№ 2-404/2012 об оспаривании и признании незаконным Предписания ГИТ во Владимирской области



Дело № 2- 404/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«19» января 2012 года

г.Владимир, Владимирской области

Ленинский районный суд г.Владимира в составе:

председательствующего судьи Рассадкиной И.С.

при секретаре Стародубцевой А.В.

с участием представителя заявителя Алякринской Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Изюменко Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

заинтересованного лица Коекиной В.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Главы города Суздаля об оспаривании, признании незаконным и отмене предписания Государственного инспектора труда во Владимирской области от 09 декабря 2011 года,

у с т а н о в и л:

    Глава города Суздаля Владимирской области Гусева О.К. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственного инспектора труда во Владимирской области Изюменко Н.С. от 09.12.2011 года.

    В обоснование заявления указано следующее.

    В соответствии с распоряжением Заместителя Руководителя Государственной инспекции труда во Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации города Суздаля была проведена проверка, по результатам которой был составлен акт и выдано предписание от 09 декабря 2011 года .

    Указанным предписанием Государственный инспектор труда во Владимирской области обязал Главу города Суздаля Гусеву О.К. в срок до 10 января 2012 года отменить распоряжение администрации МО город Суздаль от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении заместителя главы ( руководителя аппарата) администрации города Суздаля В.С. Коекиной».

    В качестве оснований для его отмены в распоряжении указано, что оно издано с нарушением процедуры, так как Коекиной В.С. не предлагались все имеющиеся вакантные должности.

    С указанным предписанием Глава г.Суздаля не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене, ссылаясь на то, что решением Совета народных депутатов МО г.Суздаля от 17.05.2011 года № 30 «Об утверждении структуры администрации г.Суздаля Владимирской области» была принята новая структура аппарата администрации г.Суздаля, которой были утверждены наименования подразделений (отделов) администрации г. Суздаля, а также наименования должностей заместителя главы.

    В соответствии с принятым решением Совета, постановлением администрации МО г.Суздаля от 20.05.2011 года № 177 «О должностях муниципальной службы в администрации города Суздаля Владимирской области» было принято решение о сокращении части должностей муниципальной службы, в том числе, должность заместителя главы ( руководителя аппарата) администрации города Суздаля.

    Коекиной В.С., замещающей данную должность ( заместителя главы, руководителя аппарата), под роспись, заблаговременно, в установленные законом сроки, было вручено соответствующее уведомление о предстоящем увольнении.

    В целях соблюдения гарантий трудовых прав Коекиной В.С., письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было предложено принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы, которые, в том числе, были введены в соответствии с постановлением администрации МО г.Суздаль от 20.05.2011 года № 177 «О должностях муниципальной службы в администрации города Суздаля Владимирской области»: высшая должность – заместитель Главы администрации города по социально - экономическому развитию, начальник отдела по туризму, культуре, физической культуре, спору и делам молодежи, начальник отдела экономики, развития предпринимательства, потребительского рынка и сферы услуг, начальник юридического отдела, начальник отдела архитектуры и строительства; главная должность- заместитель начальника отдела экономики, развития предпринимательства, потребительского рынка и сферы услуг; старшая должность- главный специалист по туризму, культуре и делам молодежи, главный специалист отдела архитектуры и строительства, ведущий специалист по физической культуре и спорту.

    Согласно «Положению о конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Суздаля», утв. Решением Совета народных депутатов № 54 от 19.06.2007 года поступление граждан на муниципальную службу, в том числе право муниципального служащего на должностной рост осуществляется на конкурсной основе.

    В соответствии с п.2 указанного выше Положения, конкурс на замещение вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления не проводится только при заключении срочного служебного контракта, и при замещении младших должностей муниципальной службы.

    Таким образом, Коекиной В.С. были предложены все имеющиеся на момент увольнения вакантные должности муниципальной службы в администрации города Суздаля, путем направления ей предложения принять участие в конкурсе на их замещение.

    Представитель Главы города Суздаля Алякринская Т.А. поддержала заявление, ссылаясь на изложенные выше доводы. Просила его удовлетворить.

    Дополнительно пояснила, что копия оспариваемого предписания была получена администрацией города Суздаля 26 декабря 2011 года. Коекина В.С., в свою очередь, не подавала заявления на участие в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы администрации города Суздаля Владимирской области.

    Представитель заинтересованного лица – Государственный инспектор труда во Владимирской области Н.С. Изюменко полагала заявление Главы администрации г. Суздаля о признании незаконным оспариваемого предписания необоснованным и удовлетворению не подлежащим, ссылаясь на то, что оно выдано в пределах полномочий Гострудинспекции, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о труде.

    Возражения мотивировала тем, что по обращению в Государственную инспекцию труда во Владимирской области Коекиной В.С. о нарушении работодателем ее трудовых прав, выразившемся в незаконном увольнении, ДД.ММ.ГГГГ в администрации г.Суздаля Владимирской области была проведена проверка соблюдения трудового законодательства РФ.     

    В ходе проверки было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Коекина В.С. занимала должность заместителя Главы (руководитель аппарата) администрации г.Суздаля.

    Решением Совета народных депутатов администрации от 17.05.2011 года № 30 «О структуре администрации города Суздаля Владимирской области» для исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город Суздаль принята новая структура.

    Согласно постановлению администрации от 20.05.2011 года № 177 «О должностях муниципальной службы в администрации г.Суздаля Владимирской области» занимаемая Коекиной В.С. должность- заместитель Главы ( руководитель аппарата) подлежит сокращению.

    В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с сокращением штата работников органа местного самоуправления, муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

    ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации г.Суздаля предупредила Коекину В.С. о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата.

    При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу ( вакантную должность) в соответствии с ч.3 ст. 81 ТК РФ.

    Частью 3 ст. 81 ТК РФ предусмотрено, что увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 и 3 части первой ст. 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу ( как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

    Однако вакантные должности, имеющиеся в администрации г.Суздаля- начальник отдела по туризму, культуре и физической культуре, спорту и делам молодежи, начальник отдела архитектуры и строительства, и другие Коекиной В.С. не предлагались.

    Предложение принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы, по мнению представителя Гострудинспекции, не соответствует требованиям ст.ст. 81, 181 ТК РФ и не может расцениваться как предложение вакантных должностей при проведении процедуры увольнения по сокращению численности или штата работников организации.

    Нарушение процедуры увольнения Коекиной В.С. явилось основанием для вынесения оспариваемого предписания.

    Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Коекина В.С., полагала заявление Главы города Суздаль необоснованным и не подлежащим удовлетворению, просила в его удовлетворении отказать, поддержав доводы представителя Государственной инспекции труда во Владимирской области. Не отрицала в суде факта получения ДД.ММ.ГГГГ предложения принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы. Однако считает, что это предложение в силу закона не приравнивается к предложению вакантных должностей при проведении процедуры увольнения по сокращению численности или штата работников организации. Считает, что перечисленные в Предложении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16) вакантные на момент ее увольнения должности муниципальной службы ей не предлагались, хотя должны были быть предложены, так как соответствовали ее квалификации.    

     Также пояснила, что свое увольнение из администрации г.Суздаля самостоятельно в судебном порядке не оспаривала.

    Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства РФ № 324 от 30 июня 2004 года с последующими изменениями, Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда. В полномочия названного органа исполнительной власти входит, в частности, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений ( п.5.1.1.). Аналогичные полномочия закреплены также в ст.356, ст. 357 Трудового кодекса РФ.

    Судом установлено, что Коекина В.С. с ДД.ММ.ГГГГ занимала должность заместителя Главы (руководителя аппарата) администрации города Суздаля.

     Решением Совета народных депутатов муниципального образования городское поселение город Суздаль № 30 от 17 мая 2011 года «Об утверждении структуры администрации города Суздаля Владимирской области» была утверждена новая структура администрации города Суздаля Владимирской области согласно приложению № 1 и графическое изображение структуры администрации города Суздаля Владимирской области согласно приложение № 2.

    Постановлением администрации муниципального образования город Суздаль № 177 от 20 мая 2011 года «О должностях муниципальной службы в администрации города Суздаля Владимирской области», должность муниципальной службы в администрации г.Суздаля заместителя Главы ( руководитель аппарата) администрации города Суздаля подлежит сокращению.

    Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования город Суздаль в связи с сокращением должности муниципальной службы заместителя главы (руководителя аппарата) администрации города Суздаля ДД.ММ.ГГГГ Коекина В.С., заместитель главы ( руководитель аппарата) администрации города Суздаля была уволена с занимаемой должности.

    ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда во Владимирской области, являющейся территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, было издано распоряжение о проведении внеплановой документальной проверки соблюдения трудового законодательства в отношении администрации города Суздаля Владимирской области.

    Основанием для издания распоряжения послужило письменное обращение Коекиной В.С. по вопросу нарушения работодателем ее трудовых прав.

    По результатам проверки государственным инспектором труда во Владимирской области Изюменко Н.С. вынесен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого были выявлены нарушения законодательства, а именно: при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу ( вакантную должность). ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации города Суздаля О.К. Гусева предупредила Заместителя Главы администрации города Суздаля Коекину В.С. о предстоящем увольнении. ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата работников, согласно представленным документам вакантные должности, имеющиеся в организации, Коекиной В.С. не предлагались- начальник отдела по туризму, культуре, физической культуре, спорту и делам молодежи, начальник отдела архитектуры и строительства и другие).

    По результатам выявленных нарушений государственным инспектором вынесено предписание от 09.12.2011 года, которым отменено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Коекиной В.С. в связи с нарушением процедуры. Срок выполнения предписания- до 10 января 2012 года ( л.д. 6-8).

    Между тем, суд, установив по делу юридически значимые обстоятельства, приходит к выводу о том, что при увольнении Коекиной В.С. работодателем была соблюдена процедура предстоящего увольнения по сокращению штата.

    Предусмотренных законом оснований для отмены распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ у Государственной инспекции труда во Владимирской области не имелось.

    Порядок увольнения муниципального служащего по сокращению штата работников установлен специальным законодательством, регулирующим правоотношения, связанные с прохождением муниципальной службы.

В соответствии с ч.2 ст. 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

    Проведенной государственным инспектором труда во Владимирской области проверкой по обращению Коекиной В.С. было установлено нарушение процедуры ее увольнения по сокращению штатов в том, что ей не предлагались вакантные должности, имеющиеся в администрации города Суздаль, а именно: начальник отдела по туризму, культуре, физической культуре, спорту и делам молодежи, начальник отдела архитектуры и строительства, и другие.

    Предложение в адрес Коекиной В.С. от ДД.ММ.ГГГГ о принятии участия в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы, государственным инспектором было расценено, как не соответствующее требованиям трудового законодательства – ст.ст. 81, 181 ТК РФ. Других нарушений процедуры увольнения Коекиной В.С. установлено не было.

    Статьей 180 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу ( вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 настоящего Кодекса.

    О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращении численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

    ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации г.Суздаля Гусева О.К. предупредила Коекину В.С. о предстоящем увольнении ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата работника.

    Согласно ч.3 ст. 81 Трудового кодекса РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 (сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу ( как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Коекина В.С. получила предложение Главы города Суздаля Гусевой О.К. принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей муниципальной службы: высшая должность- заместитель Главы администрации города по социально-экономическому развитию, начальник отдела по туризму, культуре, физической культуре, спору и делам молодежи, начальник отдела экономики, развития предпринимательства, потребительского рынка и сферы услуг, начальник юридического отдела, начальник отдела архитектуры и строительства; главная должность- заместитель начальника отдела экономики, развития предпринимательства, потребительского рынка и сферы услуг; старшая должность- главный специалист по туризму, культуре и делам молодежи, главный специалист отдела архитектуры и строительства, ведущий специалист по физической культуре и спорту. ( л.д. 15-16).

В судебном заседании ни представителем ГИТ, ни заинтересованным лицом Коекиной В.С. не оспаривалось наличие в администрации города Суздаля лишь перечня тех вакантных должностей, на замещение которых Коекиной В.С. было предложено принять участие в конкурсе.

От участия в конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы Коекина В.С. отказалась, что не оспаривалось ею в судебном заседании.

Доводы представителя Государственной инспекции труда во Владимирской области и Коекиной В.С. о том, что последней должны были быть предложены имеющиеся в администрации г.Суздаля вакантные должности без проведения конкурса на их замещение, суд считает несостоятельными, противоречащими закону.

При этом суд принимает во внимание положения ст. 17 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 12 Закона Владимирской области № 58-ОЗ от 30.05.2007 г. «О муниципальной службе во Владимирской области», решение Совета народных депутатов муниципального образования город Суздаль № 54 от 19.07\6.2007 года «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение вакантных муниципальной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Суздаля и Порядка формирования конкурсной комиссии в муниципальном образовании город Суздаль».

Согласно п.п. 2 и 3 Положения о конкурсе на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Суздаля, являющегося Приложением № 1 к решению Совета народных депутатов от 19.06.2007 г. № 54, конкурс в органах местного самоуправления г.Суздаля объявляется распоряжением Главы город Суздаля или распоряжением председателя Совета народных депутатов муниципального образования город Суздаль при наличии вакантной должности, замещение которых в соответствии со ст. 12 Закона Владимирской области от 30.05.2007 г. № 58-ОЗ «О муниципальной службе во Владимирской области» может быть произведено на конкурсной основе.

Конкурс не проводится при заключении срочного служебного контракта, при замещении младших муниципальных должностей.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает занятие вакантной высшей, главной, ведущей и старшей должности на муниципальной службе в администрации города Суздаля, иначе, чем на конкурсной основе, независимо от оснований: либо при поступлении на должность муниципальной службы, либо при реализации предложения вакантных должностей при проведении процедуры увольнения по сокращению численности или штата работников организации.

Доводы представителя Государственной инспекции труда во Владимирской области и Коекиной В.С. об обратном основаны на ошибочном применении и толковании норм права.

При таких обстоятельствах, суд считает, что при увольнении Коекиной В.С. работодателем была соблюдена предусмотренная законом процедура увольнения с должности муниципальной службы, при этом ей были предложены все имеющиеся вакантные должности муниципальной службы, от которых она отказалась.

С учетом изложенного, настоящее заявление подлежит удовлетворению, а оспариваемое предписание- признанию незаконным и отмене.    

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Заявление Главы города Суздаля об оспаривании, признании незаконным и отмене предписания Государственного инспектора труда во Владимирской области от 09 декабря 2011 года- удовлетворить.

    Признать незаконным и отменить предписание от 09 декабря 2011 года, выданное Главе города Суздаля Гусевой О.К..

    Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: И.С. Рассадкина