации ликвидированного юридического лица путем исключения сведений о нем из ЕГРЮЛ, поскольку, как уже было указано выше, налоговые органы не уполномочены принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций в связи с их ликвидацией.
Установив признаки недействующего юридического лица, налоговый орган вправе был, начиная с 2009 года, применить к ответчику упрощенную процедуру исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Федерального закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", однако этого сделано не было.
В то же время, это не исключает права территориального органа Минюста РФ обратиться в суд с самостоятельным иском о ликвидации Учреждения по иным основаниям, что он и сделал. В данном деле имеет место спор между некоммерческой организацией и территориальным органом Минюста РФ по поводу осуществления данной организацией деятельности, систематически сопровождающейся несоблюдением требований, установленных специальным законом, влекущем возможность ликвидации такого юридического лица в судебном порядке без исследования вопросов о финансовом положении ответчика.
Поэтому удовлетворение иска о ликвидации некоммерческой организации означает принятие судом и решения об осуществлении соответствующей государственной регистрации путем исключения сведений об ответчике из ЕГРЮЛ именно в связи с его ликвидацией. Соответственно, регистрационные действия будут выполняться налоговым органом на основании судебного решения, а не в порядке ст. 21.1 указанного Закона, разделяющего эти процедуры как самостоятельные по отношению друг к другу и устанавливающего разный порядок государственной регистрации в зависимости от того, по какому основанию и в каком порядке прекращена деятельность юридического лица.
Таким образом, удовлетворению подлежат требования истца в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по РСО - Алания к Негосударственному образовательному учреждению «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать негосударственное образовательное учреждение «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража».
Исключить сведения о негосударственном образовательном учреждении «Учебный центр подготовки частных охранников «Казачья стража» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 1 месяца.
Председательствующий Дзуцева Ф.Б.
Решение вступило в законную силу__ «_____»___ _ 2012 г._
Судья Дзуцева Ф.Б._