Дело № 1-128/2011
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г.Владимир 16 мая 2011 года
Ленинский районный суд г.Владимира в составе:
председательствующего судьи Урлекова Н.В.,
при секретаре Куренковой Ю.А.,
с участием государственных обвинителей Ермакова К.А.,
Косцовой О.Л.,
подсудимого Лукашова А.П.,
защитника – адвоката Натуриной Е.А.,
представившей ордер №, удостоверение №,
потерпевшего ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
ЛУКАШОВА А.П., ...., ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Лукашов А.П. совершил убийство при следующих обстоятельствах.
09 февраля 2011 года в период времени с 22 до 23 часов в <адрес> Лукашов А.П., находящийся в состоянии алкогольного опьянения, на почве возникших личных неприязненных отношений умышленно, с целью причинения смерти, нанес ФИО1 удар ножом в область грудной клетки слева с повреждением левого легкого, причинив тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, что повлекло наступление смерти потерпевшего.
В судебном заседании подсудимый Лукашов А.П. пояснил, что умысла на убийство ФИО1 не имел, хотел лишь запугать его, поскольку тот на его глазах избил женщину – ФИО2 и нанес ему удар по лицу, в связи с чем, у него к потерпевшему возникла неприязнь. Нож он решил применить, поскольку ФИО1 физически был сильнее него и он понимал, что с ним не справится. Лукашов А.П. направил нож в область живота потерпевшего со словами «больше ты ее (ФИО2) не тронешь», при этом удар не наносил. ФИО1 попытался вырвать нож из рук Лукашова А.П. и в ходе борьбы нанес себе ножевое ранение. Подсудимый уточнил, что все случилось 09 февраля 2011 года в период между 22 и 23ч.00мин, произошедшее оценивает как случайность.
Ввиду наличия существенных противоречий, показания Лукашова А.П., данные им при производстве предварительного следствия в статусе подозреваемого от 10 февраля 2011 года и обвиняемого от 18 февраля и 24 марта 2011 года, оглашены в судебном заседании. Из них следует, что 09 февраля 2011 года в вечернее время Лукашов А.П. находился в квартире знакомого ФИО3 Позднее приехала ранее знакомая Лукашову ФИО2 со своим молодым человеком ФИО1 Вместе вчетвером они стали распивать спиртное на кухне квартиры, где в течение примерно часа выпили бутылку водки. На кухне играла музыка и в один из моментов ФИО2 предложила Лукашову пройти в зал потанцевать. Он согласился и они вышли из кухни. Примерно через 15-20 минут вернулись обратно. Еще через 5-10 минут ФИО1 встал из-за стола, взял ФИО2 за руку и вывел в малую комнату, расположенную слева от входа в квартиру. Лукашов услышал его громкие ругательства, а затем крики ФИО2, похожие на крики от боли. Он встал из-за стола и хотел воспрепятствовать скандалу, но ФИО3 сказал, что они сами разберутся. Поскольку крики не прекращались, он вопреки воли ФИО3 встал и проследовал в малую комнату. Зайдя в нее на лице ФИО2 увидел кровь и синяк в области глаза. Он громко крикнул на ФИО1, чтобы тот прекратил свои противоправные действия. В ответ ФИО1 развернулся и сильно ударил его кулаком в область лица. От удара Лукашов отлетел к выходу из комнаты. Он очень разозлился на ФИО1 и решил пресечь его дальнейшие противоправные действия, но по физической силе был слабее его. При нем был нож на ремешке, пристегнутый ко внешнему карману жилетки. В этот момент он вспомнил про нож и решил воспользоваться им. У него появилось желание нанести ФИО1 такую рану, чтобы он более не мог причинить телесных повреждений ни ему, ни ФИО2. При этом он безразлично относился к тому, куда будет наносить удар. Правой рукой он достал нож, разложил его и, подойдя к ФИО1, нанес один сильный удар в область грудной клетки спереди, отчего тот упал. Затем он находился в квартире и ждал приезда врачей скорой помощи и сотрудников милиции.
Суд не принимает показания Лукашова А.П. о том, что он пытался защитить ФИО2 от избиения и что ФИО1 нанес ему телесные повреждения, расценивает их как попытку смягчить свою ответственность за содеянное, поскольку установлено, что во время конфликта ФИО2 и ФИО1 в комнате, Лукашов с ФИО3 находились на кухне, побоев подсудимому ФИО1 не наносил. В остальной части показания Лукашова, данные им в статусе подозреваемого от 10 февраля 2011 года и обвиняемого от 18 февраля и 24 марта 2011 года, суд признает правдивыми и кладет их в основу обвинения, поскольку они согласуются с показаниями иных лиц.
Так, потерпевший ФИО4 пояснил, что 10 февраля 2011 года около 01 ночи ему на мобильный телефон позвонила ФИО2 и сообщила, что ФИО1 убили. На следующий день при личной встречи она рассказала, что 09 февраля 2011 года она с ФИО1 находилась в гостях у знакомых. В ходе распития спиртного он приревновал ее и начал избивать. За нее заступился один мужчина по имени А., который нанес удар ножом ФИО1 в область сердца.
Свидетель ФИО2 пояснила суду, что 09 февраля 2011 года около 19ч.00мин. она со своим другом ФИО1 приехала к ФИО3 по <адрес>. У ФИО3 находился ранее знакомый ФИО2 мужчина по имени А. (Лукашов А.П.), мужчины находились в состоянии несильного алкогольного опьянения. Вчетвером они сели на кухне, где продолжили распивать спиртное. В это время на кухне играла музыка и ФИО2 предложила Лукашову потанцевать. Он согласился и около 21 часа они проследовали в комнату. Через некоторое время они вернулись на кухню, где продолжили танцевать и распивать спиртное. В ходе общения ФИО1 стал оскорблять ее на почве ревности и они ушли ругаться в комнату, где он нанес ей два удара кулаком в область лица. Лукашов при этом не присутствовал, поскольку находился с ФИО3 на кухне. После нанесенных ударов она заплакала и убежала в туалет, где находилась около 10 минут. Когда вышла, увидела ФИО1, лежащего на полу, изо рта у него шла кровь. ФИО3 крикнул, что нужно срочно вызвать скорую помощь и милицию.
Со слов ФИО3 ей известно, что когда она убежала в туалет, между Лукашовым и ФИО1 произошел конфликт из-за ее избиения. Лукашов, желая заступиться за нее, схватил нож и умышленно нанес ФИО1 один удар ножом в область сердца.
Свидетель ФИО3 пояснил суду, что знаком с ФИО2 с 2003 года, Лукашов А.П. является его другом. 09 февраля 2011 года он находился с Лукашовым дома по <адрес>. Около 19ч.00мин. к нему приехала ФИО2 со своим знакомым ФИО1 К этому моменту ФИО3 с Лукашовым находились в состоянии несильного алкогольного опьянения. Они вчетвером сели за столом на кухне, где продолжили распивать спиртное и общаться. На кухне играла музыка. ФИО2 встала из-за стола и стала танцевать. К ней присоединился Лукашов. Затем они ушли танцевать в комнату. Когда вернулись на кухню и сели за стол, ФИО1 стал нецензурно оскорблять ФИО2, после чего схватил ее за одежду и вытащил в коридор, а затем в малую комнату, где они продолжали ругаться. ФИО3 с Лукашовым в этот момент находились на кухне и не выходили, поскольку не хотели вмешиваться в конфликт. Когда спустя некоторое время на кухню зашел ФИО1, Лукашов достал имеющийся при нем нож и нанес ему удар в область груди. После случившегося ФИО3 позвонил в милицию и вызвал скорую помощь. Приехавший врач констатировал смерть ФИО1.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № от 01 марта 2011 года, при исследовании трупа ФИО1 обнаружено проникающее колото-резаное ранение грудной клетки слева с повреждением левого легкого. Данное телесное повреждение причинило тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, могло быть причинено острым орудием колюще-режущего типа – ножом, имеющим односторонне-острую заточку клинка.
Смерть ФИО1 наступила от проникающего колото-резанного ранения грудной клетки с повреждением левого легкого. Таким образом, между полученным телесным повреждением и смертью потерпевшего имеется прямая причинная связь.
Учитывая степень развития трупных явлений и поствитальных реакций, смерть ФИО1 наступила 09.02.2011года в период между 22ч.30мин. и 23ч15мин.
Учитывая локализацию имеющегося ранения у ФИО1 и ход раневого канала, можно сказать, что вероятнее всего потерпевший был обращен лицом к нападавшему.
В крови от трупа ФИО1 обнаружен этиловый спирт в концентрации, соответствующей средней степени алкогольного опьянения.
Вина Лукашова А.П. в совершенном преступлении также подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства материалами уголовного дела:
- протоколом осмотра места происшествия от 09 февраля 2011 года, согласно которому в ходе осмотра <адрес> изъяты металлический раскладной нож и фрагмент обоев со следами вещества бурого цвета, похожими на кровь;
- протоколом выемки от 10 февраля 2011 года, согласно которому у подозреваемого Лукашова А.П. изъяты кофта, джинсы синего цвета, жилет, одетые на нем в момент совершения преступления и имеющиеся при себе два носовых платка;
- заключением биологической судебной экспертизы № от 02 марта 2011 года, согласно которому, кровь потерпевшего ФИО1 относится к «....» группе. На представленных на экспертизу ноже, фрагменте обоев, на принадлежащих Лукашову А.А. кофте, джинсах, жилете и двух носовых платках установлено присутствие следов крови человека указанной группы, которая могла произойти от ФИО1;
- заключением медико-криминалистической судебной экспертизы № от 05 марта 2011 года, согласно которому ранение передней поверхности грудной клетки слева ФИО1 причинено острым орудием колюще-режущего типа – ножом, имеющим односторонне-острую заточку клинка.
Исходя из морфологических особенностей и длины раны, изъятой с области грудной клетки трупа ФИО1, результатов ранее проведенной медико-криминалистической экспертизы №, размеров и конструктивных особенностей ножа, наличия на нем множественных пятен и помарок высохшей крови, результатов судебно-биологической экспертизы, исследуемое ранение могло быть причинено потерпевшему клинком складного металлического ножа, представленного на экспертизу;
- протоколом осмотра предметов от 23 марта 2011 года, согласно которому осмотрены раскладной нож и фрагмент обоев, изъятые в ходе осмотра места происшествия 09 февраля 2011 года в <адрес>; кофта, джинсы синего цвета, жилет и два носовых платка, изъятых в ходе выемки 10 февраля 2011 года у подозреваемого Лукашова А.П.
Оценивая в совокупности приведенные доказательства с точки зрения допустимости, относимости, достоверности и достаточности для разрешения дела, суд приходит к выводу о доказанности вины подсудимого Лукашова А.П. в совершенном преступлении. Его действия носили умышленный характер. Осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления, Лукашов А.П. взял нож, направил в сторону ФИО1 и с силой нанес удар в жизненно-важный орган потерпевшего, о чем свидетельствуют сила нанесенного удара и колото-резаный характер раны с повреждением левого легкого. С учетом данных о личности подсудимого, его отношения к содеянному и поведения в момент и после совершения преступления, а также в период следствия и судебного разбирательства, оснований сомневаться во вменяемости подсудимого у суда не имеется.
Действия Лукашова А.П. суд квалифицирует по ч.1 ст.105 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
При назначении наказания суд в соответствии со ст.ст. 6, 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, мнение потерпевшего и другие обстоятельства.
Суд принимает во внимание факт признания вины Лукашовым А.П. на стадии предварительного следствия, учитывает, что преступление совершено им впервые, на учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере он не состоит. Смягчающим вину обстоятельством суд признает противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления. Отягчающих вину обстоятельств не установлено.
Вместе с тем, Лукашов А.П. совершил особо тяжкое преступление, ..... При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что наказание в виде лишения свободы отвечает целям восстановления социальной справедливости, исправления виновного и предупреждения совершения им новых преступлений.
В соответствии с п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ, отбывать наказание в виде лишения свободы Лукашову А.П. надлежит в исправительной колонии строгого режима.
Гражданский иск по делу не заявлен. В соответствии с п.п.1,3 ч.3 ст.81 УПК РФ, вещественные доказательства по делу: раскладной нож, фрагмент обоев, кофта, джинсы, жилет и два носовых платка – подлежат уничтожению после вступления приговора в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 299, 303, 307-310 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
ЛУКАШОВА А.П. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.105 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Лукашову А.П. оставить прежней – в виде заключения под стражей.
Начало срока отбывания наказания исчислять с 16 мая 2011 года. Зачесть в срок отбывания наказания время нахождения Лукашова А.П. под стражей с 10 февраля 2011 года.
Вещественные доказательства: раскладной нож, фрагмент обоев, кофта, джинсы, жилет и два носовых платка – уничтожить после вступления приговора в законную силу.
Приговор может быть обжалован во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение 10 суток со дня его провозглашения, подсудимым Лукашовым А.П. – в тот же срок со дня получения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о рассмотрении дела судом кассационной инстанции с его участием.
Судья Н.В. Урлеков