нарушение санитарно-эпидемиологических требований



Дело № 5-7/10г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Владикавказ 2 апреля 2010 года

... районный суд г.Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего судьи Панаиотиди И.В.,

с участием начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике ... ФИО5, заместителя начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике ... ФИО4, главного специалиста-эксперта отдела организации и обеспечения деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике ... ФИО3, ведущего специалиста-эксперта отдела по защите прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике ... ФИО2,

с участием главного врача Государственного учреждения здравоохранения «...» Министерства здравоохранения Республики ... ФИО7, представителя Государственного учреждения здравоохранения «...» Министерства здравоохранения Республики ... ФИО6,

а также заместителя министра здравоохранения Республики ... ФИО9 и представителя Министерства здравоохранения Республики ... ФИО8,

при секретаре ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении ... суда г.Владикавказа Республики ... материалы дела в отношении Государственного учреждения здравоохранения «...» Министерства здравоохранения Республики ..., расположенного по адресу: Республика ..., ..., ..., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.ст. 6.3 и 6.4 ФИО11 об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Распоряжением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Северная Осетия-Алания от 9 февраля 2010 года № 105 было назначено проведение плановой выездной проверки в отношении Государственного учреждения здравоохранения «...» Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, .... Лицами, уполномоченными на проведение проверки, определены заместитель начальника отдела ... надзора Управления ФИО4, главный специалист-эксперт отдела ... надзора ФИО16, ведущие специалисты-эксперты отдела ... надзора ФИО15, ФИО14 и ФИО13

Дата обезличена года по результатам проверки комиссией был составлен акт Номер обезличен, согласно которого следует, что в ходе проведенного обследования были выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм в помещении диспансера:

  1. отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение;
  2. отсутствует система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением;
  3. отсутствует достаточное количество шкафов для хранения одежды персонала;
  4. отсутствуют шкафы во 2-ом мужском терапевтическом отделении; площадь гардеробных для уличной, домашней и рабочей одежды не соответствует расчетной, не обеспечено их раздельное хранение;
  5. отсутствуют индивидуальные шкафы для хранения санитарной одежды, не обеспечено раздельное хранение санитарной и верхней одежды персонала. Стирка спецодежды медицинского персонала осуществляется в домашних условиях, а не централизованно в прачечной в ГУЗ РПТД МЗ РСО-А;
  6. устройство и содержание помещений пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда не соответствуют санитарным правилам к организации питания;
  7. отсутствует возможность проведения качественной влажной текущей дезинфекции в ванных комнатах, душевых, санузлах и помещениях для хранения и разборки грязного белья;
  8. смыв в унитазах санузлов женского отделения больные и персонал осуществляют вручную;
  9. сточные воды сбрасываются в городской коллектор, не подвергаясь обеззараживанию;
  10. в 1-ом и 2-ом мужских терапевтических отделениях больные размещаются в 7-местных палатах при нормативе - не более 4 человек в одной палате;
  11. после выписки (смерти) больных, а также по мере загрязнения, матрацы, подушки и одеяла не подвергаются дезинфекционной камерной обработке;
  12. в местах отдыха и на территории лечебного учреждения (через каждые 50 метров) отсутствуют урны для сбора мусора, отсутствуют плевательницы;
  13. контейнеры для сбора твердых бытовых отходов находятся без крышек и маркировки в соответствии с классами опасности.

Таким образом, руководство Государственного учреждения здравоохранения «...» Министерства здравоохранения Республики ..., расположенного по адресу: Республика Северная ..., нарушило положения СанПиН 2.Дата обезличена-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.ст. 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные нарушения представляют угрозу для здоровья и жизни больных, а также персонала в виде травм, распространения туберкулеза, острых кишечных инфекций и острых респираторных заболеваний. Главный врач ... «...» Министерства здравоохранения Республики ... ФИО7 от подписания акта отказался.

В результате, заместителем начальника отдела эпидемиологического надзора Управления ФИО4 Дата обезличена года был составлен протокол Номер обезличен об административном правонарушении, административная ответственность за которое предусмотрена ст.ст. 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно был составлен протокол о временном запрете деятельности, которым определено время фактического прекращения деятельности диспансера - Номер обезличен часов Номер обезличен минут Дата обезличена года.

Начальник отдела эпидемиологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике ... ФИО5, действующая в судебном заседании на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, просила приостановить эксплуатацию ... «...» Министерства здравоохранения Республики ..., ввиду несоответствия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Заместитель начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО0-Алания ФИО4, действующая в судебном заседании на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, просила приостановить эксплуатацию ... «...» по указанным выше обстоятельствам.

Главный специалист-эксперт отдела организации и обеспечения деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике ... ФИО3, действующая в судебном заседании на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, просила приостановить эксплуатацию ... «...» Министерства здравоохранения Республики ..., ввиду несоответствия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Представитель Управления - ФИО2, действующий на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, в судебном заседании также просил приостановить эксплуатацию ... «...» Министерства здравоохранения Республики ..., ввиду несоответствия санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Главный врач Государственного учреждения здравоохранения «...» Министерства здравоохранения Республики ... ФИО7, действующий на основании приказа Министерства здравоохранения Республики ... от Дата обезличена года Номер обезличен л/с и соглашения от Дата обезличена года о продлении срока трудового договора, в судебном заседании показал, что выявленные нарушения действительно имеют место и в настоящее время руководством лечебного учреждения не могут быть приняты какие-либо необходимые меры по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил ввиду отсутствия должного финансирования. При этом, ФИО7 пояснил, что возражает против административного приостановления деятельности лечебного учреждения, поскольку в этом случае возникнет проблема с временным размещением проходящих лечение больных.

Представитель Государственного учреждения здравоохранения «...» Министерства здравоохранения Республики ... ФИО6 полностью разделил позицию главного врача ... ФИО7

Заместитель министра здравоохранения Республики ... ФИО9, действующий на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, в судебном заседании показал, что Государственное учреждение здравоохранения «...» согласно правоустанавливающим документам находится в ведении Министерства здравоохранения Республики .... Выявленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике ... нарушения санитарных норм и правил действительно имеют место и в настоящее время руководством министерства по мере финансирования будут предприняты все возможные необходимые меры по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических норм и правил. Тем более, что данная критическая ситуация возникла в результате отсутствия ранее возможности привести лечебное учреждение в соответствующий установленным законом нормам и правилам вид. При этом, ФИО9 пояснил, что административное приостановление деятельности лечебного учреждения приведет к проблеме размещения больных, проходящих стационарное лечение в диспансере, так как в республике отсутствует возможность временного размещения данной категории больных.

Представитель Министерства здравоохранения Республики ... ФИО8, действующая на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, в судебном заседании поддержала позицию заместителя министра здравоохранения Республики ... ФИО9

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные материалы, а также материалы об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что виновность руководства диспансера и Министерства здравоохранения Республики ..., в чьем непосредственном ведении находится лечебное учреждение, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.ст. 6.3 и 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помимо показаний представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике ..., главного врача диспансера и представителей Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания доказана протоколом об административном правонарушении от Дата обезличена года Номер обезличен, протоколом о временном запрете деятельности диспансера от Дата обезличена года, актом проверки от Дата обезличена года Номер обезличен, а также другими имеющимися в материалах дела доказательствами.

Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое заключение представляет собой документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных Федеральным законом видов деятельности.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

П. 2.1. Устава Государственного учреждения здравоохранения «...», утвержденного Министерством здравоохранения Республики ... Дата обезличена года, установлено, что основной задачей учреждения является профилактика, диагностика и лечение (стационарное и амбулаторное) туберкулеза, а также диспансерное наблюдение за контингентами больных туберкулезом. Следовательно, в отношении деятельности диспансера применяются положения СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров».

В ходе рассмотрения представленных материалов суд приходит к выводу, что в соответствии с положениями СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» лечебное учреждение (диспансер) должно иметь: санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам; систему приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением; достаточное количество шкафов для хранения санитарной и верхней одежды персонала; стирка спецодежды медицинского персонала должна осуществляться централизованно в прачечной в ГУЗ РПТД МЗ РСО-А; помещения пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда должны соответствовать санитарным правилам к организации питания; необходимо обеспечить возможность проведения качественной влажной текущей дезинфекции в ванных комнатах, душевых, санузлах и помещениях для хранения и разборки грязного белья; санузлы женского отделения должны быть оснащены педальными спусками для сливных бачков; сточные воды перед сбросом в городской коллектор должны подвергаться обеззараживанию; в 1-ом и 2-ом мужских терапевтических отделениях больные должны быть размещены согласно нормативам - не более 4 человек в палате; матрацы, подушки и одеяла после выписки (смерти) больных, а также по мере загрязнения должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке; в местах отдыха и на территории диспансера через каждые 50 метров должны быть установлены урны для сбора мусора и плевательницы; контейнеры для сбора твердых бытовых отходов должны быть обеспечены крышками и промаркированы в соответствии с классами опасности.

В противном случае указанные нарушения санитарных норм и правил представляют угрозу для здоровья и жизни больных, а также персонала в виде травм, распространения туберкулеза, острых кишечных инфекций и острых респираторных заболеваний.

В соответствии со ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет административное приостановление деятельности юридического лица на срок до девяноста суток. Ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий и сооружений влечет административное приостановление деятельности юридического лица на срок до девяноста суток.

Ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства. Более того, п. 2 ст. 24 Федерального закона на юридические лица возложена обязанность приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

При разрешении вопроса об административном приостановлении деятельности Государственного учреждения здравоохранения «...» Министерства здравоохранения Республики ..., расположенного по адресу: Республика ..., ..., суд исходит из положений ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. При этом, суд учитывает положение указанной нормы, в соответствии с которым административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо возникновения эпидемии. Более того, при принятии решения суд исходит из принципа разумности в вопросе определения конкретного срока административного приостановления деятельности лечебного учреждения.

ФИО18 достоверно установлено, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил норм в Государственном учреждении здравоохранения «...» Министерства здравоохранения Республики ..., расположенном по адресу: ..., ..., ..., угрожают жизни и здоровью людей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.12; 4.1; 6.3; 6.4; 23.1; 29.7; 29.9 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

Приостановить эксплуатацию Государственного учреждения здравоохранения «...» Министерства здравоохранения Республики ..., расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, ..., на тридцать суток.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение 10 суток со дня его вручения.

Судья И.В.Панаиотиди