5-2/2012 Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения



Дело № 5-160/12

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Владикавказ ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе: председательствующего судьи Цаголова З.М., с участием представителя юридического лица - Государственное учреждение войсковая часть 3785 – Яценко Р.А., помощника военного прокурора Владикавказского гарнизона Зрилова А.И., при секретаре Хубецовой А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Государственное учреждение войсковая часть 3785,

у с т а н о в и л:

С 15 ноября 2011 года по 23 ноября 2011 года военной прокуратурой Владикавказского гарнизона в соответствии с планом работы была проведена проверка исполнения должностными лицами Государственного учреждения войсковая часть 3785 (255 отдельный батальон материального обеспечения 49 отдельной бригады оперативного назначения войск МВД России) законодательства в сфере лицензирования медицинской деятельности.

23 ноября 2011 года за осуществление медицинской деятельности без соответствующей лицензии в отношении юридического лица - Государственное учреждение войсковая часть 3785 юридический адрес: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Коста, 5, ОГРН-1021500512263, ИНН 1501006485, КПП 150101001, ОКПО 08605866 военным прокурором Владикавказского гарнизона Теблоевым А.Т. было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Письмом военного прокурора Владикавказского гарнизона Теблоева А.Т. исх. от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление и другие материалы дела об административном правонарушении были направлены в Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания для рассмотрения по существу.

В судебном заседании помощник военного прокурора Владикавказского гарнизона Зрилов А.И. просил привлечь юридическое лицо - Государственное учреждение войсковая часть 3785 к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, пояснив при этом, что военной прокуратурой Владикавказского гарнизона в соответствии с планом работы проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 3785 законодательства в сфере лицензирования медицинской деятельности. В ходе проверки было установлено, что данная войсковая часть осуществляет деятельность по оказанию доврачебной, амбулаторной и стационарной медицинской помощи без наличия соответствующей лицензии.

Представитель юридического лица - Государственное учреждение войсковая часть 3785, Яценко Р.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании показал, что действительно сотрудниками военной прокуратуры в ноябре 2011 года проводилась плановая проверка войсковой части. По результатам этой проверки было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи отсутствием у войсковой части лицензии на осуществление медицинской деятельности. При этом пояснил, что государство гарантирует военнослужащим бесплатное медицинское обеспечение, а учитывая то обстоятельство, что военнослужащие не подлежат медицинскому страхованию, то на воинских должностных лиц возложены прямые обязанности по медицинскому обеспечению военнослужащих. Кроме того, соответствующего финансирования на проведение войсковой частью мероприятий для получения необходимой лицензии не было. Вместе с тем, в настоящее время войсковой частью такие мероприятия проводятся. Считает, что, оказывая военнослужащим медицинскую помощь без соответствующей лицензии, войсковая часть действует в состоянии крайней необходимости, поскольку прекращение деятельности медицинского подразделения воинской части может нанести ущерб обеспечению безопасности военной службы и повлечь тяжелые последствия.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, военной прокуратурой Владикавказского гарнизона была проведена проверка исполнения должностными лицами Государственного учреждения войсковая часть 3785 законодательства в сфере лицензирования медицинской деятельности.

По результатам рассмотрения материалов проверки постановлением военного прокурора Владикавказского гарнизона Теблоева А.Т. от 23 ноября 2011 года в отношении юридического лица - Государственное учреждение войсковая часть 3785 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса.

Письмом военного прокурора Владикавказского гарнизона Теблоева А.Т. исх. от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление и другие материалы дела об административном правонарушении на основании ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения по существу в Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года № 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи.

Между тем, ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров.

Статьей 46 Федерального закона от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что право военнослужащих внутренних войск на медицинскую помощь реализуется путем проведения в войсках санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий, осуществления постоянного контроля за состоянием здоровья военнослужащих внутренних войск; оказания им медицинской помощи в случае их ранения или болезни, бесплатного обеспечения лекарствами, медикаментами и предоставления различных медицинских услуг в медицинских учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Судом установлен и материалами дела подтверждается факт осуществления медицинским блоком юридического лица - Государственное учреждение войсковая часть 3785 доврачебной, амбулаторной и стационарной медицинской помощи в отсутствие соответствующей лицензии.

Вместе с тем ст. 2.7 КоАП РФ определено, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при наличии такого обстоятельства, как действия лица в состоянии крайней необходимости.

Исследовав и оценив, представленные в материалы, а также доводы помощника военного прокурора и представителя войсковой части, суд считает, что осуществление медицинским блоком войсковой части 3785 доврачебной, амбулаторной и стационарной медицинской помощи в отсутствие необходимой лицензии было обусловлено недопущением более тяжких последствий в виде реальной угрозы жизни и здоровью людей.

При этом военной прокуратурой не представлено доказательств того, что юридическое лицо - Государственное учреждение войсковая часть 3785 имело возможность в проверяемый период организовать данный вид деятельности силами сторонних организаций, имеющих необходимые лицензии, не нарушая установленный законом порядок осуществления медицинской деятельности.

При таких обстоятельствах суд, с учетом положений ст. 2.7 КоАП РФ приходит к выводу о том, что юридическое лицо - Государственное учреждение войсковая часть 3785 в данном конкретном случае действовало в состоянии крайней необходимости и, следовательно, предусмотренные действующим законодательством основания для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 24.5 и п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица – Государственное учреждение войсковая часть 3785 – прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

    

Судья Цаголов З.М.